Занятие по теме: "Звуки "М" "Мь". Семья"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Скопинцева Татьяна Валерьевна

Конспект занятия

по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Звуки [м-мь]. Семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_m-m.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Звуки [м-мь]. Семья».

Учитель-логопед

Басерова Татьяна Валерьевна

29.10.2015

Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук  в слове; познакомить с буквой Мм; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет)  и мягких согласных (зеленый цвет); закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова;  закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.

2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи.

Оборудование: индивидуальные зеркала; картины «Дом», «Семья»; картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы Мм; счетные палочки; разрезная азбука; кружки белого цвета для обозначения звуков; фломастеры синего и желтого цвета; кружки синего и зеленого цветов; фонограмма; цветные карандаши.

Ход занятия

Примечания

I. Оргомент.

- Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.

- А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра.

Под музыку

II. Сообщение темы занятия.

- Что это?

- Какой последний звук вы услышали в этом слове?

- В этом доме живет семья. Прислушайтесь, какой звук есть в середине этого слова?

- Сегодня мы с вами будем изучать звуки [м-мь].

Выставляется картина «Дом»

Выставляется картина «Семья»

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

1. – С помощью чего мы произносим звуки [м], [мь]?

- Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?

- При произнесении звуков [м], [мь] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

- Звуки ,при произнесении которых встречаются преграды во рту называются согласными.

2.- Дети в этой семье очень любят отгадывать загадки. Давайте и мы с ними поиграем:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки.

Остренькие зубки. Кто это? (мышь)

Бьют его рукой и палкой-

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (мяч)

- «Мышь» - как звучит звук [м]?

- «Мяч» - как звучит звук [мь]?

- В первом слове звук [м] звучит твердо, во втором мягко.

Вывод: Звуки [м], [мь] согласные, могут быть твердыми и мягкими.

3. Звуковой анализ слов «мышь», «мяч» (белые кружки выставляются на доску с закрашиванием первых кружков в синий цвет).

Игровая ситуация «Фокус».

- Посмотрите на эти схемы слов. Мы с вами узнали, что согласные могут произноситься твердо и мягко. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом случае звучит твердо, а во втором мягко, словно солнышко растопило его твердость?

- Я закрашу желтым фломастером синий кружок во втором слове, как будто на него попал лучик солнца.

- Теперь мы можем отличит схемы слов «мышь» и «мяч»? Как? Почему?

Вывод: Мы будем обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые оставлять синими. Красным цветом, как раньше обозначается гласный звук.

Работа с зеркалами

Выставляется картинка

Выставляется картинка

Синяя бусина на глазах детей превращается в зеленую

IV. Развитие фонематического слуха.

-  Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?». Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук [м], зеленый- если в слове есть звук [мь]: мяч, мышь, малина, домик, муха, медведь, машина, дом, семья, дым.

V. Произношение звуков в слогах. Развитие речеслухового внимания.

- Эта малышка только учится говорить. Сейчас она произносит слоги, давайте повторим их вместе с ней: ма-мо-му, ам-им-ом, ми-мя-ме.

Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально

VI. Произношение звуков в словах, развитие фонематических процессов.

- Придумайте членам этой семьи имена со звуками [м], [мь].

- Как они ласково называют свою маму? Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)

- (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..

 Дети определяют место звуков [м], [мь] в словах, обозначают место звуков в звуковых домиках.

Дети придумывают имена деду, бабушке, маме, папе, дочке, сыну.

Дети называют слова, на доску выставляются картинки.

VII. Физкультминутка.

VIII. Развития зрительного внимания и памяти.

- Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем.

С доски по очереди убирается по одной картинке.

IX. Развитие фонематических представлений.

- Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук  [м] в слове «самолет»?

- Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м], [мь].

 X. Восстановление деформированных предложений.

- Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось:

«Мама мыть Митя».

«Возле дома цвести мак».

«Дима мыть руки мыло».

Поможем Мите составить эти предложения правильно.

XI. Знакомство с буквой.

- Ребята, а вы любите своих мам?

- Вы хотите научиться писать это слово?

- Посмотрите, этой буквой обозначаются звуки [м], [мь].

- Я раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой.

- Без этой буквы слово «мама» не написать.

Взялись за руки друзья.

И сказали: «Ты да я – это мы!»

А между тем

Получилась буква М.

- Выложите букву из счетных палочек.

- Найдите букву, которой обозначаются звуки [м], [мь]. Закрасьте ее.

Выставляется буква

XII. Итог занятия.

- С какими звуками сегодня познакомились?

- Что еще нового узнали на занятии?

- Что было трудным для вас на занятии?

- Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Звуки м, м’» СЕМЬЯ

Открытое занятиеТема «Звуки м, м’»СЕМЬЯ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Конспект занятия. Тема: Звуки С-Сь. Семья.

Тема: Звук С и С*. Семья.                        Цели.               1       ...

Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук Р в слогах и в словах в позиции в середине слова. Образование относительных прилагательных на основе лексической темы «Ягоды и фрукты»

( индивидуальное  логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)Цель: автоматизировать звука [Р] в слогах и в словах в позиции в середине слова.  Задачи:1. Коррекционно-разви...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект открытого занятия по теме: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17076319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","width":"480"}}]]  Форма проведения: индивидуальная. Тема: &laqu...

Конспект открытого занятия на тему: «Звук [Р]. Автоматизация звука [Р]»

ЦЕЛИ: коррекционно-образовательная: - закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений; - автоматизировать звук в словах, стихах, чистоговорках; - учить выделять звук [р] из ряда слов; ...