Конспект индивидуального занятия "В посиках сокровищ. Автоматизация звука Р вслогах, словах, во фразововй речи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Хуснутдинова Лейсан Юсуповна

Данное занятие будет интересно деткам, у которых в речи появился звук Р и находится в стадии автоматизации. Детей ждут невероятные приключения!!! Удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_sokrovishch.odt27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

30 ноября 2016г.

Тема

«В поисках сокровищ».  Автоматизация звука [р] в слогах, словах, во фразовой речи

Программа

«От рождения до школы»

Возраст

6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Основная образовательная область

Познавательное развитие

Интегрированные образовательные области

Познавательное развитие, речевое развитие.

Форма проведения

Совместная деятельность учителя - логопеда и детей, самостоятельная деятельность детей.

Цель

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, во фразовой речи

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать интерес к занятиям, любознательность, желание узнавать новое.

Коррекционно - развивающие

  • Развивать фонематический слух, упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах.
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие, внимания, память, логическое мышление, пространственную ориентировку.

Коррекционно-образовательные

  • Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах и предложениях.
  • Упражнять в согласовании существительных со звуком [р] с числительными два, три, четыре, пять.
  • Продолжать учить понимать логико-грамматические конструкции, исправлять деформированное предложение, согласовывая слова по смыслу с опорой на сюжетные картинки и без них.
  • Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи предлогов.

Планируемый результат

Уметь поддерживать беседу,  высказывать свою точку зрения, делать выводы, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Методы и приемы

Словесные (беседа,  рассказ), наглядные (показ)

Наглядные средства обучения

карта “Острова в океане”; ноутбук, мультимедийная презентация к занятию; сундучок с конфетами, индивидуальные зеркала.

Организация детей

   ООО    

      Л

Индивидуальная работа

Настя Г, Ришат Н, Данил М.

Словарная работа

корпус, палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюпка, труба, труба, мостик.

Предварительная работа

беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, заучивание и отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Структура ОД

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

III. Работа над темой

  1. Артикуляционная гимнастика

2. Упражнение на выработку направленной воздушной струи.

3. Упражнение на автоматизацию звука [р] в слогах.

4. Игра на развитие фонематического восприятия  “Рассели животных”.

5. Игра на развитие внимания, памяти “Кого не стало?”

6. Игра “Угости крокодила» (автоматизация [р] в словах при согласовании существительного с числительным)

7. Динамическая пауза “Теплоход”

8. Упражнение на слуховое внимание.

9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов. Игра “Разложи правильно” (определение позиции [р] в слове)

Автоматизация [р] во фразе на основе деформированного предложения.

10. Упражнение «Наоборот».  Подобрать антонимы к словам. Автоматизация [р] во фразе на основе деформированного предложения.

11. Упражнение на слуховое внимание и логическое мышление

IV. Итог занятия.

Ход ОД

 I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

III. Работа над темой

1.Артикуляционная гимнастика

2. Упражнение на выработку направленной воздушной струи

3. Упражнение на автоматизацию звука [р] в слогах

4. Игра на развитие фонематического восприятия

 “Рассели животных”.

5. Игра на развитие внимания, памяти “Кого не стало?”, изменение слов в родительном падеже

6. Игра “Угости крокодила» (автоматизация [р] в словах при согласовании существительного с числительным)

7. Динамическая пауза “Теплоход”

8. Упражнение на слуховое внимание

9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов. Игра “Разложи правильно” (определение позиции [р] в слове)

10. Упражнение «Наоборот».

 Подобрать антонимы к словам.

Автоматизация [р] во фразе на основе деформированного предложения.

11. Упражнение на слуховое внимание и логическое мышление

IV. Итог занятия.

Логопед: Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Вы догадались, что это за звук?

Ребенок: Р-р-р.

Логопед: - В нашем путешествии нас ждут приключения и различные задания. Будь внимательными, красиво и четко произноси [р]. Тогда нас ждет успех.

Слайд 2.

Логопед: Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно построить лодку. Берем длинные, гибкие доски для постройки (упражнение «Качели»). Проверяем доски на прочность (упражнение «Индюк»). Сколачиваем их прочными гвоздями (упражнение «Барабанщик»). Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывем (упражнение «Парус», при его выполнении к воздушной струе добавляется голос). Замечательная лодка у нас получилась! Посмотри-ка, ветер усиливается! Можно готовиться к отплытию.

У нас получился   вот такой  кораблик. Слайд 3.

Логопед: - Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р (ребенок громко произносит изолированный звук громко). Осталось только эхо (произносит изолированный звук тихо). Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: р-р-р (громкое произнесение).

Логопед: - Ветер наполнил парус (дети дуют на вертушки).. Слайд 4.

Логопед: - Вот мы уже и плывем. Но где нам искать сокровища? Вспомнила, у меня есть карта. Слайд 5.

 Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать сокровища. Берем курс на первый остров!

Логопед: Волны плещутся за бортом, раскачивают нашу лодку (включена музыка «Волны»)

Пра — про — пры.        Бро — бра — брэ.

Гры — грэ — гро.                  Тра — тру — тры.

Кру — кро — кра.        Фрэ — фра — фро.

Дро — дру — дрэ.                  Вры — вро — вра.

Слайд 6.

Логопед: - Первый остров оказался необитаемый. Ребята, представьте, что у нас есть такая возможность, и мы можем заселить на этот остров животных. Но на остров поселятся только те животные, в названиях которых есть звук [р].

По цепочке дети, начиная с первого животного на слайде, называют его, определяют, есть ли нужный звук, щелкает по нему мышкой. Если ответ верный, картинка “переходит” на остров, если заданного звука нет – картинка покачивается.

Логопед: - Звери благодарны тебе, приглашают играть в прятки.

Игра с тем же слайдом. По щелчку мышки картинка исчезает. При правильном ответе появляется вновь по второму щелчку.

Логопед: - Поплывем к следующему острову.

Слайд 7.

Логопед: - На втором острове живет зубастый, голодный... (крокодил). Давай накормим его из наших запасов. У нас есть пирожки. Угощай крокодила и считай так: один пирожок, два пирожка, три пирожка, четыре пирожка, пять пирожков.

- А теперь накорми его грушами, персиками, ватрушками. Крокодил благодарит вас за угощение. Он сыт, доволен и поет песенки, предлагает петь вместе с ним:

- А теперь дальше в путь.

От зеленого причала

(Шаг вперед, руки опущены)

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два –

(Два шага назад)

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед -

(Два шага вперед

Раз, два –

(Руки вытянуты вперед и сомкнуты -

И поплыл по речке,

(Это нос теплохода; движения по кругу

Набирая полный ход.

мелкими шажками)

Слайд 8.

Логопед: Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова разбежались. Что они сделали? Они решили, что к ним приближается огромный корабль. А как можно назвать нашу лодку? (Парусник). Давай расскажем жителям острова, что есть у корабля.

   Слайд 9. Если в слове есть звук [р], повтори это слово громко, чтобы все слышали. Слушай внимательно: корпус, палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюпка, труба, труба, мостик.

Ребенок повторяет слова со звуком [р].

А что же есть у нашего парусника? (Корпус, парус.)

Теперь жители не перепутают парусник с ... кораблем, а корабль с ... парусником.

Слайд 10.

Логопед: К какому острову мы отправляемся? (К четвертому.)
На этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с картинками. В первой кучке кокосы, если звук [р] в начале слова, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Помоги
обезьянам разложить кокосы.

Слайд 11.

Логопед: Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу следующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.)

  • Он не молодой, а ... старый
  • Не плохой, а ...  хороший.
  • Не злой, а ... добрый.
  • Не сердитый, а ... радостный.
  • Не растрепанный, а ... аккуратный.
  • Не ленивый, а ... трудолюбивый.
  • Не глупый, а ... мудрый.

Логопед: Молодцы, ребята. Но наш пират совсем разучился разговаривать на этом острове, послушайте, как он разговаривает: Слайд 12.

Дровами рубят топор.

  На радуге – небо.

Крышка накрыта ведром.

  Дорога едет по грузовику.

Горшок растет в розе.

   Забор красит Рому.

Ребенок исправляет, произносит предложение в правильном варианте и выбирает соответствующую картинку.

Логопед: Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на этом острове. Давайте искать!

Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем?.. (С сокровищами.) Сделай шаг вправо, два шага вперед.

Ребенок двигается по «острову» — кабинету, следуя командам логопеда. Слайд 13.

Теперь сундук нужно «откопать», а для этого найти лишние слова. Слушай внимательно.

Корабль, парусник, катер, вертолет.

Карандаш, тетрадь, ручка, фломастер.

Крыжовник, брусника, груша, смородина.

Ребенок называет лишнее слово в каждой группе слов.

А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?

Ребенок открывает сундучок, в нем конфеты.

Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.

Слайд 11.

Логопед: Логопед. Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?

Ребенок. Р-р-р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

Конспект индивидуальной непосредственно - организованной образовательной деятельности «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»

Конспект индивидуальной непосредственно - организованной образовательной деятельности«Автоматизация звука [Р] в  словах и предложениях»Цели: развивать умение правильно произносить звук [р] ...

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, в предложениях.

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, в предложениях....

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения "Автоматизация звука [ш] в словах".

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] в словах....

Конспект подгруппового занятия "На весенней полянке". Автоматизация звука [л\'] в словах и предложениях

Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звука [л'] в словах и предложениях"  для детей ТНР...