Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе логопункта для детей с ОНР (1 год обучения).Тема: «Звуки Д – Т».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Дифференциация звуков [д] и [т].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_sayt._zvuki_d_-_t_starshaya_gruppa.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе логопункта для детей с ОНР (1 год обучения)
Тема: «Звуки Д – Т».
Автор-составитель:
учитель-логопед МАДОУ ЦРР-детский сад №50 города Калининграда Синцова Зоя Николаевна.
Коррекционно-образовательные цели:
закрепление правильного произношения и различение звуков [д] и [т] в слогах, словах, предложениях, текстах; звуко-буквенный анализ и синтез обратных слогов типа АТ, их преобразование в прямые слоги; звуко-буквенный анализ слов типа ТАМ, преобразование слов; составление схем звукового состава слогов и слов; индивидуальные упражнения с разрезной азбукой; совершенствование грамматического строя речи (образование творительного падежа единственного числа существительных).
Коррекционно-развивающие цели: развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мышления, артикуляционной и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству детей + зеркало для логопеда, презентация «Тренажёр для глаз», буквы Т, Д, А, О, М, Ы, К; звуковые символы: 2 синих квадрата, 1 зелёный квадрат, 1 красный квадрат; кассы букв по количеству детей, индивидуальные наборы для составления звуковых схем слов по количеству детей, предметные картинки (верблюды, дыня, два, дождь, дым, дедушка, ноты, тыква, бант, кот, батон, танк, кофта), 2 мольберта, магнитная доска, набор магнитов, указка; ИКТ: ноутбук, телевизор.
Ход занятия
- Презентация «Тренажёр для глаз».
- Артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами.
- Сравнительная характеристика звуков [д] и [т].
Выделение сходства и различия между звуками [д] и [т].
Сходство: звуки [д] и [т] – согласные: при произнесении этих звуков, воздух, проходя через рот, встречает преграду (язык и зубы: кончик языка упирается в верхние зубы). Звуки [д] и [т] – твёрдые.
Различие: звук [д] – звонкий, в его образовании участвует голос; если во время произнесения звука [д], приложить ладонь к горлу – чувствуется вибрация, можно услышать, как «горлышко звенит», «горлышко звучит», а при произнесении звука [т] «горлышко молчит», голос не участвует в образовании звука; звук [т] – глухой.
- Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [д]».
На звук [д] – хлопок, на звук [т] – поднять руки вверх:
Тамара, Дон, дым, тополь, товарищ, трава, дуб, дождь, туман, треугольник, дыня.
- Игра «Запомни и повтори» - воспроизведение слоговых рядов,
слов за взрослым. Различение звуков [д] и [т] в слогах и словах.
да – та та – да – та – да точка – дочка вода – вата
та – да да – та – да – та толк – долг тушь – душ
да – та – да да – та – та – да том – дом тоска – доска
то – до – то то –до – то – до Толя – доля плоты – плоды
ты – ды – ты ду – ту – ту – ду катушка – кадушка
- Дидактическая игра «Картинки для Дани и Тани» -
различение звуков [д] и [т] в произношении по предметным картинкам .
Называние картинок, выделение звука [д] или [т] в словах, определение картинок на мольберты с соответствующей буквой.
- Повторение чистоговорок с чётким проговариванием звуков [д] и [т]:
да – да – да – бежит вода;
ды – ды – ды – знаю все ходы;
та – та – та – хвост пушистый у кота;
ду – ду – ду – дети бегают в саду;
ту – ту – ту – дали молока коту;
ды – ды – ды – нет воды;
ты – ты – ты – во дворе цветы;
та – та – та – у нас дома чистота;
ды – ды – ды – цветут сады;
ду – ду – ду – я домой иду;
ты – ты – ты – сметану съели всю коты.
- Дидактическая игра на развитие внимания, памяти «Что с чем поменяли местами?».
Упражнение в образовании творительного падежа имён существительных в единственном числе.
- Пальчиковая игра.
Развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [д] и [т].
Мама мишек будет рано. Пальцами обеих рук изобра-
зить мишек.
Не встают они с дивана! Удивлённо пожать плечами.
– Эй, Большак! Встряхнуть большой палец
Вставай скорей! сначала на левой, а затем на
правой руке.
Ждут друзья уж у дверей! Указать руками на дверь.
– Ну а ты, лентяй Указка, Встряхнуть указательные пальцы.
У тебя засохла краска! Изобразить руками ведро.
Вы должны с Середняком Встряхнуть средние пальцы.
Побелить амбар и дом. Плавные движения кистями
рук, как кисточкой, сверху вниз,
снизу вверх.
Безымянный, мой бедняжка! Погладить безымянный палец
Знаю, болен был ты тяжко. пальцами другой руки.
Пожалею я тебя, Прижать безымянный палец
Полежи ещё два дня. к ладони и погладить его.
Ты, Мизинчик-малышок, Встряхнуть мизинцы.
Роста у тебя вершок! Показать, какого роста мизинчик.
10. Звуковой анализ, выкладывание, преобразование, составление звуковых схем слогов и слов:
АТ – ТА – ТАК – ТАМ – ДАМ – ДОМ - ТОМ
11.Итог занятия. Какие звуки мы сегодня учились различать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе с ТНР на тему: «Дифференциация звуков [З – З’]»
Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи разработано в игровой форме. Дети на протяжении всего занятия выполняют задания, которые спрятаны в коробках, сложенных одна в другую...
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"
Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...
Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе логопункта для детей с ОНР (1 год обучения).Тема: «Звук Т’».
Тема: «Звук Т’»....
Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе логопункта для детей с ОНР (1 год обучения).Тема: «Звук К’».
Тема: "Звук К' "...