Организация работы педагогов с детьми, имеющими нарушения речи при адаптации к новым условиям
статья по коррекционной педагогике
Рассмтривается проблема адаптации детей с нарушениями речи и особенности взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vzaimodeystviya_pedagogov_s_detmi.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы педагогов с детьми, имеющими нарушения речи при адаптации к новым условиям
Аннотация: в статье рассматривается проблема адаптации детей с нарушениями речи и особенности взаимодействия специалистов детского сада в коррекционно-развивающей работе.
Ключевые слова: социальная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, гиперактивные дети, толерантность.
С рождения ребёнок попадает в определенную жизненную среду и постоянно взаимодействует с ней: развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его личность, определяются его возможности самостоятельного соприкосновения с этой средой.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Большое значение и актуальность приобретает изучение местоположения ребёнка в системе его отношений в группе компенсирующей направленности.
Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды один из социально-психологических механизмов социализации личности [3, с. 6]. Непрерывное внутреннее стремление человека к развитию и есть постоянный источник адаптации. Движущей силой адаптации является интерес и удовлетворение индивидом. Другими словами, социальная адаптация - двуединый прогресс, в котором человек подвергается влиянию социальной среды и одновременно её изменяет, являясь объектом воздействия социальных условий и субъектом, изменяющим их.
Проблема адаптации детей к детскому саду в раннем возрасте известна, есть множество рекомендаций о том, как сделать её наиболее безболезненной для ребёнка. Но проблема адаптации детей шестого года жизни с нарушениями речи к переходу в группу компенсирующей направленности является не менее важной как для самого ребенка, так и для родителей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья эмоционально чувствительны, впечатлительны, среди них много и гиперактивных (подвижных) детей. Поэтому при переходе в группу компенсирующей направленности у них преобладает неблагоприятное состояние.
У некоторых детей переход в старшем возрасте в новую группу вызывает эмоциональный стресс. Им непонятно, почему они не могут ходить к своим друзьям, любимым воспитателям. Многие из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем нужны трудные занятия по её коррекции. В группе к детям с речевыми нарушениями предъявляются особенные требования, им приходится адаптироваться к новым формам коррекционно-развивающей деятельности.
Проблема адаптации детей с нарушениями речи в детском саду стоит особенно остро, так как у ребёнка с нарушениями речи процесс адаптации к условиям новой группы нередко протекает достаточно тяжело и болезненно. Это связано с особенностями образовательного процесса в группе компенсирующей направленности (например, предметно-развивающая среда организована с учетом коррекционно-развивающего обучения и индивидуализации в соответствии с речевыми дефектами детей; в воспитательно-образовательный процесс включены не только воспитатель, но и учителя-логопеды). Педагоги и специалисты группы компенсирующей направленности проводят работу:
- по совершенствованию артикуляционной, тонкой и общей моторики;
- по закреплению произношения поставленных учителем-логопедом звуков;
- по целенаправленной активизации отработанной лексики;
- по правильному употреблению сформированных грамматических категорий;
- по развитию внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях;
- по формированию связной речи.
Воспитатели, наблюдая за детьми, отмечают, что дошкольники иногда не хотят идти в детский сад, плачут, капризничают, бывают агрессивными, им очень сложно войти в коллектив детей и взрослых, адаптироваться к окружающей обстановке.
Нарушение речи является значительным препятствием в общении детей со сверстниками, взрослыми и предметным миром.
Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта ребёнка, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни.
Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Поэтому перед учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом детского сада стоит нелегкая задача - осуществить процесс адаптации ребёнка с проблемами речи как можно в более легкой степени, чтобы ребёнок быстрее привык к новым условиям [4].
Чем быстрее пройдёт этап адаптации, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционная работа. Работа, проводимая в группе, должна быть тесно связана с воспитателями, учителем-логопедом и родителями воспитанников.
С целью уменьшения внутреннего напряжения у детей в период адаптации необходимо организовать проведение подвижных и эмоционально насыщенных игр.
В своей работе используем различные формы взаимодействия с участниками педагогического процесса:
с детьми:
- установление доверительных отношений;
- речевое обследование;
- первичный мониторинг;
- наблюдения;
- организация игровой деятельности: дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- беседы;
- дыхательная гимнастика;
- релаксация;
- игры с водой и песком, манкой, рисом, гречкой и т. д.;
- игры на снятие эмоционального напряжения;
- игры, направленные на освоение окружающего мира;
- развивающие игры;
- игры-тренинги;
с педагогами:
-изучение психолого-педагогической литературы по проблеме и по индивидуальным особенностям развития детей;
-разработка плана работы с детьми и родителями в адаптационный период;
-консультирование педагогом психологом по вопросам адаптации
- подбор консультаций, разработка памяток;
- анкетирование;
- проведение мастер-классов.
с родителями:
- анкетирование;
- беседы;
- установление доверительных отношений;
- тренинг- знакомство;
-индивидуальные консультации по запросам;
- консультирование педагогом психологом по вопросам адаптации;
- памятки по данной тематике;
-размещение наглядной информации в «Уголке для родителей»;
- размещение консультативного материала на сайте детского сада.
Результат педагогической работы:
- заполнение протоколов наблюдения;
- заполнение карт развития, речевых карт;
- разработка индивидуальных маршрутов;
- разработка индивидуальных рекомендации;
- утверждение плана работы с детьми и родителями;
- заседание членов психолого-медико-педагогического консилиума.
В адаптационный период в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагоги группы компенсирующей направленности решают задачи, направленные:
- на установление партнерских взаимоотношений с детьми;
-на воспитание толерантности (формирование у ребенка опыта деятельности в новом коллективе и положительного отношения к сверстникам, понимания значимости собственного активного участия; усвоение способов действия со сверстниками как участниками совместной деятельности (умети оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); формирование у детей навыков организованною поведения, учебной деятельности в условиях коллектива) [1, с. 71].
Показателем того, что адаптационный период завершился у того или иного ребенка, является постоянное желание посещать детский сад, активное общение с детьми и взрослыми, проживание событий, полученных в детском саду, в домашних условиях, положительный эмоциональный настрой во всех видах детской деятельности в ДОУ и дома. Например, когда застенчивый, замкнутый Сережа начал весело говорить о детском саде, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день - это верный знак того, что он освоился там.
Список литературы
1. Елагина, М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. — 1988,-№9.-С. 71-76.
2. Карпова, С. И., Мамаева В. В., Никитина А. В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. Логопед в детском саду. — 2007. — № 9.
3. Кощеева, 3. В. Первые шаги малыша в детском саду: метод.пособие. - Мн. : Зорны верасень, 2006. - 68 с.
4. Мастюкова, Е. М. Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации : пособие для практ. раб. образования. - М. : Академия, 2001. - 235 с.
5.Щедрова, Е. А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.
Консультация предназначена воспитателям, начинающим работать в логопедических группах с детьми имеющими ОНР. Они узнают о речевых и психологических особенностях своих воспитанников и взаимомсвяз...
Рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи
Консультация для родителей и воспитателей...
Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»
Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...
Методические рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи
Прежде всего, стоит отметить, что полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, не возможна без регулярной работы дома. Чем сильнее выражен речевой дефект у р...
Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....
Рекомендации для родителей по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи.
Рекомендации для родителейпо работе дома с детьми, имеющими нарушения речи.Прежде всего, стоит отметить, что полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, не ...
Семинар-практикум «Организация работы педагогов с детьми, имеющими поведенческие отклонения».
Отклоняющееся поведение детей, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать ...