Занятие по теме: "Звуки "М" "Мь". Семья"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия
по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
«Звуки [м-мь]. Семья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_m-m.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
«Звуки [м-мь]. Семья».
Учитель-логопед
Басерова Татьяна Валерьевна
29.10.2015
Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить с буквой Мм; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет); закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова; закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.
2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.
3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи.
Оборудование: индивидуальные зеркала; картины «Дом», «Семья»; картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы Мм; счетные палочки; разрезная азбука; кружки белого цвета для обозначения звуков; фломастеры синего и желтого цвета; кружки синего и зеленого цветов; фонограмма; цветные карандаши.
Ход занятия | Примечания |
I. Оргомент. - Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними. - А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра. | Под музыку |
II. Сообщение темы занятия. - Что это? - Какой последний звук вы услышали в этом слове? - В этом доме живет семья. Прислушайтесь, какой звук есть в середине этого слова? - Сегодня мы с вами будем изучать звуки [м-мь]. | Выставляется картина «Дом» Выставляется картина «Семья» |
III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. 1. – С помощью чего мы произносим звуки [м], [мь]? - Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду? - При произнесении звуков [м], [мь] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы. - Звуки ,при произнесении которых встречаются преграды во рту называются согласными. 2.- Дети в этой семье очень любят отгадывать загадки. Давайте и мы с ними поиграем: Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Черненькие глазки. Остренькие зубки. Кто это? (мышь) Бьют его рукой и палкой- Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (мяч) - «Мышь» - как звучит звук [м]? - «Мяч» - как звучит звук [мь]? - В первом слове звук [м] звучит твердо, во втором мягко. Вывод: Звуки [м], [мь] согласные, могут быть твердыми и мягкими. 3. Звуковой анализ слов «мышь», «мяч» (белые кружки выставляются на доску с закрашиванием первых кружков в синий цвет). Игровая ситуация «Фокус». - Посмотрите на эти схемы слов. Мы с вами узнали, что согласные могут произноситься твердо и мягко. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом случае звучит твердо, а во втором мягко, словно солнышко растопило его твердость? - Я закрашу желтым фломастером синий кружок во втором слове, как будто на него попал лучик солнца. - Теперь мы можем отличит схемы слов «мышь» и «мяч»? Как? Почему? Вывод: Мы будем обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые оставлять синими. Красным цветом, как раньше обозначается гласный звук. | Работа с зеркалами Выставляется картинка Выставляется картинка Синяя бусина на глазах детей превращается в зеленую |
IV. Развитие фонематического слуха. - Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?». Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук [м], зеленый- если в слове есть звук [мь]: мяч, мышь, малина, домик, муха, медведь, машина, дом, семья, дым. | |
V. Произношение звуков в слогах. Развитие речеслухового внимания. - Эта малышка только учится говорить. Сейчас она произносит слоги, давайте повторим их вместе с ней: ма-мо-му, ам-им-ом, ми-мя-ме. | Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально |
VI. Произношение звуков в словах, развитие фонематических процессов. - Придумайте членам этой семьи имена со звуками [м], [мь]. - Как они ласково называют свою маму? Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая) - (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до.. Дети определяют место звуков [м], [мь] в словах, обозначают место звуков в звуковых домиках. | Дети придумывают имена деду, бабушке, маме, папе, дочке, сыну. Дети называют слова, на доску выставляются картинки. |
VII. Физкультминутка. | |
VIII. Развития зрительного внимания и памяти. - Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем. | С доски по очереди убирается по одной картинке. |
IX. Развитие фонематических представлений. - Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук [м] в слове «самолет»? - Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м], [мь]. | |
X. Восстановление деформированных предложений. - Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось: «Мама мыть Митя». «Возле дома цвести мак». «Дима мыть руки мыло». Поможем Мите составить эти предложения правильно. | |
XI. Знакомство с буквой. - Ребята, а вы любите своих мам? - Вы хотите научиться писать это слово? - Посмотрите, этой буквой обозначаются звуки [м], [мь]. - Я раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. - Без этой буквы слово «мама» не написать. Взялись за руки друзья. И сказали: «Ты да я – это мы!» А между тем Получилась буква М. - Выложите букву из счетных палочек. - Найдите букву, которой обозначаются звуки [м], [мь]. Закрасьте ее. | Выставляется буква |
XII. Итог занятия. - С какими звуками сегодня познакомились? - Что еще нового узнали на занятии? - Что было трудным для вас на занятии? - Спасибо всем за работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Звуки м, м’» СЕМЬЯ
Открытое занятиеТема «Звуки м, м’»СЕМЬЯ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»
Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...
Конспект занятия. Тема: Звуки С-Сь. Семья.
Тема: Звук С и С*. Семья. Цели. 1 ...
Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук Р в слогах и в словах в позиции в середине слова. Образование относительных прилагательных на основе лексической темы «Ягоды и фрукты»
( индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)Цель: автоматизировать звука [Р] в слогах и в словах в позиции в середине слова. Задачи:1. Коррекционно-разви...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект открытого занятия по теме: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17076319","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","width":"480"}}]] Форма проведения: индивидуальная. Тема: &laqu...
Конспект открытого занятия на тему: «Звук [Р]. Автоматизация звука [Р]»
ЦЕЛИ: коррекционно-образовательная: - закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений; - автоматизировать звук в словах, стихах, чистоговорках; - учить выделять звук [р] из ряда слов; ...