Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. В связи с этим в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) получило широкое применение здоровьесберегающая практика, созданы необходимые условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей. Известно, что дети с ОВЗ (ЗПР, ТНР) отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость внимания и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы и др. недостатки. Вся коррекционная работа осуществляется комплексно в течение дня с участием педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Рациональное использование здоровьесберегающих (коррекционных) технологий в работе с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) помогает учителю – логопеду исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdor.tehnol._v_prots.log_.zanyatiy.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.  Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. В связи с этим в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) получило широкое применение здоровьесберегающая практика, созданы необходимые условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей. Известно, что дети с ОВЗ (ЗПР, ТНР) отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость внимания и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы и др. недостатки. Вся коррекционная работа осуществляется комплексно в течение дня с участием педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. Рациональное использование здоровьесберегающих (коррекционных) технологий в работе с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) помогает учителю – логопеду исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое развитие ребенка.

Логопедическое исследование важная составляющая в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР). Очень важно знать сведения о соматическом состоянии ребенка, состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений. Изучение медицинских карт, индивидуальная беседа с мамой ребёнка позволяют учителю – логопеду собрать подробный анамнез, что даёт возможность разработать личностно — ориентированный индивидуальный маршрут коррекционной работы с ребёнком. Также это позволяет прогнозировать и возможные трудности в обучении.

Для детей необходимо создать максимально комфортные условия обучения. Для продуктивного обучения детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР) необходимо достичь гармонии предметно – развивающей среды, т.е. оснащении учебного пространства в соответствии с требованиями СанПиН. На занятиях детей рассаживают с учётом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженной остротой слуха ближе к педагогу и т.п. Существенное влияние на состояние здоровья детей оказывает воздушно – тепловой режим помещений. После занятий (индивидуального, подгруппового и / или фронтального) в соответствии с требованиями СанПиН проводится проветривание помещения в отсутствие детей. Несомненное значение в создании благоприятной для здоровья образовательной среды имеет правильно составленное расписание занятий. Например, проведение логопедических занятий по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте лучше проводить в середине недели, во вторник и среду, когда организм ребёнка функционирует на «все сто». При проведении занятий с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) учитель – логопед всегда должен учитывать соматический статус ребёнка, особенно на момент начала занятия, возможно, следует уменьшить объем подобранного материала для изучения его ребенком или заменить запланированные задания на более легкие. Также необходимо учитывать смену позы ребенка (на стульчике, на коврике), смену видов деятельности (игры, упражнения для развития мелкой моторики и др.). Занятия должны приносить детям радость, протекать на фоне положительных эмоций!

Очень важен при проведении занятий с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) психологический настрой. Он применяется в самом начале занятия, когда учитель – логопед организовывает детей на занятие, создаёт положительный настрой на обучение. Например, используется упражнение «Цепочка дружбы» – дети стоят в кругу, логопед предлагает потереть ладони, почувствовать тепло, а затем поделиться им друг с другом, протянув ладони соседям по кругу и улыбнуться – получилась «цепочка дружбы».

В процессе работы на занятиях у детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР) развивается утомление. Поэтому в середине занятия учитель – логопед в игровой форме проводит оздоровительные паузы (физминутки) – короткие периоды двигательной активности. Они направлены на снятие усталости и напряжения, нормализацию мышечного тонуса, эмоциональный заряд и др. В процессе проведения оздоровительных пауз естественно и ненавязчиво корригируются те или иные недостатки (речевые, психологические, двигательные и др.).

В структуру коррекционных занятий с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) можно включать элементы зрительной гимнастики, например, вертикальные движения глаз вверх – вниз, горизонтальные вправо – влево; вращение глазами по часовой стрелке и против; представление всех цветов радуги с закрытыми глазами и др. Зрительная гимнастика используется для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, для укрепления мышц глаз, для улучшения аккомодации. Элементы зрительной гимнастики проводятся в течение 1 минуты в середине занятия в сопровождении релаксационной музыки.

Развитие ребёнка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого общения. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение звуков. Поэтому регулярные дыхательные упражнения на занятиях с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) используются как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 минут в хорошо проветриваемом помещении. Детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру, например, «Хомячок» – пошмыгать носом (рот закрыт) или «Собачке жарко» – часто подышать с высунутым языком и др. При выполнении дыхательных упражнений кора головного мозга насыщается кислородом, за счёт чего улучшается работа всех центров.

Применение фонетической ритмики является одним из эффективных средств воздействия на обучение детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР). Использование двигательных упражнений, в которых различные движения тела, головы, рук, ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков) способствует вызыванию и закреплению в речи детей произносительных навыков. Упражнения с использованием фонетической ритмики содействуют развитию речевого дыхания и связанной с ним слитности речи. Например, дети повторяют движения и слова:

“Мой мячик весело скачет

Моя машина едет на вершину

Мой мишка совсем малышка

Моя кошка поспит немножко”.

(Движения, имитирующие постукивания рукой по мячу)

(Имитация вращения руля)

(Приседание)

(Наклон головы набок, руки под щёку, глазки закрыт)

В комплексной системе коррекционных мероприятий с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) применятся логопедический массаж, который способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, тем самым корригируя произносительную сторону речи. В логопедической практике используется массаж лицевых мышц, массаж язычной мускулатуры, массаж кистей и пальцев рук. Также дети с ОВЗ (ЗПР, ТНР) могут использовать элементы самомассажа, например, выполнение артикуляционных упражнений (способствует активизации кровообращения в области губ и языка) или самомассаж кистей и пальцев обеих рук (улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение).

Применение биоэнергопластики – содружественного взаимодействия руки и языка – помогает активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Например, с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) можно использовать упражнения «Кто дальше загонит мяч?» (рука ладонью вниз находится в горизонтальном положении, во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд) или «Индюк» (четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному, четыре пальца производят быстрые движения вверх – вниз) и др.

Упражнения по развитию мелкой моторики являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Используются следующие виды упражнений: пальчиковые игры, графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, различные задания с раздаточным материалом (шнуровка, мозаика…) и др. Также в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) широко применяется пальчиковый кукольный театр – набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Пальчиковый театр развивает точность координации движений с речью, внимание и память, повышает усидчивость и концентрацию внимания.

Су – джок терапия (в переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа), обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, является достаточно хорошей системой самооздоровления. Активно используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. На ладони находится множество биологически активных точек и эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до его покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам и т.д.

Использование в коррекционной работе с детьми ОВЗ (ЗПР, ТНР) кинезиологических упражнений Сиротюк А.Л. позволяет улучшить совместную работу левого (логического) и правого (образного) полушарий головного мозга, развить общую и мелкую моторику, улучшить понимание и усвоение информации. Кинезиологические упражнения проводятся от 3 – 5 мин. до 25 – 30 мин. в день. В комплексы упражнений включены растяжки, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики и др. Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус. Например, упражнение «Снеговик»: дети представляют себя снеговиками, их тела твердые, как замерзший снег. Но, пришла весна, и снеговик начинает таять: сначала повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребёнок мягко падает на пол и изображает лужицу воды, расслабляется всё тело. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Например, упражнение «Робот»: встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги. Развитию мелкой моторики способствуют упражнение «Кулак – ребро – ладонь»: ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении учитель – логопед предлагает ребёнку помогать себе командами (“кулак – ребро –  ладонь”), произносимыми вслух или про себя. И упражнение «Лягушка»: положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Использование песочной терапии на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) благоприятно воздействует на развитие мелкой моторики (упражнение «Найди игрушки, спрятанные в песке»), помогают при обучении чтению и письму (упражнение «Напиши букву на песке») и др.

Использование мимических упражнений на занятиях с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) улучшает работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. На первых занятиях ребёнку предлагается выполнить самые простые мимические движения, например, нахмурить брови, приподнять брови, поочередно открывать и закрывать глаза, удерживать правый глаз открытым, а левый глаз – закрытым. Движения могут сопровождаться стихотворными текстами. Постепенно задания усложняются. Дети учатся выражать эмоциональные состояния – печаль, радость, испуг, робость, злость и др. Для поддержания интереса к такого рода упражнениям допускается использование пиктограмм с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.).

Детям с ОВЗ (ЗПР, ТНР) трудно сосредотачиваться и удерживать внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации, поэтому на коррекционных занятиях применяется мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Метод мнемотехники используется на занятиях по развитию связной речи при обучении детей составлению рассказов, пересказов, а также при заучивании стихотворений, отгадывании загадок. Детям предлагаются мнемотаблицы, мнемодорожки, в которых используются символы – рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса. Окошки в мнемотаблицах открываются постепенно, чтобы не отвлекать внимание. Использование данного метода позволяет детям с ОВЗ (ЗПР, ТНР) эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

При организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР) широко применяется практика взаимосотрудничества с родителями и педагогами (воспитателями и специалистами) образовательного учреждения. Такое сотрудничество начинается в сентябре и продолжается в течение всего учебного года. Сотрудничество с родителями предполагает проведение общих родительских собраний, на которых родителей знакомят с коррекционной работой и необходимостью участия в ней; индивидуальных консультаций, на которых даются рекомендации практического характера по устранению тех или иных недостатков в развитии ребёнка; открытых занятий. Сотрудничество с педагогами предполагает взаимопосещение занятий, взаимопомощь, участие в семинарах, совместное выявление детей для проведения коррекционного воздействия (коррекции моторной координации, психических процессов, фонетических функций и т.п.) и др.

Перечисленные выше здоровьесберегающие (коррекционные) технологии являются далеко не полным списком, применяемым учителем – логопедом на занятиях с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР). Активно применяются ещё и сказкотерапия, аурикулотерапия, музыкотерапия, релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением, логопедическая ритмика и др. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителей – логопедов является эффективным средством коррекционной работы с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР), помогает в достижении максимально возможных результатов в преодолении психических и речевых трудностей, способствует оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Список используемой литературы

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно – методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
  2. Бушлякова Р.Г.  Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ http//festival.1september.ru
  3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  4. Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно – образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. – М.: Просвещение, 2004г.
  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2003. – 528с.
  7. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика – синтез, 2010г.
  8. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  9. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  10. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. – М.: Владос, 2004г.
  11. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта: практическая психология. – М.: Сфера, 2001г.
  12. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. – М.: Школьная Пресса, 2008г.
  13. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления    межполушарного   взаимодействия у детей и подростков. – М., 1999г.
  14. Ястребова А.В. Комплекс занятий  по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко – М.: Аркти, 2001г.
  15. Интернет – сайт: Подрасту.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) с использованием элементов конструирования для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) Тема: «Сибирский медвежонок готовиться к зиме»

Цель: Создать условия для развития познавательного интереса  к  изображению диких животных методом лепки.Педагогические задачи:Образовательные:- Добиться уточнения знаний детей о диких живот...

Целесообразность использования конструктивных игр в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Конструктивные игры с детьми с задержкой психического развития направлены не только на ознакомление с конструктивной деятельностью, но, прежде всего, на решение целого круга коррекционно- развивающих ...

Презентации к коррекционным занятиям учителя-дефектолога с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (со сложными дефектами (с нарушением опорно-двигательного аппарата))

Категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложными дефектами (с нарушением опорно-двигательного аппарата) составляют дети, у которых отмечается сочетание двух и более дефектов ра...

«Использование инновационной технологии «Криотерапия» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В последнее время стремительно развивается крионика-наука о холоде. И уже сегодня с помощью криогенных камер могут поправить здоровье и улучшить самочувствие каждый из нас.Закаливание холодной водой и...