Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Моисеева Ирина Сергеевна

Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей в дошкольном возрасте

Название

Признаки

Проявления

ФФН (фонетико- фонематические нарушения)

- замены одних звуков другими

- искажения звучания звуков

- смешанные формы звукопроизношения

Проявляется в резко выраженных затруднениях слуховой дифференциации многих звуков речи и в полиморфном нарушении звукопроизношения, имеющем в большинстве случаев сложную сенсомоторную обусловленность.

ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

- позднее начало развития речи,

- скудный словарный запас,

- аграмматизм,

- дефекты произношения,

- дефекты фонемообразования.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

ФФНР - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи.

-  недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков.

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи.

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность

Недостатки звукопроизношения:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей в школьном возрасте

Название

Признаки

Проявления

Дисграфия  — частичное специфическое нарушение процесса письма.

- несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произноси-тельной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. 

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.

- нарушения звукопроизношения,

- бедность словаря,

- неточность употребления слов.

Дети неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нарушения связной речи.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

ФФНР - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи.

-  недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков.

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи.

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность

Недостатки звукопроизношения:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нарушение просодической стороны речи и их коррекция у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

В этой статье будут затронуты такие понятия, как просодика, темп, ритм, интонация, речевое дыхание. В кратце расскажу о коррекции (упражнения, игры) у детей дошкольного возраста имеющие нарушения в пр...

Сообщение на тему: "Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству".

Проблема  детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, кто ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребёнка? Как понять их проблем...

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста

Сегодня принято считать, что сказки - это просто инструмент развлечения, детское увлечение. Однако сказка содержит нравственные ценности; с помощью  которых ребенку можно избавиться от вредных пр...

Консультация «Сказкотерапия, как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста»

Сказка – это прекрасный и увлекательный мир! Сказка – самое яркое воспоминание детства: сказки читали нам родители в детстве, и мы видели чудесные сны, в которых каждый...

НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ как часть экологического образования детей дошкольного возраста.

Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста  заключается в том, что большинство современных детей редко общаются с природой. В наше время, большинство родителей, уделяет ма...