Повышение творческого и профессионального роста учителя-логопеда
статья по логопедии на тему

Сухарева Юлия Валерьевна

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file5.docx19.33 КБ
Файл file5.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Выполнила учитель-логопед

Сухарева Юлия Валерьевна

 «Повышение творческого и профессионального роста учителя-логопеда, внедрение и реализация информационных технологий на логопедических занятиях».

“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”

(В. Г. Белинский)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно,  логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Не секрет, что выработка определённого артикуляционного уклада требует длительной и систематической работы, а иногда и сотни повторений.

Всё это очень утомительно и однообразно для ребёнка. Поэтому любой учитель-логопед знает, что для того, чтобы логопедическое занятие было интересным и продуктивным, с высокой степенью речевой активности, очень важно подобрать речевой и практический материал (дидактические игры, пособия, игрушки, муляжи, предметные и сюжетные картинки). Как правило, это занимает большое количество времени и зачастую вызывает большие трудности при подборе наглядно-дидактического материала и его оформления. Связи с этим, современный учитель-логопед должен не только обладать рядом профессиональных компетенций, но и уметь легко и быстро ориентироваться в массе профессиональной информации, уметь находить важные и нужные для педагогической деятельности материалы. Существенную помощь в этом оказывает использование ИКТ. Различные электронные ресурсы помогают значительно сэкономить время в подборе речевого материала и оформить его в виде презентаций, слайд-шоу, фотоальбомов.

Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую  компьютерные презентации.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ.

  • Развитие связной речи - пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  • Обучение грамоте - формирование навыков фонематического анализа.
  • Формирование зрительно - пространственных отношений.
  • Работа над звукопроизношением - артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
  • Формирование лексико - грамматических категорий - словообразование, словоизменение.
  • Коррекционно-оздоровительное направление - игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Преимущества использования ИКТ в работе  для учителя-логопеда:

  1. Составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде  сокращает работу с бумажными носителями информации.
  2. Позволяет   составлять наглядно-дидактическое сопровождение к  занятиям, тем самым экономя время на подготовку.
  3. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.   

Преимущества использования ИКТ в работе учителя- логопеда для ребенка:

  1. Повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям.
  2. Формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения.
  3. Обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
  4. При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, активизируются процессы внимания: концентрация, распределение, переключение, совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:

  • Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
  • Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности.
  • Способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями).
  • Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.

Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.

Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь, как показывает опыт, многие дети в первом классе не могут сразу же перестроиться на учебную деятельность, и их ведущей деятельностью остается игровая.

В настоящее время, мною, продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с обучающимися.

Занятия с использованием компьютерных презентаций и интерактивных досок проводятся мною с 2010 года.  Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя при обучении ребенка. Только, дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение творческого и профессионального роста учителя-логопеда, внедрение и реализация информационных технологий на логопедических занятиях

Слайд 2

“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса” (В. Г. Белинский)

Слайд 6

НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Развитие общих речевых навыков Коррекция звукопроизношения Празднично – игровые занятия Консультации Развитие фонематического анализа и синтеза Открытые занятия Развитие лексико – грамматического строя речи Развитие социальной уверенности детей - логопатов Совместные занятия с родителями Обучение связной речи Развивающие игры Электронная почта Обучение грамоте

Слайд 7

Преимущества использования ИКТ в работе для учителя-логопеда: Составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации . Позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, тем самым экономя время на подготовку . Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

Слайд 8

Преимущества использования ИКТ в работе учителя- логопеда для ребенка: Повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям. Формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения. Обучается некоторым элементарным действиям с компьютером. При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, активизируются процессы внимания: концентрация, распределение, переключение, совершенствуются графомоторные , навыки, зрительно-пространственные отношения.

Слайд 9

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы: Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи. Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности. Способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями). Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя – логопеда

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя логопеда с 2014 по 2017 уч.годы...

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя - логопеда Комаровой Светланы Николаевны, на 2016-2020 учебные года

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья российских детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-логопеда Сидоренко И.Г.

Индивидуальный план самообразования  «Биоэнергопластика как нетрадиционная форма развитияартикуляционной моторики у детей с нарушениями речи»  учителя-логопеда Сидоренко И. ...

План индивидуального профессионального роста учителя-логопеда

План индивидуального профессионального ростаучителя-логопеда...

Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Повышение профессионального роста учителей-логопедов и дефектологов через использование театральной деятельности при коррекции речевых нарушений"

Цель: организация информационно-образовательного пространства для обмена педагогическим опытом в использовании театральной деятельности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями учителей-логопед...

Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»

Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...