Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе логопункта для детей с ОНР (1 год обучения).Тема: «Звук Т’».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе логопункта для детей с ОНР (1 год обучения)
Тема: Звук Т’.
Автор-составитель:
учитель-логопед МАДОУ ЦРР-детский сад №50 города Калининграда Синцова Зоя Николаевна.
Коррекционно-образовательные цели:
чёткое произнесение и различение звуков [т] и [т’], закрепление понимания мягкости согласных, совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе, образование родительного падежа единственного числа существительных).
Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, артикуляционной моторики, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: предметные картинки (тень, бегемот, тюльпан, телефон, сети, пять, утёнок, дятел, паутина), сюжетная картинка «Котята», 2 магнитные доски, магниты, наборы для составления звуковых схем слов и кассы букв по числу детей, цифры 1-5, указка.
Ход занятия
I.Артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами.
- Лягушка
- Лягушка – Слоник
- Месим тесто
- Нарезаем блинчики
- Складываем блинчики
- Киска сердится
- Погладим киску
- Качели
II. Поисковая деятельность (повторение пройденного):
- Послушайте внимательно слова и определите какой одинаковый звук есть в каждом слове: кот, кит, бант, лифт, букет, бегемот. ([т]) Характеристика звука [т] : согласный, твёрдый.
III.Введение в тему занятия.
–Но согласные звуки бывают не только твёрдые ([т]), но и мягкие ([т’]). Сегодня мы будем сравнивать и учиться различать звуки [т] и [т’].
Уточнение артикуляции звука [т’] с индивидуальными зеркалами.
Звук [т’] (ть) не поётся, воздух, проходя через рот, встречает преграду (язык и зубы: кончик языка упирается в нижние зубы).
Звук [т’] согласный, мягкий, на звуковой схеме обозначается зелёным цветом.
IV.Выделение звука [т’] на слух. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [т’]».
На звук [т’] – хлопок, на звук [т] – выталкивающее движение вперёд прогнутыми ладонями:
а) в слогах: та, те, ты, то, ту, тя, ат, оть, ут, тё, ать;
б) в словах: тина, тётя, танк, петух, дятел, таракан, тигр, самолёт, картина, театр, конфета, тыква, тюлень.
V.Выделение звука [т’] в произношении по картинкам.
Проговаривание слов по картинкам.
Отбор детьми индивидуально картинок со звуком [т’].
Совместное проговаривание отобранных слов, проверка выполнения задания на слух.
VI.Дидактическая игра на развитие внимания, памяти «Чего не стало?».
Упражнение в образовании родительного падежа имён существительных в единственном числе.
VII.Динамическая пауза «Шалтай- Болтай». Координация речи с движением.
VIII.Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.
- Со словами мы играем
Их на слоги разделяем
Поочерёдное отхлопывание слогового состава слов по отобранным картинкам.
IX.Дидактическая игра « Скажи наоборот » - преобразование слогов и слов.
Педагог произносит слоги с твёрдым звуком [т], а дети по очереди индивидуально с мягким звуком [ т’].
та – тя
то – тё
ту – тю
тэ – те
ты – ти
ат – ать
от – оть
ут – уть
эт – эть
ыт – ыть
X.Выделение слов со звуком [т’] из рассказа «Котята».
Чтение педагогом рассказа « Котята».
У тёти Кати пять котят. Одного котёнка тётя Катя даёт маленькому Вите. У Вити будет котёнок Тяпа. Витя будет любить Тяпу.
XII.Дидактическая игра « Сосчитай котят» - прямой и обратный счёт 1-5 (5-1).
Дети пересчитывают количество котят в соответствии с демонстрируемыми цифрами.
Повторное чтение педагогом рассказа « Котята ».
Индивидуальные пересказы детей.
XIII.Работа в кассах: звуковой анализ и составление схем слов ТАК, ТИК.
Преобразование: АТ – ТА – ТАК – ТОК – ТИК.
XIV.Итог. – С каким звуком мы сегодня знакомились? Какие звуки мы сегодня учились различать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе с ТНР на тему: «Дифференциация звуков [З – З’]»
Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи разработано в игровой форме. Дети на протяжении всего занятия выполняют задания, которые спрятаны в коробках, сложенных одна в другую...
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"
Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...
Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе логопункта для детей с ОНР (1 год обучения).Тема: «Звуки Д – Т».
Дифференциация звуков [д] и [т]....
Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе логопункта для детей с ОНР (1 год обучения).Тема: «Звук К’».
Тема: "Звук К' "...