Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Лесная школа»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по обучению грамоте
в старшей группе «Лесная школа»
Цель: создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения через игровую ситуацию.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»,
- закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,
- совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,
- упражнять в определении места звука в слове,
- учить составлять и читать слова,
- закреплять умение составлять и разбирать предложения,
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое, зрительное и слуховое восприятие,
- развивать внимание, память, мышление,
- учить внимательно вслушиваться в речь взрослого,
- правильно отвечать на вопросы полными предложениями;
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие,
- воспитывать интерес к обучению грамоте.
Оборудование:
- музыкальные треки «Шум леса», «Волшебство»,
- магнитная доска,
- конверты с заданиями,
- фишки для звукового анализа по количеству детей,
- «Волшебный мешочек»,
- предметные картинки с изображением животных, различных предметов со звуком [Ш],
- пособие «Звуковые домики»,
- красный, синий и зелёный домики,
- карточки с буквами В, О, Л, К,
- корзинка с угощением
Ход занятия:
- Организационный момент
Логопед:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.
Логопед и дети: Всем! Всем! Добрый день!
- Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас на прогулку!
- Становитесь в кружок!
- Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.
Психогимнастика
Настроение упало? Дело валится из рук. Но еще не все пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоем, С облегчением вздохнем! Настроение поднимем, И от пыли отряхнем. | Разводят руки в стороны. Бросают руки вниз. Грозят указательным пальцем. Хлопают в ладоши. Берутся за руки. Вздыхают. Поднимают сцепленные руки вверх. Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу. |
- Ребята, улыбнитесь друг другу!
- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.
Логопед:
Отправляться всем в дорогу,
Нам давно уже пора.
Чтоб в пути нам было легче-
Крикнем громко мы «Ура»!
II. Сообщение темы и цели
Звучит музыкальный трек «Шум леса».
Логопед:
- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?
Дети: Мы пришли в лес.
Логопед:
- А почему вы думаете, что мы пришли в лес?
Дети:
- Потому что мы слышим звуки природы, леса.
- Потому что мы слышим пение птиц.
Логопед:
- Ребята, что растет в лесу?
Дети: В лесу растут деревья, трава и цветы.
Логопед:
- А кто живёт в лесу?
Дети перечисляют животных.
- Как, одним словом, назвать всех этих животных?
Дети: Дикие животные.
Логопед:
- Правильно, ребята, это дикие животные.
- Давайте закроем глаза и представим, что они не обычные, а сказочные.
Звучит музыкальный трек «Волшебство».
- Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.
III. Основная часть
- Фонетическая разминка.
Логопед:
- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко-государстве,
Жили-не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
- Игровое упражнение «Разноцветные домики».
Логопед:
- Ребята, что мы с вами произносили?
Дети: Мы произносили звуки.
Логопед:
- А какие звуки мы произносили?
Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.
Логопед:
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Логопед:
- Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
Дети: Согласные звуки мы обозначаем синим или зелёным цветом.
Логопед:
- От чего это зависит?
Дети: Синим цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки, а зелёным – согласные мягкие.
- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.
Задания лесных жителей находятся в конвертах.
Логопед достает первый конверт.
Логопед:
- А вот и первое задание! Интересно, от кого оно!
Логопед открывает конверт и с изображением Медвежонка, достаёт оттуда карточку с заданием.
Дети: Это задание от Медвежонка!
- Правильно догадались! Послушайте задание, которое приготовил для вас Медвежонок: «Лесные жители так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите им найти свои домики. Подсказка: узнать в каком домике кто живёт можно по первым звукам в названии жителей».
Логопед:
- Посмотрите, ребята, перед вами три домика – красный, синий и зелёный.
- Как вы думаете, кто живёт в красном домике?
Дети: В красном домике живут те, чьё название начинается на гласный звук.
Логопед:
- А кто живёт в синем домике? В зелёном домике?
Ответы детей.
Логопед:
- Молодцы! Приступаем к выполнению задания.
Каждый ребёнок берёт изображение одного лесного жителя и находит его домик.
Коллективная проверка выполнения задания.
- Игровое упражнение «Звуковой домик».
Логопед:
- Ребята, посмотрите, а вот и Лисичка пришла с вами поиграть. Но в эту игру нужно играть сидя, поэтому пройдите на свои места.
Логопед:
- Лисичка приготовила для вас звуковые домики.
- Послушайте внимательно правила игры: я буду называть слово, вы должны услышать, где находится согласный звук [С]: в начале, в середине или конце слова, и прикрепить фишку в нужное окошко.
- Итак, начали!
- Где мы слышим звук [С], в слове: сыр, ананас, носки, сумка, маска, кактус, пылесос.
- Какое сложное задание приготовила для вас Лисичка, но вы отлично с ним справились.
- Молодцы, ребята!
- Игровое упражнение «Волшебный мешочек».
Логопед:
- Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.
- Кто это ребята?
Дети: Это Змейка.
Логопед достает «Волшебный мешочек».
Логопед:
- Она приготовила для вас волшебный мешочек.
- Давайте посмотрим, что в нем лежит.
Логопед достает из мешочка картинки.
- Что это ребята?
Дети: Это картинки.
Логопед:
- Давайте с ними поиграем!
- Вы будете доставать из мешочка картинки, назвать предмет, изображенный на ней и делить хлопками это слово на слоги.
(Картинки: шапка, шкаф, подушка, кошка, машина, мышь и т.д.)
- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием!
- Физминутка «Разминка»
Логопед: А вот и конверт от Зайчонка. Он предлагает вам немного отдохнуть и сделать разминку.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)
- Игровое упражнение «Живые звуки».
Логопед:
- Ребята, посмотрите вот ещё один конверт. Интересно, от кого он?
- Смотрите в конверте карточки с буквами. Кажется, я поняла. Надо из букв сложить слово, и мы узнаем, от кого это задание.
Дети выкладывают слово «ВОЛК».
- Волчонок просит вас выложить звуковую схему этого слова.
Дети коллективно выкладывают схему.
Логопед:
- Молодцы, ребята!
- Игровое упражнение «Составь предложение».
Логопед:
- А вот и последний конверт – от Бельчонка.
Логопед читает задание: «Ребята, помогите мне составить предложение обо мне и разобрать его».
Дети придумывают предложения, одно из них разбирается, выкладывается схема.
Логопед:
-Молодцы ребята! Вы отлично справились с последним заданием!
IV. Итог
Логопед:
- А наша прогулка подошла к концу.
- И за вашу хорошую работу, сказочные звери передали для вас корзинку с угощениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-426091-1395836586.jpg)
ЗИМУШКА-ЗИМА. Занятие по обучению грамоте старшая группа.
Цель: Расширять знания детей о зиме и сезонных изменений в природе расширение объёма словаря, подбор однокоренных слов, составление рассказа по картинке в тетради.Предварительная работа: беседы ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/05/picture-469012-1607190218.jpg)
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/05/picture-469012-1607190218.jpg)
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-552379-1418833637.jpg)
Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1188880-1573902012.jpg)
Конспекты занятий по обучению грамоте (старшая группа)
Данные конспекты разработаны на основе пособия О.С. Гомзяк...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/02/picture-1195510-1583172008.jpg)
Итоговое занятие по обучению грамоте (старшая группа).
Итоговое занятие по обучению грамоте (старшая группа)....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/29/picture-1239305-1588171796.jpg)
Открытое занятие по обучению грамоте (подготовительная группа)
Открытое занятие по обучению грамоте по теме "Семь заданий Белоснежки" для подготовительной группы....