Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_rechi_naibolee_chasto_vstrechayushchiesya_u_detey_v_doshkolnom_vozraste.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей в дошкольном возрасте
Название | Признаки | Проявления |
ФФН (фонетико- фонематические нарушения) | - замены одних звуков другими - искажения звучания звуков - смешанные формы звукопроизношения | Проявляется в резко выраженных затруднениях слуховой дифференциации многих звуков речи и в полиморфном нарушении звукопроизношения, имеющем в большинстве случаев сложную сенсомоторную обусловленность. |
ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. | - позднее начало развития речи, - скудный словарный запас, - аграмматизм, - дефекты произношения, - дефекты фонемообразования. | Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. |
ФФНР - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. | а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.); б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; в) затруднение при анализе звукового состава речи. | - недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. - недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. - при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность Недостатки звукопроизношения: а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф; б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; в) нестабильное использование звуков в различных формах речи; г) искаженное произношение одного или нескольких звуков. |
Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей в школьном возрасте
Название | Признаки | Проявления |
Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. | - несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произноси-тельной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоционально-волевой сферы. | Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. |
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. | - нарушения звукопроизношения, - бедность словаря, - неточность употребления слов. Дети неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нарушения связной речи. | Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. |
ФФНР - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем | а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.); б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; в) затруднение при анализе звукового состава речи. | - недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. - недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. - при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность Недостатки звукопроизношения: а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф; б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; в) нестабильное использование звуков в различных формах речи; г) искаженное произношение одного или нескольких звуков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наблюдения на прогулке как часть экологического образования детей дошкольного возраста".
В сообщении раскрыта значимость наблюдений на прогулке....
нарушение просодической стороны речи и их коррекция у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
В этой статье будут затронуты такие понятия, как просодика, темп, ритм, интонация, речевое дыхание. В кратце расскажу о коррекции (упражнения, игры) у детей дошкольного возраста имеющие нарушения в пр...
Сообщение на тему: "Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству".
Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, кто ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребёнка? Как понять их проблем...
Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста
Сегодня принято считать, что сказки - это просто инструмент развлечения, детское увлечение. Однако сказка содержит нравственные ценности; с помощью которых ребенку можно избавиться от вредных пр...
Консультация «Сказкотерапия, как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста»
Сказка – это прекрасный и увлекательный мир! Сказка – самое яркое воспоминание детства: сказки читали нам родители в детстве, и мы видели чудесные сны, в которых каждый...
НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ как часть экологического образования детей дошкольного возраста.
Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста заключается в том, что большинство современных детей редко общаются с природой. В наше время, большинство родителей, уделяет ма...