Сообщение на тему: "Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству".
статья на тему
Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, кто ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребёнка? Как понять их проблемы, найти ключ к волшебным дверцам, по которым открываются тайны видения мира? Прикоснуться к этому, можно только через художественно - творческую деятельность ребёнка...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству
Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними.
Как приблизиться к интересам ребенка?
Как понять их проблемы, найти ключ к волшебным дверцам, по которым открываются тайны видения мира?
Прикоснуться к этому, можно только через художественно - творческую деятельность ребенка.
Приобщить ребенка к красоте и гармонии, к миру искусства, пробудить его творческие силы и желание заниматься различными видами художественной деятельности - важнейшая задача воспитания.
Одним из эффективных направлений современной педагогики, которое позволяет решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса.
Полихудожественный подход к обучению связан с применением интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать в них художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, умение обобщать информацию и коммуникативные компетенции.
« Поли » - много, « художеств » - искусств, т. е. много искусств. Полихудожественный подход - это такая форма приобщения к искусству, которая позволяет понять общие истоки разных видов художественной деятельности и приобрести некоторые базовые представления и навыки из области всех видов искусства.
Актуальность полихудожественного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе его развития. К таким требованиям относятся:
- развитие способности ребенка к самостоятельному активному освоению мира;
- стимулирование у него стремления к самореализации;
- формирование творческой активности во всех сферах деятельности.
Умение находить новые, нестандартные решения проблем - это важное качество в условиях современного мира и, именно, дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующее звено образовательной системы.
Идею полихудожественного подхода к воспитанию впервые обосновал доктор педагогических наук, профессор Б. Юсов определяя его как «интегрированное взаимодействие различных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества».
Под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде всего, деятельность в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания.
Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолирован-но друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства, но и интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы.
Таким образом, проблема полихудожественного развития является актуальной в наше время. Мы решили направить свою работу в этом направлении.
Главная задача направления - развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников и совершенствование предоставляемых им природой умений (слышать, видеть, чувствовать, двигаться, общаться), формирование художественно-эстетической компетенции, творческой индивидуальности ребенка.
Опираясь на полихудожественный подход в формировании творческих способностей дошкольников, объединяющий различные виды деятельности: музыкально-художественную, игровую, коммуникативную, продуктивную и другие, воспитатель должен дать представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Полихудожественное воспитание - это личностно ориентированное планомерное привлечение детей к различным видам искусств в их взаимодействии, результатом которого является формирование комплекса эстетических свойств личности, полихудожественного сознания и способности к полихудожественной деятельности, обеспечивающих готовность к художественно-творческой самореализации и художественно-эстетического самосовершенствования.
Последовательность учебно-воспитательной работы младших дошкольников в различных видах художественной деятельности выглядит следующим образом:
- воспитание эмоционально-чувственной сферы;
- усвоение элементарной информации;
- овладение умениями и навыками;
- творческая самореализация ребенка.
Одним из наиболее эффективных средств полихудожественного развития детей младшего дошкольного возраста, представляются нам интегрированная образова-тельная деятельность, цель которой – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Интеграция в системе специально организованной образовательной деятельности очень актуальна, так как:
- способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру;
- развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно – образное мышление как основу развития творческой личности;
- способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
- воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.
Содержание интегрированной образовательной деятельности мы выстраивали с учетом следующих принципов:
- принцип гуманизации – принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Вводит ребенка в мир музыки с улыбкой, обеспечивает психолого – педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
- принцип целостности образа мира – принцип, предусматривающий наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.
- принцип интегративности – принцип заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.
Наработанная система интегрированной образовательной деятельности предполагает следующую динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоничное развитие на основе полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности.
В интегрированной образовательной деятельности используются различные изобразительные материалы, всевозможная бумага инициируют «свободное творчество» детей. Ребенок творит в буквальном смысле слова «своими руками». И только после свободного взаимодействия с материалом, «насытившись» игрой с ним, дети знакомятся и осваивают техники рисования кистью и красками. Наиболее рациональной формой явилось рисование нетрадиционными техниками. Использование нетрадиционных техник рисования (пальцем, ладошкой, тычками) позволило нам научить детей не бояться листа бумаги, располагать изображение на всем листе.
Педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что они побуждают детей активно и творчески мыслить.
Важную роль в создании положительного эмоционального состояния детей на интегрированных занятиях играет доброжелательный характер общения педагога, его замечания и советы, оптимистический настрой, уверенности в успехе детей.
Деятельность педагога в сфере искусства чрезвычайно сложная, еще сложнее она становится при внедрении интегративного образования, что вызывает необходимость не просто значительного профессионального роста, но и широкой художественной эрудиции и высокого педагогического мастерства, формирования готовности к изменениям, непрерывного образования и самообразования. Именно от педагога, от его профессионализма, мировоззрения и личностных качеств зависит успех или неудача при внедрении любой педагогической системы, теории, концепции.
Опираясь на полихудожественный подход в формировании креативных способностей дошкольников, педагоги должны дать представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Это не может стать результатом кратковременной специально организованной однонаправленной деятельности, а требует значительно большего времени, посвященного различным видам познавательной, художественной, конструктивной, коммуникативной деятельности, создание интегрированного по содержанию и процессу пространства познания дошкольником мира, чтобы помочь ему понять жизнь во всей красоте его ценностей, значений, смыслов. Важнейшими результатами освоения художественной деятельности в дошкольном возрасте является осознание ребенком себя субъектом творчества, художником, способным не только воспроизводить полученные впечатления, но и интерпретировать их, обогащать.
Рекомендации для педагогов,по внедрению успешного полихудожественного развития детей:
- современный подход к организации полихудожественной деятельности предусматривает, прежде всего - создание условий, художественных центров, работая в которых, дети имеют возможность реализовать свои способности, не ограничивая себя во времени;
- дети должны ждать встречи с педагогом творческим и художественно-эрудированным, тогда они получат удовольствие и радость от совместного труда с ним;
- язык, на котором мы разговариваем должен быть эмоционально окрашен, наполнен образными элементами;
- учитывайте индивидуальные особенности ребенка, это является важным фактором его творческого успеха;
- для развития интересов и способностей детей расширяйте спектр изобразительных материалов;
- углубляйте художественное мировоззрение детей, их эстетическое, познавательное, морально-этическое отношение к красоте и добру в произведениях искусства;
- поощряйте желание ребенка творить, поддерживайте его инициативу;
- предоставляйте ребенку выразить свою точку зрения при ознакомлении с произведениями искусства;
- используйте творческие задания, которые понятны и интересны детям;
- привлекайте родителей к полихудожественному воспитанию ребенка;
- применяйте доступные художественные произведения, близкие жизненному опыту детей, с четкой композицией и интересным сюжетом;
- поддерживайте желание овладевать новыми техническими приемами, средствами художественной выразительности каждого вида искусства;
- поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность, экспериментирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приобщение детей дошкольного возраста к искусству детской книги
книжная графика, как средство приобщения детей дошкольного возраста к искусству...
Приобщение детей дошкольного возраста к искусству художественного слова
Значение художественной литературы в воспитании дошкольников....
«Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективное средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Цель:Повышение педагогической компетентности инструкторов по физической культуре по проблеме приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного режима детей и повышения ...
Анкета для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству в рамках реализации ООП ДО»
Цель анкетирования: проверить и обобщить знания педагогов в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к искусству. в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования...
Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к искусству"
В каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о культурных ценностях, об искусстве? Эта консультация дает ответ на поставленный вопрос и определяет основные направления работы по данному на...
Консультация для родителей на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству»
В каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о культурных ценностях, об искусстве? Некоторым родителям кажется, что это дело школы, соответственно, до первого класса не стоит и пытать...