Конспект образовательной деятельности по духовно-патриотическому воспитанию "Семейные обычаи на Руси".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Дошкольный возраст-важнейший период становления личности,когда закладываются предпосылки гражданских качеств,развиваются представления о человеке,обществе и культуре.Одним из направлений духовно-патриотического воспитания дошкольников является приобщение к культурному наследию,праздникам,традициям,народно-прикладному искусству,устному народному творчеству,музыкальному фольклору,знакомство с семьёй,её историей,семейными традициями.Данный материал мною использовался для проведения мастер-класса на районном методобъединении воспитателей средних групп,но он с таким же успехом может применяться в работе с детьми 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.41 КБ |
![]() | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель : Добрый день, уважаемые коллеги!
Пусть этот день начнется с доброты,
Пусть будет больше теплоты,
Пусть день наполнится делами.
Прибудет новыми друзьями,
И важно сохранять покой,
Ведь завтра будет день другой!
Сейчас я проведу мастер-класс по теме «Семейные обычаи на Руси»
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Для этого я приглашаю 6 желающих.
Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Меня зовут Ирина Владимировна. Мне сказали , что вы очень добрые, умные, дружные, любите узнавать что-нибудь интересное, и я решила встретиться с вами.
Давайте познакомимся и подружимся. Подходите ко мне и становитесь в круг.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
И скажем своё имя.
Милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю попутешествовать.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Звучит музыка, на экране картина рассвета.
Сегодня мы отправимся в прошлое, узнаем много нового и интересного. Возьмите друг друга за руки и отправляемся в путь.
День наступает, природа оживает
Солнце встает, нам светло даёт
На экране русская изба . Рядом стол, сундук и т.д. Идут к ней.
Вот мы и пришли. Посмотрите на экран, что это?(русская изба)
Из чего строили избы на Руси?(из дерева).Давайте зайдем в избу и посмотрим что было внутри.
На экране картина внутреннего убранства. Дети вместе с воспитателем рассматривают картину, потом предметы что рядом с картиной.
Воспитатель: Дети, посмотрите, это сундук (повторить слово 2-3 раза)
А вы хотите узнать для чего нужен сундук? (да)
В него складывали одежду!
А давайте откроем его и посмотрим что в нем. Это- русские костюмы! Примерим их!
Дети открывают сундук, видят костюмы, рассматривают и примеряют.
Воспитатель: Какие вы нарядные и красивые!
На экране картина печи. Воспитатель обращает внимание на это.
Воспитатель: В каждой избе была печь, про нее говорили:
«Печь- всему голова». Печь считалась главной в избе, потому что она кормила всю семью и обогревала избу. Я предлагаю сесть и погреться у печи.
Посмотрите сколько здесь всего интересного и необычного.
Воспитатель показывает чугунок.
Посмотрите, что я нашла! А вы знаете, что это? (чугунок)
В чугунке готовили еду. А какую как вы думаете? (щи, кашу)
Раздается плач ребенка. (запись)
Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет? (достает из колыбели куклу)
Вот кто у нас плачет! Малыш, кукла- малыш! Давайте его покачаем! (качает, плач стихает)
Воспитатель: С давних времен, когда ребёнок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте придумаем нашему ребёночку имя, но не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные русские имена?( дети предлагают, выбирают одно имя- Егор.( повторяют имя несколько раз)
Воспитатель: Дети, давайте ласково назовем Егора. (Егорушка)
А теперь вы назовите свои имена ласково. (называют)
Молодцы, вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (поочередно показывает: уголек, зернышки, монетки. Дети называют) А вы хотите узнать, зачем Егорушке эти предметы? (да)
Воспитатель: Раньше на Руси, давным-давно уголек, зернышки и монетки клали в таз с водой, когда ребёночка в первый раз купали. Давайте мы тоже искупаем нашего Егорушку (кладут в корыто, затем опускают туда уголек)
Когда клали уголёк, говорили «Привыкай к домашнему теплу» (дети повторяют индивидуально)
Дети кладут зернышки. Воспитатель: когда клали зернышки, говорили «Будь всегда сыт» ( дети повторяют), когда клали монетки, говорили «Будь всегда богат»(дети повторяют)
Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку! А что приговаривали, когда купали ребенка? Давайте вспомним потешку.
Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Вся черным-черна! (повторить вместе)
Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что приговаривали, когда вытирали? (вытирают)
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело!
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш!
Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли Егорушку, а теперь мы его оденем.
А вы хотите знать во что одевали ребёночка? (да) В отцову рубашку! Потому что родители хотели чтобы ребёнок, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как они. Посмотрите на рубашку, какая она?(красивая, праздничная) Давайте мы оденем Егорушку!
Воспитатель одевает и приговаривает: Расти, малыш, хорошо, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Одели нашего Егорушку, а теперь его положим спать.
А куда клали спать ребёночка? Хотите узнать? Его клали в колыбельку!
А что такое колыбелька?
Дети: это кроватка, куда клали малыша и качали!
Воспитатель: В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.
Дети кладут ребёнка в колыбель.
Воспитатель: у нас есть такая колыбелька, посмотрите на нее! А рядом с колыбелькой на столе хлеб и соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Они клали кусочек хлеба посыпанный солью малышу в кроватку и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали! (дети повторяют слова)
Вот положили ребёночка в колыбель, а что дальше?
Пели колыбельную!( повторить)
Воспитатель: А что такое колыбельная?
Дети: Песенка, под которую засыпает ребёнок.
Воспитатель: Дети, мы будем качать Егорушку, а он будет засыпать, слушая колыбельную песню (Запись колыбельной)
Когда вы были маленькие, мамы тоже вам пели колыбельные песни.
И пока в свой первый день ребёнок спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они приготовили ему в подарок?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Да, кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит…Вот и я сделала для Егорушки не простой подарок, а настоящий оберег- куклу тряпичную. Она будет оберегать Егорушку от бед и охранять от несчастий.
А теперь давайте подарим ему оберег и пусть каждый пожелает ему что- нибудь.
Дети:
Никогда не болей, будь здоров!
Расти сильным, крепким да удалым!
Слушай отца-батюшку да родную матушку.
Будь добр и пусть встречаются только добрые люди.
Пусть живёт поживает, да добра наживает!
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?
Что нового и интересного вы узнали? С кем познакомились?
Какой подарок мы сделали Егорушке?
Что обозначает слово «оберег»?
Что вам понравилось на занятии?
Ну, а вам, ребятки, спасибо за работу и внимание, за старание, за пожелания и слова добрые.
Наш мастер-класс закончился, друзья!
И время подводить итог.
Скажу с уверенностью я
Во многом вы мне помогли
Как опыт людям передать,
Семье традиции хранить,
И,в общем, интересно жить!
Предварительный просмотр:
Воспитатель : Добрый день, уважаемые коллеги!
Пусть этот день начнется с доброты,
Пусть будет больше теплоты,
Пусть день наполнится делами.
Прибудет новыми друзьями,
И важно сохранять покой,
Ведь завтра будет день другой!
Сейчас я проведу мастер-класс по теме «Семейные обычаи на Руси»
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Для этого я приглашаю 6 желающих.
Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Меня зовут Ирина Владимировна. Мне сказали , что вы очень добрые, умные, дружные, любите узнавать что-нибудь интересное, и я решила встретиться с вами.
Давайте познакомимся и подружимся. Подходите ко мне и становитесь в круг.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
И скажем своё имя.
Милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю попутешествовать.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Звучит музыка, на экране картина рассвета.
Сегодня мы отправимся в прошлое, узнаем много нового и интересного. Возьмите друг друга за руки и отправляемся в путь.
День наступает, природа оживает
Солнце встает, нам светло даёт
На экране русская изба . Рядом стол, сундук и т.д. Идут к ней.
Вот мы и пришли. Посмотрите на экран, что это?(русская изба)
Из чего строили избы на Руси?(из дерева).Давайте зайдем в избу и посмотрим что было внутри.
На экране картина внутреннего убранства. Дети вместе с воспитателем рассматривают картину, потом предметы что рядом с картиной.
Воспитатель: Дети, посмотрите, это сундук (повторить слово 2-3 раза)
А вы хотите узнать для чего нужен сундук? (да)
В него складывали одежду!
А давайте откроем его и посмотрим что в нем. Это- русские костюмы! Примерим их!
Дети открывают сундук, видят костюмы, рассматривают и примеряют.
Воспитатель: Какие вы нарядные и красивые!
На экране картина печи. Воспитатель обращает внимание на это.
Воспитатель: В каждой избе была печь, про нее говорили:
«Печь- всему голова». Печь считалась главной в избе, потому что она кормила всю семью и обогревала избу. Я предлагаю сесть и погреться у печи.
Посмотрите сколько здесь всего интересного и необычного.
Воспитатель показывает чугунок.
Посмотрите, что я нашла! А вы знаете, что это? (чугунок)
В чугунке готовили еду. А какую как вы думаете? (щи, кашу)
Раздается плач ребенка. (запись)
Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет? (достает из колыбели куклу)
Вот кто у нас плачет! Малыш, кукла- малыш! Давайте его покачаем! (качает, плач стихает)
Воспитатель: С давних времен, когда ребёнок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте придумаем нашему ребёночку имя, но не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные русские имена?( дети предлагают, выбирают одно имя- Егор.( повторяют имя несколько раз)
Воспитатель: Дети, давайте ласково назовем Егора. (Егорушка)
А теперь вы назовите свои имена ласково. (называют)
Молодцы, вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (поочередно показывает: уголек, зернышки, монетки. Дети называют) А вы хотите узнать, зачем Егорушке эти предметы? (да)
Воспитатель: Раньше на Руси, давным-давно уголек, зернышки и монетки клали в таз с водой, когда ребёночка в первый раз купали. Давайте мы тоже искупаем нашего Егорушку (кладут в корыто, затем опускают туда уголек)
Когда клали уголёк, говорили «Привыкай к домашнему теплу» (дети повторяют индивидуально)
Дети кладут зернышки. Воспитатель: когда клали зернышки, говорили «Будь всегда сыт» ( дети повторяют), когда клали монетки, говорили «Будь всегда богат»(дети повторяют)
Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку! А что приговаривали, когда купали ребенка? Давайте вспомним потешку.
Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Вся черным-черна! (повторить вместе)
Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что приговаривали, когда вытирали? (вытирают)
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело!
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш!
Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли Егорушку, а теперь мы его оденем.
А вы хотите знать во что одевали ребёночка? (да) В отцову рубашку! Потому что родители хотели чтобы ребёнок, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как они. Посмотрите на рубашку, какая она?(красивая, праздничная) Давайте мы оденем Егорушку!
Воспитатель одевает и приговаривает: Расти, малыш, хорошо, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Одели нашего Егорушку, а теперь его положим спать.
А куда клали спать ребёночка? Хотите узнать? Его клали в колыбельку!
А что такое колыбелька?
Дети: это кроватка, куда клали малыша и качали!
Воспитатель: В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.
Дети кладут ребёнка в колыбель.
Воспитатель: у нас есть такая колыбелька, посмотрите на нее! А рядом с колыбелькой на столе хлеб и соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Они клали кусочек хлеба посыпанный солью малышу в кроватку и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали! (дети повторяют слова)
Вот положили ребёночка в колыбель, а что дальше?
Пели колыбельную!( повторить)
Воспитатель: А что такое колыбельная?
Дети: Песенка, под которую засыпает ребёнок.
Воспитатель: Дети, мы будем качать Егорушку, а он будет засыпать, слушая колыбельную песню (Запись колыбельной)
Когда вы были маленькие, мамы тоже вам пели колыбельные песни.
И пока в свой первый день ребёнок спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они приготовили ему в подарок?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Да, кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит…Вот и я сделала для Егорушки не простой подарок, а настоящий оберег- куклу тряпичную. Она будет оберегать Егорушку от бед и охранять от несчастий.
А теперь давайте подарим ему оберег и пусть каждый пожелает ему что- нибудь.
Дети:
Никогда не болей, будь здоров!
Расти сильным, крепким да удалым!
Слушай отца-батюшку да родную матушку.
Будь добр и пусть встречаются только добрые люди.
Пусть живёт поживает, да добра наживает!
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?
Что нового и интересного вы узнали? С кем познакомились?
Какой подарок мы сделали Егорушке?
Что обозначает слово «оберег»?
Что вам понравилось на занятии?
Ну, а вам, ребятки, спасибо за работу и внимание, за старание, за пожелания и слова добрые.
Наш мастер-класс закончился, друзья!
И время подводить итог.
Скажу с уверенностью я
Во многом вы мне помогли
Как опыт людям передать,
Семье традиции хранить,
И,в общем, интересно жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-324154-1382557530.jpg)
Конспект непосредственного образовательной деятельности по приобщению к традициям, обычаям и культуре родного края « Берещенье» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственного образовательной деятельности по приобщению к традициям, обычаям и культуре родного края « Берещенье» для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе "День Рождения на Руси"
Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);Создавать душевную атмосферу, побуж...
Конспект образовательной деятельности "Богатыри Руси"
Программное содержание:Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.Закреплять умение лепить разными способами, правильно передавать пропорции тела.Закреплять умение выделять звуки в слове, раз...
Конспект образовательной деятельности по духовно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Фронтовые письма"
Конспект поможет сформировать представление у детей о значении переписки и писем в жизни людей, воспитывать любовь и уважение к семейным традициям, знакомит детей с письмами военных лет. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-1291653-1605995635.jpg)
Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-1379881-1643641018.jpg)
Конспект образовательной деятельности "Знакомство бытом и обычаями на Руси"
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нра...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/27/picture-1535038-1727454316.jpg)
Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси»
интегрированное занятие с целью выполнения выше перечисленных задач, осуществлена интеграция следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речев...