Мастер - класс для родителей «Использование сдоровьесберегающих технологий при организации логопедических занятий дома» для родителей (законных представителей) воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
материал
Практические приемы для речевого развития дошкольников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_shvab_ya.v.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СКАЗКА»
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Мастер класс: «Использование сдоровьесберегающих технологий при организации логопедических занятий дома»
для родителей (законных представителей) воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
Учитель-логопед:
Шваб Яна Владимировна
2024г.
Краткая аннотация мастер-класса
В содержании мастер-класса представлен опыт работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения по сопровождению семей воспитывающих детей с ОВЗ. Мастер-класс определяет основные направления деятельности родителей (законных представителей), план действий и его реализацию в развитии речи детей с ОВЗ. Мастер-класс направлен на повышение педагогических знаний родителей (законных представителей) в развитии речи воспитанников с ОВЗ по средствам применения здоровьесберегающих технологий.
Пояснительная записка
Обоснование актуальности
Каждый человек, начиная с рождения, попадает в различные социальные институты, которые оказывают определенное влияние на развитие и становление его личности. Ни для кого не секрет, что первым важным и наиболее значимым социальным институтом является семья. Семья создает естественные условия для формирования личности, закладывает основополагающие качества индивида и способствует их развитию. По мере взросления ребенок попадает в новые, ранее не знакомые для него социальные институты, которые в свою очередь могут оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на его развитие. Так дети, достигнув дошкольного возраста, попадают в новый социальный институт – детский сад. Сложно не согласится с тем, что дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Ведь именно данный возраст является сензитивным для развития познавательных процессов, усвоения норм и правил социального поведения, для выявления и развития способностей и интересов дошкольников, а главное развития речи.
В дошкольном возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей (законных представителей) и педагогов. Семья и детский сад – вот два источника, которые оказывают важнейшее влияние на становление и развитие личности дошкольников. Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Они каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка.
Естественно, что родители (законные представители) хотят, чтобы их ребенок был успешным, чтобы его развитие соответствовало возрастным нормам. Но в силу определенных обстоятельств не все родители владеют педагогическими знаниями, являются компетентными в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения. В свою очередь некомпетентность родителей (законных представителей) может привести к неблагоприятному развитию личности ребенка.
Одной из приоритетных задач ФАОП ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ. А вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важнейшим педагогическим условием реализации образовательной программы дошкольного образования.
Анализируя вышесказанное, повышение профессиональной компетентности родителей (законных представителей) по использованию здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей с ОВЗ является необходимым.
Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности родителей (законных представителей) по использованию здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей с ОВЗ, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
- способствовать развитию речи воспитанников с ОВЗ;
- расширение знаний родителей (законных представителей) воспитывающих детей с ОВЗ, об эффективных методах использования здоровьесберегающих технологий;
- познакомить родителей (законных представителей) с здоровьесберегающими технологиями в сфере развития речи детей с ОВЗ, способствовать обучению их коррекционным и оздоровительным методикам;
- способствовать гармонизации детско-родительских отношений;
- способствовать организации взаимодействия и общения между родителями (законными представителями) воспитывающих детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты
В качестве основных показателей эффективности мастер-класса рассматривается повышение уровня развития речи воспитанников с ОВЗ, посредством организации «логопедических» занятий родителями (законными представителями) с применением здоровьесберегающих технологий.
В свою очередь вышесказанное будет способствовать:
- повышению заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников с ОВЗ;
- родители (законные представители) станут активными участниками образовательных отношений.
Основное содержание мастер-класса
Введение
Учитель-логопед: Добрый день, уважаемые родители!
Желаю нам плодотворной работы, предлагаю начать мероприятие с разминки.
Активизация родителей:
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в современном обществе. В последнее годы произошли большие изменения в образовательных структурах, наблюдаются усложнение научно – технического прогресса, так, как появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет и по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы. Произошли усложнения дефектов речи, изменился характер, глубина и структура. Так, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа звуков, так же усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, снижен словарный запас и наблюдается низкий уровень развития связной речи. Помимо всего этого, дети с ограниченными возможностями здоровья с речевыми проблемами имеют психологические особенности, у них прослеживается дефицит внимания, низкий уровень развития самоконтроля, познавательной активности, быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность и мотивация к обучению. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы.
Одним из факторов, влияющих на успешность развития речи воспитанников с речевыми нарушениями, является применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе.
Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
- развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
- профилактика речевых нарушений.
Уважаемые родители, скажите, что такое речь? (ответы родителей).
(Обозначение плана работы над развитием речи на макете домика)
Строим дом.
-Фундамент нашего дома - работа по развитию артикуляционного аппарата;
- стены - работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания;
- крыша - развитие фонематического слуха.
Перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков.
Практическая часть
Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут сформировать правильное звукопроизношение, которые вы можете использовать дома с ребенком. Практическую часть своего мастер – класса, я начну с таких слов:
«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству,
так как у него нет предела!"
1 этап в постановке звуков – артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, щеки. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Мы с Вами будем говорить, и выполнять действия, смотреть в зеркало, для фиксации правильного движения.
Сказка о веселом языке
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь – это губы. Давайте откроем ее (« Заборчик» ).
Вторая дверь – зубы. Откроем и ее (« Окошко»).
Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губа (« Лопаточка»). Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся (« Улыбка»), взял трубу и заиграл «Ту - ту, я проснулся!!! ( « Дудочка»).
Пошел Язычок на кухню, а там мама тесто месит « Пя-пя» (« Помесим тесто») и блины печет (« Блинчик»). Взял Язычок чашечку с чаем
(« Чашечка»), варенье, бублики (« Бублик») и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье (« Вкусное варенье»). После еды решил Язычок показать маме настоящий фокус (« Фокус»).
Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься («Качели»). Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (« Лошадка»). Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь – зубы, а затем и первую – губы (сомкнуть губы).
Уважаемые родители скажите, какие у вас ощущения? Чувствуется прилив крови? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!
Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.
2 этап – развитие речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, выводят из стресса, повышают иммунитет. С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Потренируемся, чтобы заниматься с ребёнком дома.
«Буря в стакане»
Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
«Свеча»
Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
3 этап – развитие мелкой моторики
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, помогает снять напряжение. Пальчиковые игры очень увлекательны. Это инсценировка, каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры.
Игры с шишками, грецкими орехами и массажными мячами.
Предлагаем ребенку покатать шишку между ладонями. Покатать мяч рукой по столу, по руке, катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.
Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »
Массаж Су – Джок шарами
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
4 этап – развитие фонематического слуха
Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
«Услышишь – хлопни»
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляцию).
Ряд звуков: А, О, У, И, А, Е, Ю, А, Я, О, Э, Ы, А.
Назови лишнее слово в ряду, то которое не начинается на звук А:
Апельсин, артист, суп, астроном;
Аня, альбом, автомат, тетрадь;
Апельсин, магазин, агроном, ананас;
Астра, паста, абрикос, Африка.
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
5 этап – постановка звука
«Можно ли поставить звук ребенку дома самостоятельно?»
Можно. Но логопеды не рекомендуют это делать. Каждый звук имеет определенный уклад органов артикуляции, свою эргономику произнесения. Бывает, что родители неправильно ставят ребенку звук, и дети остаются с таким дефектом на всю жизнь. У каждого малыша свои особенности. С одним, например, достаточно позаниматься артикуляционной гимнастикой (специальными упражнениями для губ и языка). И звук у него появляется сам. Поэтому артикуляционную гимнастику можно делать и в домашних условиях. Отрабатываем звук изолированно и в слогах. А вот поставленные звуки обязательно нужно закреплять дома. Потренируемся на некоторых упражнениях.
Закрепляем звук [Р].
«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»
Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.
ребро – кулак – ладонь – хлопок;
р – р – р – р;
ра – ра – ра – ра;
ро – ро – ро – ро;
ру – ру – ру – ру;
ры – ры – ры – ры.
ра – ро – ру – ры.
Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.
Рефлексия
Завершающее упражнение "Благодарю! "
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам по медитировать.
(проводится под музыкальное сопровождение).
Уважаемые родители прижмите обе руки к груди, и прислушайтесь, как стучит ваше сердце. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Его столько, что оно уже не вмещается в нас. Давайте улыбнемся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
Сведения об эффективности реализации мастер-класса
В результате проведенного мастер-класса родители (законные представители) воспитанников с ОВЗ в дальнейшем стали использовать игры и упражнения представленные учителем-логопедом, направленные на развитие артикуляционного аппарата дошкольников, автоматизации звуков, фонематического слуха и мелкой моторики. В дальнейшем, родители (законные представители) систематически посещали тренинги, мастер-классы, консультации учителя-логопеда, повышая педагогическую компетентность по развитию речи детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»
Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»...
Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»
Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»...
Мастер класс для родителей «Использование здоровье сберегающих технологий в ДОУ и дома».
Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.Существуют разнообразные форм...
Мастер-класс для родителей " Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома"
Мастер-класс...
Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»
Цель: Систематизация знаний родителей об оздоровлении детей дошкольного возраста и пропаганда здорового образа жизни в семье....
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)
Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...
Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»
Целью проведение мастер-класса для родителей является систематизация знаний родителей об оздоровлении детей дошкольного возраста и пропаганда здорового образа жизни в семье....