Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы" | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности №4
Образовательная область – познание
Воспитатель: Трофимова И.Г.
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Расширять представления детей о зимующих птицах.
Задачи:
• уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
• закреплять знания детей о повадках птиц, питании, среде обитания.
• закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы».
• показать взаимосвязь живой и неживой природы.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.
Предшествующая работа с детьми: рассматривание альбома «Зимующие птицы», чтение: В.Чаплина «Птицы под нашим окном», М.Пришвин «Птицы под снегом», В.Бианки «Синичкин календарь», просмотр видео урока «Зимующие птицы нашего края».
Ход занятия
1.Организационная часть.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам, дорогие ребята, начать увлекательное путешествие в мир птиц. Этот мир настолько интересный и разнообразный.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Маше и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Посмотрите, кто к нам прилетел? Вы знаете этих птиц? Назовите их. О чём просят птицы в своём письме? (Чтобы сделали кормушки.) Почему они называются зимующими?
2.Основная часть.
Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Сначала мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый... (Воробей)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Ребята, послушайте, как о себе рассказывает воробей: «А я воробей — шустрый да пестрый! Я коричневый! А животик мой светлый. Прыгаю по дворам, крошки добываю» 1 слайд
Воспитатель. Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой… ( Сорока)
Послушайте, как трещит сорока.
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. 2 слайд
Воспитатель: Встречаем следующего гостя.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (Дятел)
О какой птице так говорят? Почему ты решил, что это дятел? А может быть это дровосек?
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел.
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом. 3 слайд
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Посмотрите на фотографию дятла. Как узнать дятла, если вы встретите его в лесу или в парке? Да! Мы легко узнаем дятла по красному беретику на головке и по черному жилету. Какие у дятла крылья, хвост, лапки, голова? На голове красная шапочка, есть красные штанишки. На спинке у дятла черный жилет, а грудка у дятла беленькая. Самцы дятла носят на голове красную шапочку, а самки дятла ходят без шапочки. У них голова черная.
Воспитатель. Что за птица прилетела к нам на выставку?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт.
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. 4 слайд
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. (воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки).
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша зима как будто юг.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, (снегирь)
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт.
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. 5 слайд
Воспитатель. А это самая интересная птица к нам прилетела!
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (клёст)
Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. 6 слайд
Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь! Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст!
Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают.
Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, с кем дружат клесты?
Как же клесты и ели да сосны друг другу помогают? Чем клестам ель и сосна помогает? (Елка и сосна дают им корм – семена шишек). А как же клесты этим деревьям помогают?
Как я вам уже сказала, клесты едят только часть семян, остальные семена остаются в шишке. Шишка с семенами падает на землю, а весной семена прорастают. Получается, что клесты как лесники лес сажают и этим деревьям помогают.
С какими животными «дружат» клесты? Кто ест семена из шишек, которые обронили клесты на снег? (Белки, мышки)
С мышками клесты настоящие друзья! Мышка не может сорвать шишку с дерева. А клесты роняют шишки с семенами на землю, вот и кормятся мышки этими семенами и «Спасибо» за это клестам говорят. Можно сказать, что еда сама к ним приходит, точнее, прилетает с дерева!
А кто еще ест семена шишек в лесу? Белочки. Они тоже доедают семена шишек за клестами.
Воспитатель: Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? (Выслушиваю любые предположения детей)
-Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить? Да, это еда.
-Что едят птицы, которые от нас улетели? Насекомых.
-Есть ли насекомые зимой? Куда они делись?
-Чтобы случилось с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг? Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых!
-Оказывается, перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны. А зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму!
Воспитатель: Как же птицы переносят зимой морозы? (Ответы детей)
-Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье).
А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки)
И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!
Наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушиваю предположения детей.
Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.
Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.
А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
3.Заключительная часть.
Воспитатель. Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"
На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: "Поможем птицам зимой"
Окружающий мир...
Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы. «Зимующие птицы»
Формировать представление о зимующих птицах....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Перелетные птицы»
middot; Обобщить знания детей о перелетных птицах.· Создать у детей радостное весеннее настроение...
16.04.23 Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы".
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"....
Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы «Зимующие птицы»
Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Перелетные птицы».
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Перелетные птицы"....