Открытое занятие по обучению грамоте (подготовительная группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ильина Ирина Александровна

Открытое занятие по обучению грамоте по теме "Семь заданий Белоснежки" для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 07.02._18_itogovoegramota.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

Обучение грамоте

Воспитатель: Ильина И.А.

Дата: 07.02.2018

Тема: «Семь заданий Белоснежки».

Задачи: выявить умения на слух выделять гласные и согласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, выделять первый согласный звук в слове;  составлять схему предложения; совершенствовать практические умения и навыки детей; развивать грамматический строй речи; формировать навыки контроля и самоконтроля; формировать самоконтроля за речью; развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; дать возможность детям показать свои знания и умения; воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы; совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Оборудование: конверт с письмом; ключи, вырезанные из бумаги; картинки с изображением Белоснежки, колдуньи; волшебного замка; картинки с изображением букв; слоговые таблицы; карточки с заданиями; картинка для составления схемы предложения; квадраты синего, зелёного, красного цветов; цветные карандаши; жёлтые круги для рисования смайликов; мяч.

Ход занятия:

Подготовительная часть.

Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают поочерёдно пальцы правой руки)

Будем мы сейчас играть,

(руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)

Смотреть, слушать, размышлять,

(прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

Но друг другу не мешать,

(«грозят» указательным пальцем)

Внятно четко говорить,

(очерчивают область рта)

Не вертеться, не шалить.

(«грозят» указательным пальцем)

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Основная часть.

Сюрпризный момент.

– Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел со мной сегодня утром. Когда я пришла в детский сад, то увидела у дверей нашей группы, лежало вот это письмо. Сейчас я его прочитаю.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Белоснежка, из сказки «Белоснежка и семь гномов» я узнала, что в группе Дюймовочка очень добрые и отзывчивые дети и поэтому решила именно вас попросить о помощи. Меня похитила злая ведьма и заточила в каменный замок. Мне смогут помочь те дети, которые справятся с заданиями, которые будут встречаться у них на пути. Заданий будет семь. За каждое правильно-выполненное задание вы будете получать ключ. Если к концу пути у вас будет семь ключей, то вы сможете освободить меня. Ну, а если вы не соберёте семь ключей, то я навсегда останусь в каменном замке».

– Ребята, ну что поможем Белоснежке? Освободим её?

– Ребята, дорога длинная, нас ждёт много испытаний.

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнём

Волшебство начнётся,

В сказку попадем!

– Для того, чтобы получить первое задание, нужно ответить на вопросы.

– Готовы? (Да)

        Вопросы:

– Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.

– Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)

– Назовите гласные звуки (А, О, У, Ы, И, Э).

– Почему они называются «гласные»? (они произносятся только с помощью голоса, их можно петь).

– Назовите согласные звуки (Л, М, Н, Р, Г, К, В, Ф, З,С ).

– Почему они не поются? Что мешает?

– Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

– А какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие)

Игра с мячом «Твёрдый – мягкий».

– Я буду называть твёрдый звук, а вы мне мягкий. (С-сь, М-мь, В-вь, Л-ль, К-кь, Т-ть, П-пь, Н-нь, Р-рь, Ф-фь, Г-гь, Д-дь, З-зь)

– Молодцы, и так, мы можем перейти к первому заданию, чтобы получить первый ключик.

Задания за столами.

– А сейчас давайте пройдём к столам. Дети занимают места за столами.

(После каждого задания воспитатель вывешивает ключ).

  1. Задание «Буква спряталась»

– Ребята, давайте постараемся найти буквы, которые здесь спрятались.

Работа в парах.

  1. Задание «Лишняя буква».

– Перед вами лежат две карточки с буквами. Найдите и зачеркните в каждой карточке лишнюю букву и объясните, почему вы зачеркнули именно эту букву. Например, (Я зачеркнул букву К, потому что она согласная, а все остальные – гласные буквы).

К У А О И

Л А В Т С

        

– Назовите букву в карточках правильно.

– Ребята, а согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие).

– Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного? («а», «о», «у», «ы», «э»).

– Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного? («я», «ё», «ю», «и», «е»).

  1. Задание «Твёрдый или мягкий звук».

– Я вам называю слова, а вы слушаете внимательно, какой первый звук в слове. Если первый звук в слове твёрдый – вы поднимаете синий квадрат, а если первый звук в слове мягкий, то поднимаете зелёный квадрат.

– Приготовились, слушаем внимательно: сад, синий, мыло, мила, луч, нитка, телефон, Зина, корзина, рысь, волк, зеркало, мука, ночь, вилка, лимон.

– И вот, новое препятствие. Чтобы получить следующее задание ответьте на вопросы.

– Ребята, на что делятся слова? (слова делятся на слоги)

– Что такое слог? (слог – это часть слова, которая произносится одним толчком воздуха).

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза

Вот такие чудеса

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют            

(закрывают глаза, стоят с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву «О»

Получается легко                        

(открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Вверх поднимем,

Глянем вниз,

Вправо- влево повернем,                  

(глаза поднимаем вверх, вниз, вправо, влево.

Заниматься вновь начнем.                    

(Моргают глазами)

        – На что делятся слова? (слова делятся на слоги)

  1. Разделите слова на слоги.

– Отгадайте загадки. Слова-отгадки разделите на слоги.

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять…

(Часы)

Кто зимой холодной,

В лесу ходит злой и голодный?

(Волк)

Белый хвост, чёрный нос

Наши тапочки унёс

В уголок под кровать

И не хочет отдавать.

(Собака)

– Сколько слогов в словах-отгадках? (2,1,3)

Игра с мячом «Придумай слово»

Воспитатель бросает мяч и говорит слог, а дети придумывают слова, которые начинаются с этих слогов.

– Например, слог МА (мама, Маша, матрас, машина, март, май)

Слоги:

ЛА (лампа, лапа, лама, ламбада).

МУ – (муха, мухомор, мул, мусор, мультфильм, Мурзик);

НИ – (Нина, нитка, Ника, никогда, Никита);

  1. Задание «Зашифруй слово».

– Ребята, прочитайте слова на доске и зашифруйте их с помощью знаков – квадратов синего, зелёного и красного цветов. (Луна, Лена)

– И снова нужно отдохнуть.

Физкультминутка

В старом дереве дупло

Это домик буквы «О»                    

(круговые движения руками)

Рядом с нею на суку

Примостилась буква «У»            

 ( присесть на корточки)

В гости к нам издалека

Прибежала  буква «А»                  

(бег на месте)

Прилетела буква «Я»

На спине у воробья.                        

(махи руками, как крыльями)

        Буквы стали  веселиться,

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут, отдохнут,

То опять плясать начнут.

– Подтянули плечи, спинки. А  сейчас конец разминке.

  1. Игра «Раздели слова на слоги».

– Напишите в пустых клеточках слог ГА и прочитайте слова.

– Напишите в пустых клеточках слог КА и прочитайте слова.

– Напишите в пустой клеточке букву, чтобы получилось слово, прочитайте получившееся слово.

1

Н

О

2

В

И

Л

3

К

О

        – Назовите полученные слова? (нога, вилка, кот)

  1. Игра «Найди схему предложения».

– Ребята нам нужно выяснить, сколько слов в предложении. Я буду говорить вам предложение, а вы определите, какая схема из четырёх подходит к предложению.

  1. Мальчик читает книгу.
  2. Дети играют в мяч.

– А теперь вы придумайте предложение вот по этой картинке. Каждое слово в предложении нарисуйте в виде прямоугольника.

– Ребята, напоминаю, что у первого прямоугольника правая сторона повыше и обозначает начало предложение.

– А почему первое слово мы обозначаем так? (потому, что первое слово в предложении пишется с большой буквы).

– И вот мы выполнили последнее задание, и получаем седьмой ключик. Какие мы с вами молодцы. Мы отправим эти ключики гномам, и они освободят Белоснежку.

– Ребята, Белоснежка вам очень благодарна и приготовила для вас небольшие подарочки.

Заключительная часть.

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнём

Волшебство закончится,

В группу попадем!

Рефлексия деятельности.

– Чем мы сегодня занимались на занятии?

– Что вам больше всего понравилось на занятии?

«Смайлики»

У детей на столах жёлтые круги, на которых они должны нарисовать своё настроение в конце занятия. Если настроение на протяжении занятия было очень хорошее, веселое, то дети рисуют улыбающейся смайлик, а если настроение было не очень хорошее, или что то было не понятно, сложно, то грустный смайлик.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению грамоте. Подготовительная группа.

Занятие по развитию речи. Итоговое.Программное содержание: обобщить знания, имеющиеся у детей, закрепить умение состовлять слова по слогам, читать их, развивать смекалку, воображение, логическое ...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте подготовительная группа

Авторское итоговое занятие с детьми подготовительной группы и самоанализ данного вида деятельности....

Итоговое занятие по обучению грамоте подготовительной группе

Итоговое занятие по обучению грамоте подготовительной группе...

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) Тема: «В гостях у звука (Э)»

Задачи:- Познакомить детей со звуком «Э» и с буквой «Э», его классификация;- развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; составление слогов.- Находить звук &laqu...

Цикл занятий по обучению грамоте подготовительная группа

Письмо Пиши-Читая.Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает ...

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Задачи:1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).2. Совершенствовать фонематическ...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (подготовительная группа). Дифференциация звуков «т» и «д» (система Г.А. Каше)

Каше Галина Амосовна – педагог-дефектолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР, научный корреспондент АПН СССР. Педагогическая сис...