нарушение просодической стороны речи и их коррекция у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Шевцова Ирина Кахрамановна

В этой статье будут затронуты такие понятия, как просодика, темп, ритм, интонация, речевое дыхание. В кратце расскажу о коррекции (упражнения, игры) у детей дошкольного возраста имеющие нарушения в просодической стороне речи со стрёртой формой дизартрией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Введение

В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение. Распространенным нарушением речи у детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, при которой чаще всего у дошкольников встречаются просодические нарушения речи (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Соботович)

           Нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи; нарушается интонационная выразительность речи, процессы восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Дети, имеющие нарушения восприятия мелодики, ритма и логического ударения в предложении, будут затрудняться при их воспроизведении в собственной речи, а при нарушении восприятия интонационных конструкций - иметь проблемы в передаче социальных эмоций и чувств людей в процессе общения с ними. Нарушение просодики отрицательным образом сказывается на развитии ребенка и  на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте. Позднее  оно может привести к школьной дезадаптации, отрицательно влияя на формирование и развитие других сторон речи, затрудняя процесс школьного обучения детей и снижая его эффективность.

               Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным аспектом коррекционной деятельности логопеда, однако значительная распространенность просодических нарушений и их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по новому взглянуть на эту проблему и уделить развитию интонационной выразительности речи должное внимание, так как она важна для связной речи.

            Просодика – совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих немаловажную роль для осуществления коммуникативной  функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает разнообразие информации и свое эмоциональное состояние.

            Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

        Звучащая устная речь соединяет в себе: правильное дыхание, чистоту речи, умелый переход из одного регистра (уровня звучания) в другой диапазон голоса, силу голоса и его тембр, ровность и устойчивость звука. Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая речь легко воспринимается, если она не только содержательна, но и интонационно выразительна.  С.Л. Рубинштейн считал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам»

       Интонация – сложный комплекс всех выразительных средств  речи, включающий в себя мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение и тембр речи. Это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства.

       Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками; темп речи является важнейшим компонентом интонации. В лингвистике выделяют три основных темпа речи: быстрый, нормальный и медленный. Оптимальный темп речи, в зависимости от условий, может быть медленным, быстрым и умеренным. Скорость речи зависит от условий и ситуаций общении, а также от темперамента говорящего, его подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи. Отмечается существование определенной связи между темпом произнесения и коммуникативным типом предложения: более быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный – для восклицательного предложения.

     Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов. Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания, а во-вторых, является элементом, выполняющим коммуникативную функцию. По словам Н.В. Черемисиной-Ениколоповой, «ритм соотносится со смыслом, т.е. организуется, управляется и корректируется интеллектуально»

     Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание  ( воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу). Кроме своей основной физиологической функции (осуществление газообмена), дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание, являясь источником образования звуков речи.

     Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет его от переутомления, способствуя сохранению плавности речи, правильному использованию интонационных средств выразительности (достаточную громкость, выразительность и т.д.), соблюдению пауз, использовать речевую мелодику, и обеспечивает нормальное звукообразование, правильное усвоение звуков. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе), позднего или неправильного усвоения некоторых звуков, ослабления громкости голоса, ускорение темпа речи, неправильное использование интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).

Направления коррекции просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией

            Особенностью работы над просодической стороной речи у детей со стертой дизартрией является коррекционная работа, направленная на развитие речевого дыхания (для обеспечения нормального функционирования голосового аппарата, способствующего правильному использованию интонационных средств выразительности), силы голоса, расширение его высотного диапазона, на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения, развитие фонематического восприятия

При работе с детьми со стертой домой дизартрии необходимо учитывать следующие аспекты:

  • у детей со стертой дизартрией нарушения просодики

влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Об этом важном аспекте забывают логопеды и работают лишь над исправлением звуков, а не над развитием эмоций. Над элементами интонации нужно начинать работать с первых занятий (тембр, темп, мелодика речи, логическое ударение, ритм, пауза).

        Опираемся на фонетическую ритмику. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которая свойственна детям с дизартриями. Раскованность и непринужденность, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи, а также на формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы. На занятиях формируют  правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

  •  занятия рекомендуется начинать с артикуляционных

упражнений, так как они активизируют внимание, организуют, включают детей в работу. Гимнастика подбирается с учетом состояния речи и моторной сферы детей с легкой степенью дизартрии, сложности структуры и условий построения двигательного акта, особенностей нарушений моторных функций. Принимается во внимание необходимость снятия спастичности артикуляционных мышц, важность формирования произвольности движений мышц артикуляционного аппарата, статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Укрепление и развитие артикулярного аппарата, формирование правильного произношения звуков способствует улучшению звучания детского голоса.

  • после артикуляционных упражнений целесообразно

проводить упражнения для развития физиологического дыхания, которые дети могут выполнять сидя и стоя. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием. Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний. В игровой форме предлагаются  сложные задания (задувать в ворота легкие шарики — игра «Попади в ворота», включали элементы соревнования — кто дольше сможет подуть на «листики деревьев», у кого дальше улетит снежинка; предлагали передвигать по гладкой поверхности стола легкие предметы — игры «Лыжники», «Чья снежинка улетит дальше»). Для выработки ровного, планомерного, удлиненного выдоха организовывали игры («Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки», «Кто дольше споет песенку», «Чья песенка длиннее»). Основные правила дыхательной гимнастики: не переутомлять ребенка, следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочную позу; концентрировать его внимание на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха; следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений.

  • работа по воспитанию у детей правильного речевого

дыхания предполагает попытку увеличить длительность и силу внеречевого выдоха и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз. Для выработки речевого дыхания предлагается детям, кроме фонации звуков, произносить на одном выдохе небольшие по объему шутки-чистоговорки, небольшие фразы в качестве ответов на вопросы по картине. Следует следить за тем, чтобы дети произносили слова на одном выдохе, а фразы, состоящие из 6—7 и более слов, членили на речевые отрезки, правильно распределяя паузы с учетом содержания текста. В качестве речевого материала использовать потешки, короткие стихотворения. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия :А! Ах! Ох! и т. д., звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных). Позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

  • для полноценного речевого дыхания необходима гибкость,

эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями. Для работы над голосом предлагаются коррекционно-развивающие упражнения, направленные на воспитание длительной фонации, отработку восходящей, нисходящей и ровной интонации, что формирует навык правильного голосообразования, речевого дыхания, устраняет чрезмерное мышечное напряжение. Формирование речевого голоса происходит либо в игровых ситуациях ("Скажи, как говорит зайчик, лисичка, медведь..."), либо с опорой на показ педагога. А позже — на специальном фольклорно-литературном материале. Для стимуляции голосовых реакций полезны совместное с логопедом пение выразительная декламация, медленное попеременное (то шепотом, то громко) произнесение гласных. Хорошо прослушивать кассеты или грамзаписи любой сказки, а после этого обсудить выразительность речи автора и охарактеризовать качество голоса героя. Развитие различных свойств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе. Непосредственная работа, направленная на развитие разных свойств голоса, заключается в формировании у дошкольников умения в процессе высказывания менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания, правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности. Всё это проводится в комплексе с решением других задач речевого развития, например, в процессе обучения детей рассказыванию, при звучании стихотворений. Старшим дошкольникам, помимо игр и упражнений, полезно давать и такие задания, в которых дети должны самостоятельно определять правильность воспроизведения этого или иного речевого материала, предложенного педагогом. Например, отметить несоответствие содержания стихотворения громкости, или скорости его чтения.

  • развитие мимической выразительности упражнениями,

которые снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.

  • коррекция темпо-ритмического чувства.

       На данном этапе вырабатывается осознание детьми ритмов разных уровней: слогового, словесного, их совмещения с логическим центром синтагмы; подчиненности синтагм, составляющих фразу логического центра. Обучение строится на основе двигательного сопровождения ритмических структур: под воздействием пальцев рук формируются основные ритмические структуры слов, которые синтезируются со свободными движениями рук и туловища. С этой целью проводятся коррекционно-развивающие упражнения по маркировке ритма в неречевом и речевом плане сопряжено, отраженно и затем самостоятельно под музыку, по зрительной схеме и по инструкции.  В процессе работы вырабатывается умение двигаться в заданном темпе, чередовать движения в различном темпе, согласовывать движения с темпо-ритмической организацией высказывания, проговаривать речевой материал с движением и позже без движения в заданном темпе и ритме.

     Упражнения: восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане (воспроизведение движений телом (повороты, прыжки, наклоны) в заданном темпе (медленный, умеренный, быстрый) и ритме; чередование движений в различном темпе); восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане (скоординированное с темпом и ритмом собственных движений воспроизведение слогов с разным темпом); восприятие и воспроизведение ритмических структур; воспроизведение акцентированных и неакцентированных ритмов; отстукивание ритмического контура слова, словосочетания, предложения и стихотворения с последующим воспроизведением его слоговой структуры; прослушивание ритма стихотворения, похлопывание и притопывание его в нужном ритме.

  • нужно помнить, что в процессе работы над произношением

важное значение имеют слух и фонематическое восприятие (Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих). Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. Необходимо учить детей слушать и слышать различные оттенки голоса при восприятии речи окружающих, добиваясь правильного воспроизведения различных его качеств в собственной речи. На занятиях следует учить детей различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование, предварительно объяснив, чем они отличаются. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимают содержание произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации, например, сравнить, как говорит лиса в сказках “Колобок”, “Теремок”, “Лиса и козел”, “Снегурушка и лиса”. Развитию речевого слуха способствует и выразительное чтение художественных произведений взрослыми, а также прослушивание радиопередач, магнитофонных записей сказок, рассказов, стихов, прочитанных мастерами художественного слова. При проведении дидактических игр и упражнений необходимо постоянно фиксировать внимание детей на длительность выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль.

            Таким образом, для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона, поэтому все части занятия проходят в комплексе, взаиморазвитии и взаимосовершенствовании.

                           

Заключение

Над элементами интонации нужно начинать работать с первых занятий (тембр, темп, мелодика речи, логическое ударение, ритм, пауза).

Многие авторы рекомендуют следующие направления работы над просодикой:

1)проводить артикуляционную гимнастику для активизации внимания, организации и включения детей в работу;

2) развивать физиологическое дыхание;   концентрировать внимание детей на продолжительность произвольного вдоха и выдоха, следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений;

          3) воспитывать правильное речевое дыхание, обращая внимание детей на спокойный, ненапряженный выдох, не длительность и громкость произносимых звуков. Для обеспечения нормального функционирования голосового аппарата, способствующего правильному использованию интонационных средств выразительности, силы голоса, расширение его высотного диапазона, на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения, развитие фонематического восприятия.

4) тренировать речевой и голосовой аппарат, воспитывая длительность фонации, что формирует навык правильного голосообразования, речевого дыхания и устраняет чрезмерное мышечное напряжение;

5) развивать мимическую выразительность для снятия напряжения в

речедвигательном аппарате и  развития речевой эмоциональности детей, а также для совершенствования основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению. У детей со стертой дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Об этом важном аспекте забывают логопеды и работают лишь над исправлением звуков, а не над развитием эмоций.

6) корректировать темпо-ритмическое чувство, которое строится на основе двигательного сопровождения ритмических структур. В процессе работы вырабатывается умение двигаться в заданном темпе, чередовать движения в различном темпе, согласовывать движения с темпо-ритмической организацией высказывания.

           7) развивать навык слухового восприятия для контролирования собственного произношения и выявления ошибок в речи окружающих. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимают содержание произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации.

                  Список используемой литературы

  1. Артемова  Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 2005.
  2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2006.
  3. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. Учебное пособие. – М., 1998.
  4. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Нарушение интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией // Логопедия. – №1. – 2004.
  5. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н.  Нарушение речи и голоса у детей. – М., 1975.
  6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М., 1979.
  7. Поваляева М.А., Караханян Л.Р. Речевое дыхание – основа правильной речи. – Ростов н/Д., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

Нарушения эмоционально-волевой сферы и пути коррекции у детей дошкольного возраста

Речь идет о детях с особенностями в развитии эмоционально-личностной сферы, вызванными расстройствами аутистического спектра, нарушениями сенсорной интеграции, СДВГ, множественными нарушениями в разви...

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией...

Статья "Состояние фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией"

В данной статье рассматривается состояние фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией. В настоящее время к числу наиболее распространенных речевых расстройств у детей д...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...