Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Сегодня принято считать, что сказки - это просто инструмент развлечения, детское увлечение. Однако сказка содержит нравственные ценности; с помощью которых ребенку можно избавиться от вредных привычек, привить хорошие качества; то общение, которое больше всего понятно ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей
дошкольного возраста
Сегодня принято считать, что сказки - это просто инструмент развлечения, детское увлечение. Однако сказка содержит нравственные ценности; с помощью которых ребенку можно избавиться от вредных привычек, привить хорошие качества; то общение, которое больше всего понятно ребенку.
Сказка влияет на сознание ребёнка своим терапевтическим действием и помогает находить решения его маленьких проблем. Они обладают замечательным набором чётко прорисованных ролей. Именно в сказке легко найти себе героя «по душе» - то есть похожего на тебя самого. А потом пройти с ним вместе долгий путь испытаний и вернуться из него другим – обновленным, более мудрым. Они являются важным механизмом развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира человека, способом снятия тревоги и страха и воспитания уверенности в своём будущем. Сказки помогут воспитать ребёнка, помочь преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.
Сказка – незаменимый помощник в нашей работе. Она помогает выявить особые причинно-следственные связи и явления, приоткрывает для дошкольника занавесу в чудесный мир фантастических образов. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это мы передаём детям с помощью сказки. Об этом же пишут отечественные специалисты в области сказкотерапии Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, И.В. Вачков, К. Натрова-Бочарев, О.В. Защиринская, Д.Ю. Соколов и др.. В своих работах они подчёркивают, что сказка не просто одно из направлений психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
Наряду с применением инновационных технологий я использую методику сказкотерапии. Мы с удовольствием сочиняем сказки! Сказки получаются добрыми, волшебными и умными. В наших сказках предметы оживают, разговаривают, радуются, смеются. И конечно всегда с ними происходят волшебные превращения. Наши дети очень любят сказку о «Витаминке», где происходит её знакомство с микробами, о «Зубной фее», которая учит детей правильно чистить зубы и другие сказки. Ребята слушают с большим интересом. У сказки практически безграничные возможности. С её помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребёнка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребёнку было бы трудно воспринять без сказочной обёртки.
В своей работе используем коллективные и индивидуальные творческие задания:
- рассказать знакомую сказку по кругу;
- нарисовать сказку;
- разыграть сказку (дети распределяют роли);
- рассказать о пользе продукта и о том, какие блюда из него можно приготовить;
- придумывание своей сказки;
- оформление книги “Полезные сказки“ (обложка, иллюстрации);
- изготовление костюмов-нагрудников (ткань, бумага);
- разыгрывание придуманных сказок;
- узнай сказку по песенке героев;
- продолжить сказку.
Могут быть и другие творческие задания.
«Встречи героев».
Цель: игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и её сюжет. Ход игры: ребёнку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребёнка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать дуг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Новые сказки»
Цель: развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Ход игры: в возьмите хорошо знакомую, любимую ребёнком сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. А что произойдёт, если там появится ещё злой волшебник или герои найдут волшебную палочку исполняющую любые желания. Чтобы воспитание было более эффективно, мы проводим для родителей консультации, например: «Все ли сказки хороши», «Воспитание сказкой», «Через сказку, фантазию, игру – верная дорога к сердцу ребёнка»; родительские собрания, выпускаем буклеты: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!», «Народная мудрость в пословицах и поговорках» и многое другое.
Ребята под руководством взрослых сочинили свои сказки.
Берегите зубки
Девочка Катя очень любила конфеты, мороженое и пирожное. А вот чистить зубки не любила, и ходить к стоматологу боялась. У неё заболел зубик, и она не пошла в садик, осталась дома. Внезапно в комнате стало темно. Катя услышала злой голос в своей комнате «ха-ха-ха»! Катя испугалась и спряталась под одеяло. Через несколько минут Катю кто-то позвал добрым, ласковым голосом. Она выглянула из-под одеяла. В комнате стало светло, посреди комнаты стояла королева – Зубная паста. У меня к тебе очень серьёзное дело, Катя,- сказала королева. Один из моих друзей заболел, и помочь ему можешь только ты. Он лежит в больнице на планете здоровья, а обидел его коварный Кариес. Как только он видит, что кто-то на земле не ухаживает за своими зубами или не ходит к зубному врачу, то сразу же нападает. Кате стало стыдно. Она догадалась, что зубик заболел из-за неё и поэтому очень ему помочь. Королева это поняла и посоветовала следовать её совета, чтобы зубик быстрее выздоровел:
- чистить зубы утром и вечером
-После еды полоскать рот
- не грызть твёрдое
- не есть много сладкого
- посещать зубного врача
Ведь злобный Кариес слабеет, когда дети правильно ухаживают за своими зубами. Есть у меня ещё хороший друг - стоматолог, который всегда помогает детям. Королева Зубная паста улыбнулась и попрощалась. А Катя решила, что завтра пойдёт к стоматологу, и будет следовать советам королевы Зубной пасты.
Коллективно составленная сказка детьми старшей группы
Сказка про кошечку.
Жила была кошечка Мурка. Как-то утром она проснулась и увидела, что на улице светит яркое , весёлое солнышко решила прогуляться в парк. Она позвонила своим друзьям, чтобы они погуляли вместе с ней. В парке они катались на каруселях, качались на качелях, ели мороженное, играли на зелёной травке в догонялки. И нечего не предвещало беды. Но вдруг Мурка наступила на стекло от разбитой бутылки, которое лежало в траве. Она заплакала – ей было больно, из лапки бежала кровью Друзья не оставили её в беде. Помазали ей лапу йодом, перевязали бантиком. Но ей всё равно было больно наступать на лапку. Тогда они придумали надуть воздушные шарики, чтобы Мурка полетела домой. Берегите природу – не мусорьте! Ведь такое может произойти с каждым. Шурко Полина,
Подводя итог нашей работы, хотелось бы дать совет родителям. Пусть в вашей библиотеке будут сказки русских писателей, таких как Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, А. С. Пушкин, И. С. Аксаков и т. д. Пусть найдется место таким великим зарубежным сказочникам, как братья Гримм, Г. Х. Андерсен, Ш. Пьеро. Пусть будут книги со сказочными историями для повзрослевших детей и сборники с коррекционными сказками, из которых вы сами сможете подбирать ту историю, которая необходима сейчас вашему ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко ...
«Организация общего взаимодействия педагога и родителей по формированию интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста»
«Организация общего взаимодействия педагога и родителей по формированию интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста» ...
Консультация «Сказкотерапия, как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста»
Сказка – это прекрасный и увлекательный мир! Сказка – самое яркое воспоминание детства: сказки читали нам родители в детстве, и мы видели чудесные сны, в которых каждый...
Роль мультфильмов в воспитательном процессе детей дошкольного возраста.
Методическая подборка мультфильмов для детей младшего и среднего возраста.Роль использования мультфильмов в воспитании детей....
Роль мультфильмов в воспитательном процессе детей дошкольного возраста.
Методическая подборка мультфильмов для детей младшего и среднего возраста....
мастер-класс для педагогов «Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста в ДОУ»
Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний. Мощным современным инструментом для реали...
«Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста в ДОУ»
Использования интерактивной доски SMART Board в практике работы педагогов, совершенствование уровня профессиональной компетенции педагогов для повышения качества образования, их способности работать с...