Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения (старшая группа компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения (старшая группа компенсирующей направленности)
Звук С
Цели:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком С;
— научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;
— познакомить с понятием «предложение».
Коррекционно-развивающие:
— упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;
— упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук С; фишки для выкладывания звуковой схемы, наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети входят в группу становятся полукругом.
Л: Ребята, я очень рада видеть вас в таком радостном, замечательном настроении.
Л: Посмотрите, у нас сегодня еще одна гостья, к нам пришла девочка (кукла), только она почему-то очень грустит.
Давайте с ней познакомимся и узнаем причину ее грусти.
- Здравствуй девочка, как тебя зовут?
(Фоня)
Л: - Кто-нибудь понял какое ее имя?
Д: нет
Л: Не волнуйся, попробуй произнести свое имя еще раз. Только четко и громко.
Девочка-кукла: я не умею правильно произносить все звуки, поэтому пришла к вам, чтобы вы научили меня красиво говорить.
Л: Так вот в чем оказывается дело, поможем нашей гостье, научим ее правильно произносить все звуки, а за одно с ней вместе поиграем.
Д: поможем
Л: давайте для начала станем в круг и покажем нашей девочки. Какие мы дружные.
Развитие общей моторики.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди
Развитие мелкой моторики.
Л: Приготовили свои пальчики, повторяем все вместе за мной.
Л: Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Л: А теперь положили ладошки на щечки, смотрит на меня м повторяем.
Массаж лица.
Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).
Развитие мимических мышц.
Давайте покажем выражение лица девочки, когда она к нам пришла. (грусть)
Покажите ее выражение лица, когда она очень испугалась, не сумев произнести свое имя (испуг). А теперь покажите какое выражение лица у нее стало, когда она посмотрела нашу гимнастику для пальчиков. (радость)
Л: Вот и повеселела наша девочка. И мы смело можем приступать к первому заданию, покажем упражнения для губ, щек и язычка, которые мы знаем. А она будет выполнять их вместе с нами.
Развитие артикуляционной моторики.
— Спокойное открывание-закрывание рта.
— Вытянуть губы хоботком, вернуть обратно.
— Движение «хоботком» вправо-влево.
— «Улыбочка-трубочка»
Л: Ребята, вы заметили, как чудесно выполняла все упражнения наша гостья. Мне захотелось подарить ей один из наших волшебных цветков.
Работа над развитием дыхания и голоса.
Л: Теперь у всех вас есть такие красивые и необычные цветочки. Давайте, возьмем их в руки, и сильно на них подуем. Воздух набираем через нос, ртом делаем выдох. Положили цветочки, подняли руки вверх, вдох через нос, а на выдохе опускаем руки и при этом, произносим звук А.
Объявление темы занятия.
Л: Ой, ребята, посмотрите, а что случилось с моим воздушным шариком?
Д: Он начал спускать, сдуваться.
Л: давайте покажем, как спускает шарик. Сделайте с помощью рук шарик и спускайте его вместе со мной.
Л: Какой звук слышится при этом?
Д: (С-с-с.)
Л: Верно, с этим звуком мы сегодня познакомимся.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Л: Произнесение звука хором, а затем Дина и Женя произнесут звук отдельно, с наблюдением за артикуляцией в зеркале.
Л: В каком положении губы?
Д: (Они растянуты в улыбке.)
Л: А что вы можете сказать о зубах?
Д: (Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.)
Л: Где находится кончик языка?
Д: (Кончик языка упирается в нижние зубы.)
Л: А теперь скажите, какой звук С?
Д: (Согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.)
Л: Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует?
Д: (Нет.)
Л: Значит, звук С какой?
Д: (Глухой.)
Девочка-кукла: ура. Я кажется поняла. Меня зовут Соня!Соня. Точно Соня!
Л: Ребята, какой звук есть в имени девочки Сони?
Д: Звук С
Л: Правильно, посмотрите. Соня, так обрадовалась, что научилась красиво произносить свое имя и предлагает вам всем вместе поиграть.
Д/И «Хлопни в ладошки, если услышишь звук - С – »:
с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...рать..
Игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук - С –
с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...рать.
Игра «Повторяй-ка»
Дети повторяют слоговые ряды, вслед за логопедом: са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.
Физкультминутка.
Раз - согнулись, разогнулись,
Два – нагнулись, потянулись,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На – четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть. Соответствующие движения.
Л: молодцы. А сейчас мы поиграем с мячом.
Игра «Эхо»
Л: Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».
Л: ребята, Сонины игрушки так обрадовались, что их хозяйка научилась красиво говорить, что от веселья стали бегать и потеряли свои места.
Разложите их на место по корзинам. В первую корзину положите картинки с изображением игрушек, в названиях которых звук С находится в начале слова; во вторую корзину-картинку, в которых звук С-в середине; в третью корзину-картинки, в которых звук С в конце.
Л: молодцы. Давайте поиграем с мячом.
Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов ОС, СА. Характеристика слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.
Закрепление звука в словах.
Л: ребята, Соня очень боится одних насекомых, а вот каких, вы узнаете отгадав загадку:
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому, что я…
Д: это оса. Соня боится ос.
Л: а сейчас проанализировать слово осы. Послушайте внимательно и назовите тот звук, который я тяну.
Дети поочередно называют звуки, дают им характеристику и обозначают соответствующим цветом.
Составление предложений по картинкам
Санки, автобус, миска, собака.
Составление предложений с этими словами, последующий анализ и выкладывание графической схемы.
Закрепление звука в тексте.
Л: Повторите за мной чистоговорки;
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.
Со-со-со — у Сони колесо.
Ас-ас-ас — я пью квас.
Ос-ос-ос — у собаки нос.
Итог занятия.
Л: Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Д: мы познакомились со звуком С.
Л: что вы запомнили об этом звуке?
Д: Звук С-согласный, твердый, глухой. Обозначаем фишкой синего цвета.
Л: Как зовут девочку, которую вы учили говорить?
Д: Девочка Соня.
Л: Соне пора домой. На прощание дайте подарим ей, вот такие красивые бусы.
Какой звук есть в слове бусы. Где он находится?
Д: Звук С, находится в середине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в лес"
Методическая разработка...
Методическая разработка. Конспект занятия по физической культуре в старшей группе компенсирующей направленности (ТНР) «Прогулка в парк»
Занятие по коррекции и профилактике речевых нарушений детей посредством сочетания слова и движения....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Название: «Этот загадочный Космос» Тема: «Космос»Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.Возраст детей: старший дошкольный возраст...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности "Зимующие птицы"
Конспект занятия "Зимующие птицы"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Нет милее дружка, чем родная матушка»
Мама — самый дорогой человек на свете для каждого человека. Она дает нам жизнь, заботится и любит нас всю жизнь, какими бы мы не были. Она отдает все свое тепло и доброту, чтобы мы были счастлив...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "Удивительные приключения олененка Бэмби и уточки Поночки".
Закрепить произношение звуков [П], [Б] в слогах, словах, предложениях, связной речи....