Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: Семейные обычаи на Руси
учебно-методический материал (средняя группа)
Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских обычаев.
Задачи: Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; .Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kompleksnogo_zanyatiya.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Ивушка»
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: «Семейные обычаи на Руси»
Воспитатель:
Наказная И.С.
г. Михайловск
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: Семейные обычаи на Руси
Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских обычаев.
Задачи: Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; .Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»; работа с детьми , чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; атрибуты русской избы; мешочек ,тесьма,травы ,хлеб и соль.
Ход занятия.
Дети входят в групповую комнату и становятся в круг.
Приветствие:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята ,а вы знаете в какой стране мы живём?
Дети: Россия
Воспитатель: А как мы свами называемся?
Дети :Россияне .
Воспитатель: А как называется столица Российской Федерации?
Дети :Москва.
Воспитатель:
- Дети, а вы любите путешествовать?
Дети:
- Да.
Воспитатель: Я сегодня вас приглашаю в необычное путешествие –путешествие на Руси.
Поможет на в этом волшебный клубок. Скажем волшебные слова:
«Ты катись, катись клубок
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Нам дорожку покажи».
Клубочек катится – дети идут следом. Попадают в русскую избу, здороваются:
-Здравствуйте, хозяева!
Дети в роли хозяев встречают , хлебом- солью, здороваются.
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие .
Хозяева: Хлеб- соль отведайте.
Хлеб- на Руси считается символом гостеприимства ,богатства и достатка.
Соль – защищает дом от нечистой силы .Хлеб поднося на рушнике ,он считается символом божьего благословения. (Хозяева угощают гостей караваем)
Воспитатель: Дети ,как вы думаете куда мы попали?
Дети:
- В русскую избу.
Воспитатель:
- А почему вы так решили, что это изба?
Дети:
- Потому что здесь много разных вещей, которые нужны дома (самовар, печь, посуда и тд).
Воспитатель: показывает на чугунок.
-Дети ,что это?
Дети :чугунок.
Воспитатель: Для чего нужен чугунок?
Дети :В нём варили кушать
Воспитатель: Ребята ,что это (Показывает на лапти)
Дети:Лапти.
Воспитатель :Для чего нужны лапти?
Дети:Их обували на ноги.
Воспитатель обращает внимание на сундучок.
«Вот сундучок не простой расписной, с секретом».
Дети рассматривают, гадают, что же там может быть.
Воспитатель:
Нет в сундуке ни злата, ни серебра.
Нет в нем алых ленточек
А живут здесь разные загадки.
Вы умеете отгадывать загадки?
( достает загадки из сундука)
«Стоит толстячок
Подпечёный бочок
Шипит, кипит
Всем чай пить велит». (Самовар)
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». (Печь)
«То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь- продырявит». (Утюг)
«Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая». (Свеча)
Дети отгадывают загадки, находят нужные предметы.
Воспитатель: Вот мы и познакомились с предметами быта.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где самое уютное место в доме?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно печь .Ребята ,а вы знаете ,что с печкой было связанно много обрядов и обычаев. Она является хранительницей семейного очага, в ней готовили еду .Не даром говорится ,что печка накормит и согреет.
Воспитатель: Ребята ,а кто из вас знает ,что можно приготовить в печи?
Дети: Щи, Пироги, блины.
Воспитатель: показывает ухват
Воспитатель :Ребята ,а вы знаете ,что это ?
Дети : Ухват.
Воспитатель :Правильно ,ухват.Припомощи ухвата женщины доставали из печи горячий чугунок(Посмотрите)
Воспитатель: Ребята скажите, какая у русского народа самая знаменитая еда?
Дети :Блины.
Воспитатель: Правильно, блины.
Воспитатель: Блинами я предлагаю угостить наших дорогих гостей
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Вы любите играть?
Дети:Да
Игра называется «Плетень»
Дети становятся в шеренгу и берутся за руки .Ведущий ведя за собой остальных почти замыкает круг проходя между последним и предпоследним игроком в цепи, обходит закручивая предпоследнего игрока так ,что его рука ложится на плечо последнего игрока в цепи таким же образом обходит остальных игроков.И так до самого конца. Теперь его нужно расплести,только двигаться нужно в обратном направлении.(Звучит русская народная песня « Плетень»)
Воспитатель : Ну что ребята , мы не много разомнулись и я предлагаю вам сделать «оберег»
Воспитатель: Дети, а что такое оберег?
Дети высказывают свои предположения:
- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель:А сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую (на столах разложены: мешочки с травой).
Воспитатель:Сегодня мы будем делать «оберег» (объясняет последовательность работы).
Самостоятельная работа.
Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка.
Воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? и т.д.
После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т.п.
Воспитатель: А теперь нам нужно возвращаться в нашу группу
-Раз,два,три клубочек в нашу группу нас верни.
Подведение итогов: Где были? Что видели? Чем угощали? Какой оберег делали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)
• Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе...
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию тема: «Семейные обычаи на Руси»
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитаниютема: «Семейные обычаи на Руси»...
Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....
Конспект комплексного занятия в старшей группе На тему: «Семейные обычаи на Руси»
Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись п...
Конспект комплексного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию детей с использованием нетрадиционной техники рисования на пленке «Мы – Россияне» (подготовительная группа)
Цель: Развитие патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы,систематизировать, обобщить и закрепить в процессе совместной деятельности знания детей о России, познакомить с ...