Повышение творческого и профессионального роста учителя-логопеда
статья по логопедии на тему
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
file5.docx | 19.33 КБ |
file5.pptx | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила учитель-логопед
Сухарева Юлия Валерьевна
«Повышение творческого и профессионального роста учителя-логопеда, внедрение и реализация информационных технологий на логопедических занятиях».
“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”
(В. Г. Белинский)
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Не секрет, что выработка определённого артикуляционного уклада требует длительной и систематической работы, а иногда и сотни повторений.
Всё это очень утомительно и однообразно для ребёнка. Поэтому любой учитель-логопед знает, что для того, чтобы логопедическое занятие было интересным и продуктивным, с высокой степенью речевой активности, очень важно подобрать речевой и практический материал (дидактические игры, пособия, игрушки, муляжи, предметные и сюжетные картинки). Как правило, это занимает большое количество времени и зачастую вызывает большие трудности при подборе наглядно-дидактического материала и его оформления. Связи с этим, современный учитель-логопед должен не только обладать рядом профессиональных компетенций, но и уметь легко и быстро ориентироваться в массе профессиональной информации, уметь находить важные и нужные для педагогической деятельности материалы. Существенную помощь в этом оказывает использование ИКТ. Различные электронные ресурсы помогают значительно сэкономить время в подборе речевого материала и оформить его в виде презентаций, слайд-шоу, фотоальбомов.
Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую компьютерные презентации.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ.
- Развитие связной речи - пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- Обучение грамоте - формирование навыков фонематического анализа.
- Формирование зрительно - пространственных отношений.
- Работа над звукопроизношением - артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
- Формирование лексико - грамматических категорий - словообразование, словоизменение.
- Коррекционно-оздоровительное направление - игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Преимущества использования ИКТ в работе для учителя-логопеда:
- Составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации.
- Позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, тем самым экономя время на подготовку.
- Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.
Преимущества использования ИКТ в работе учителя- логопеда для ребенка:
- Повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям.
- Формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения.
- Обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
- При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, активизируются процессы внимания: концентрация, распределение, переключение, совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
- Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
- Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности.
- Способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями).
- Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.
Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.
Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь, как показывает опыт, многие дети в первом классе не могут сразу же перестроиться на учебную деятельность, и их ведущей деятельностью остается игровая.
В настоящее время, мною, продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с обучающимися.
Занятия с использованием компьютерных презентаций и интерактивных досок проводятся мною с 2010 года. Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя при обучении ребенка. Только, дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса” (В. Г. Белинский)
НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Развитие общих речевых навыков Коррекция звукопроизношения Празднично – игровые занятия Консультации Развитие фонематического анализа и синтеза Открытые занятия Развитие лексико – грамматического строя речи Развитие социальной уверенности детей - логопатов Совместные занятия с родителями Обучение связной речи Развивающие игры Электронная почта Обучение грамоте
Преимущества использования ИКТ в работе для учителя-логопеда: Составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации . Позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, тем самым экономя время на подготовку . Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.
Преимущества использования ИКТ в работе учителя- логопеда для ребенка: Повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям. Формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения. Обучается некоторым элементарным действиям с компьютером. При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, активизируются процессы внимания: концентрация, распределение, переключение, совершенствуются графомоторные , навыки, зрительно-пространственные отношения.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы: Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи. Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности. Способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями). Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя – логопеда
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя логопеда с 2014 по 2017 уч.годы...
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг.
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда на 2016-2020гг....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя - логопеда Комаровой Светланы Николаевны, на 2016-2020 учебные года
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья российских детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-логопеда Сидоренко И.Г.
Индивидуальный план самообразования «Биоэнергопластика как нетрадиционная форма развитияартикуляционной моторики у детей с нарушениями речи» учителя-логопеда Сидоренко И. ...
План индивидуального профессионального роста учителя-логопеда
План индивидуального профессионального ростаучителя-логопеда...
Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Повышение профессионального роста учителей-логопедов и дефектологов через использование театральной деятельности при коррекции речевых нарушений"
Цель: организация информационно-образовательного пространства для обмена педагогическим опытом в использовании театральной деятельности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями учителей-логопед...
Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»
Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...