Конспект проведения логопедического занятия в подготовительной группе "Интересное путешествие муравья"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе
«Интересное путешествие муравья»
Подготовила и провела учитель-логопед ГБДОУ № 135 Васянина Е. Л.
Цель: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках.
Задачи:
- активизировать, обогащать словарный запас детей по теме;
- развивать умение выделять, подбирать характерные признаки насекомых;
- закреплять навык звукового анализа;
- совершенствовать грамматический строй речи, согласовывать существительные с числительными; образовывать сложные слова - прилагательные;
- совершенствовать навык слогового анализа слов;
- учить отвечать на вопросы полным предложением;
- закреплять умение составлять простые распространенные предложения;
- продолжать развивать умение отгадывать загадки;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
плакат «Лесная полянка», силуэты насекомых для полянки, звуковые дорожки, цифры от 2 до 6, картинки с изображением насекомых, силуэтные изображения цветов красного, жёлтого, синего цветов, кроссворд, зашифрованные названия насекомых в виде писем, простые карандаши, полоски для составления схем предложений, мяч.
Ход.
- Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Встали дети дружно в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (выполнение движений по тексту)
- Скажите мне, пожалуйста, какое время года наступило на улице? ( На улице наступила весна.) Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).
- А вот, послушайте загадку:
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
- Это муравей. Как вы догадались? (ответы детей). Подождите, он мне что – то шепчет. Оказывается, муравьишка заблудился и хочет вернуться домой. А вы знаете, как называется дом муравьев? Муравейник. А на что он похож, как выглядит? Верно, большая куча из иголок, мелких веточек и сухих листьев. Поможем муравью? (Да.) Чтобы помочь бедному муравьишке, нам придётся пройти длинный путь, выполнить много заданий, справитесь? (Да). Тогда, нам придётся отправиться на лесную полянку, вы готовы?
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
- Ребята, посмотрите, а вот и лесная полянка. Присаживайтесь на стульчики. (На магнитной доске логопед вывешивает нарисованную полянку). Ой, да это настоящая карта. Мы с муравьишкой находимся вот здесь, а вот и муравейник, в который мы должны помочь ему вернуться. А я смотрю, мы здесь не одни, к нам присоединились друзья муравьишки. Кто это? (Дети по силуэтам, нарисованных на полянке-карте называют насекомых: бабочка, божья коровка, пчела, кузнечик, жук, стрекоза, шмель). Как назвать их, одним словом? Каких насекомых вы знаете ещё? (ответы детей). Скажите, чем они похожи? (у насекомых есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми», у многих есть жало).
Какую пользу приносят насекомые? (Насекомые приносят большую пользу: - это корм для птиц, пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочки радуют своей красотой, божьи коровки и муравьи уничтожают тлю, от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств;
Какой вред приносят насекомые? (гусеницы поедают растения, комары кусают, мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий, личинки майского жука поедают корешки растений).
- Да, ребята, вы всё верно сказали. У вас на столах лежат конверты, откройте их и посмотрите, что в них (в конвертах изображения насекомых с карты). Насекомые разбежались, надо вернуть их на карту. А чтобы это произошло надо про каждого насекомого отгадать загадку, вернуть это насекомое на своё место и выполнить задание. Только тогда муравьишка сможет попасть домой. Готовы? Тогда в путь.
Задание 1. «Разноцветные ромашки».
(Совершенствование навыка слогового анализа слов.)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка).
- Это задание от бабочки. (Ребёнок, у которого в конверте оказалось изображение бабочки, возвращает его на карту, по силуэту. И так дальше с каждым насекомым).
Логопед на магнитной доске закрепляет три плоскостных изображения цветов.
- Эти ромашки называются космея. Вам нужно посадить на розовую ромашку тех насекомых, в названиях которых один слог (шмель, жук); на жёлтую — тех, в названиях которых два слога (оса, пчела, комар, муха); на голубую — тех, в названиях которых 3 слога (бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик).
Задание 2. Игра с мячом «Скажи, одним словом»
Ой, что за насекомое,
Пока что незнакомое?!
Вперед ползет, не пятится,
На нём в горошек платьице. (Божья коровка).
- Это задание от божьей коровки. (Логопед предлагает детям встать в круг).
Я буду бросать вам мяч, и говорить предложение, а вы должны будете закончить предложение нужным словом и проговорить предложение, которое получилось.
У бабочки пёстрые крылья, поэтому она пестрокрылая.
У стрекозы большие глаза, поэтому она большеглазая.
У таракана длинные усы, поэтому он длинноусый.
У бабочки большие крылья, поэтому она большекрылая.
Муравей любит трудиться, поэтому он трудолюбивый.
Пчела носит мёд, поэтому она медоносная.
У жука чёрная голова, поэтому он черноголовый.
Задание 3. «Считай и называй» (согласование числительных с существительными).
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела).
- Это задание от пчелы.
Каждый ребенок подходит к столу, выбирает любую картинку с изображением насекомого и цифру от 2 до 5. Затем, составляет предложение, обязательно добавив к названию своего насекомого слово - признак: «У меня три трудолюбивых муравья» и т.д.
Задание 4. «Зашифрованные письма» (совершенствование навыка чтения).
Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят. (Стрекоза)
- А вот стрекоза приготовила для вас очень сложное задание. В этих письмах зашифрованы названия насекомых, которые не смогли сегодня принять участие в нашем путешествии, и вам передают привет. Расшифруйте, кто прислал вам письма (муха, комар, оса, гусеница, таракан, клоп).
Задание 5. «Звуковые дорожки» (совершенствование навыков звукового анализа).
У него серьёзный вид,
Он усатый, деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает -
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый ...(Жук)
- Насекомые разбежались по полянке, но у каждого есть своя дорожка, вы должны посадить насекомого на свою дорожку, которая составлена из звуков названия этого насекомого. (Дети выполняют задание, логопед каждому даёт дополнительное задание: назвать первый и последний звук в своём слове, количество слогов, назвать только гласные звуки, первый слог и т.д.).
- И с этим заданием вы справились! А вот прежде, чем приступить к выполнению следующего задания, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Лого ритмическое упражнение «Дружные муравьи»
От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Опоздал он и очень устал,
В муравейник скорей побежал, бег на месте.
Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ну а солнце за лес уж зашло, присели.
Стало страшно и очень темно, обхватили себя руками.
Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки, раскачиваем их вверх – вниз.
Муравьишку домой привели.
Задание 6. «Составь предложение»
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он – гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик).
-Кузнечик приготовил для вас тоже очень интересное задание.
- Вспомните, пожалуйста, каких насекомых каждый из вас вернул на карту и куда. Вам нужно будет про этого насекомого придумать предложение (карта вам поможет) и составить схему к своему предложению. (У каждого ребёнка на столе лежат полоски для выкладывания схем. Дети произносят свои предложения, называют количество слов в нём, проверяют схему).
Задание 7. «Реши кроссворд»
Звучит труба басисто.
Не трогайте солиста!
Пускай садится на цветок
И пьёт в антракте сладкий мёд. (Шмель)
- А вот шмель предлагает вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое сегодня нам с вами помогло пройти этот нелёгкий путь. (Ключевое слово в кроссворде – дружба; вопросы к кроссворду составлены по приметам о насекомых).
8. Подведение итогов.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Все задания выполнены и муравьишка смог вернуться в муравейник к своей семье. А вам понравилось путешествовать? А что понравилось больше всего? Кто нам помогал в путешествии? Можно ли уничтожать насекомых? Почему? Все они вместе – маленькие жители планеты и их надо беречь.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа-мать им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути-
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
- Ребята, мне тоже понравилось наше занятие! Мне понравилось, как вы все сегодня потрудились. Вы - молодцы!
- И на память о нашем путешествии муравьишка дарит вам вот такие раскраски. Дома или в группе вы можете раскрасить насекомых, которых выберите сами. Ребята, спасибо за занятие!
Вопросы к кроссворду:
- Чем является муравейник для муравья? (дом)
- Если появляется много этих насекомых, тогда говорят, что лето будет сухое? (стрекоза)
- Когда эти насекомые замолкают, то говорят, что это к грозе? (кузнечик)
- Чем больше это насекомое, тем больше счастья он приносит? (жук)
- Если это насекомое сядет к кому-нибудь на голову, значит скоро, будет встреча со старым другом? (бабочка)
- Будет хороший клёв у рыбака, если это насекомое сядет к нему в лодку? (пчела)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе "Путешествие в сказочный лес"
Данное занятие поможет автоматизировать звук "С"в изолированном виде, в слогах, словах и предложениях, обобщить и систематизировать знания детей о диких животных. Закрепить умение детей образовы...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...
Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в сказку»
Конспект интегрированного логопедического занятияв подготовительной группе «Путешествие в сказку»...
Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 1 «Тополёк» Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе«Путешествие в с...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в цирк» для детей с ЗПР с использованием ЭОР
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в цирк» для детей с ЗПР с использованием ЭОРКонспект логопедического занятия в подготовительной гру...
Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Путешествие в лес"
Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему "Путешествие в лес".Цель: Формирование навыка словообразования....
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Как гусь всем завидовал»
Конспект логопедического занятия с элментами сказкотерапии....