Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Звуки [т] - [д]. Дифференциация".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Данный материал поможет дифференцировать у детей звуки [т] - [д] изолированно,в слогах, словах, проводить сравнительный анализ звуков с помощью плана-схемы, составлять предложения по нескольким предметным картинкам, употреблять в речи относительные прилагательные, совершенствовать навыки составления рассказа по сюжетной картинке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
(старшая группа компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи)
Звуки [т] - [д]. Дифференциация.
Цели:
Коррекционно-образовательные: дифференцировать звуки [т] и [д] изолированно, в слогах, в словах, учить проводить сравнительный анализ звуков с помощью плана-схемы, учить составлять предложения по нескольким предметным картинкам, учить употреблять в речи относительные прилагательные, совершенствование навыков составления рассказа по сюжетной картинке.
Коррекционно-развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие фонематического слуха.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать желание говорить четко и правильно, воспитывать внимательность и наблюдательность.
Оборудование: 2 игрушки медвежат, письмо-пазл (изображение медвежьей семьи), схемы анализа артикуляции и характеристики звуков, колокольчики, предметные картинки со звуками [т] и [д], 2 мольберта, наборное полотно, карточки-картинки, карандаши, грузовая машина, мешочки с крупой, опорные картинки для составления предложений, сюжетные картинки листочки с гусеницами /жучками/ на ниточке, музыкальный центр с музыкой леса весной.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед обращает внимание детей на появившийся конверт. (В конверте картинка-пазл с изображением медвежьей семьи)
Посмотрите, что случилось -
Вся картинка развалилась,
Ты на место все поставь,
Все в лесу сейчас поправь.
(Дети собирают картинку из частей)
Логопед. Что же у нас получилось? Кто это?
Дети. Медведи, медвежья семья.
Логопед выставляет игрушки медвежат: девочка и мальчик.
Логопед. Пришла весна. Медвежата проснулись и пришли к нам в гости.
Это - Толя, а это - Даша, они хотят у вас научиться тому, что вы уже знаете и умеете.
2. Основная часть.
Развитие мимики.
Логопед. Ребята, вы рады медвежатам? Покажите, как вы улыбаетесь, а медвежата хотят посмотреть, как вы удивились, когда их увидели? Покажите, как вы сердитесь? А как плачете? (Дети показывают).
Логопед. А теперь вновь улыбнитесь и покажите, как вы рады встрече с медвежатами.
Развитие артикуляционной моторики.
Логопед. Прежде, чем идти вперед, каждый пусть в наш лес зайдет.
Будем мышцы упражнять,
Расслаблять и напрягать.
Ну, скажите, кто готов?
Зубы.
Чтобы лес не разоряли,
Чтобы лес все охраняли,
Обнесем его забором,
Зубками стучим мы хором. (Дети выполняют «Заборчик»)
Язык.
Что за стук? Тук-тук-тук.
Это дятел все стучит,
Никогда не замолчит (Дети выполняют «Дятел»)
Воздушная струя.
Логопед. Всех мы вредных насекомых сдуем с листиков зеленых (сдувание с листочков гусениц /жучков/)
Дифференциация звуков.
Логопед. Кто сегодня к нам в гости пришел? Как их зовут?
Дети. Толя и Даша.
Логопед. Назовите звуки, с которых начинаются имена наших медвежат?
Дети. [Т] , [Д].
Логопед. Вот с этими звуками мы сегодня и поиграем.
Чтобы звуки нам поймать
Нужно все про них сказать.
Дети характеризуют артикуляцию звука [Т] с помощь схемы.
Губы: в виде улыбки.
Зубы: сближены, но не сомкнуты; между зубами небольшая щель.
Язык: кончик упирается в верхние зубы, спинка опущена.
Голосовые складки: не работают (не напряжены).
Воздушная струя: короткая, прохладная.
Дети характеризуют артикуляцию звука [Д] с помощь схемы.
Губы: в виде улыбки.
Зубы: сближены, но не сомкнуты; между зубами небольшая щель.
Язык: кончик упирается в верхние зубы, спинка опущена.
Голосовые складки: работают (напряжены).
Воздушная струя: короткая, теплая.
Логопед. Чем похожи эти звуки?
Дети. Губы, зубы и язычок расположены одинаково.
Логопед. В чем отличие звуков?
Дети. При произношении звука [т] голосовые связки не работают (голос не дрожит), а при произношении звука [д] голос дрожит.
Развитие фонематического слуха.
Логопед. Колокольчиком звоните, если звонкий звук услышите.
Ну, а если звук глухой, то молчите, раз он такой. (Дети звонят колокольчиками, когда услышат [д].
(Т, Д, Т, Д, Т; да, та, до, ды, ты, ту, да, то; помада, лопата, котлета, дом, туфли, двор, дочка, тачка)
Дифференциация звуков.
Логопед. Ребята, посмотрите, наши медвежата о чем-то спорят. Что случилось? Наши друзья медвежата никак не могут между собой поделить картинки. Давайте мы с вами поможем им. Картинки, в названии которых есть звук [д] отдаем Даше, картинки со звуком [т] - Толе. (Дети раскладывают картинки).
Логопед. Медвежата просят вас красиво разговаривать, все звуки проговаривать. Расскажем нашим медвежатам чистоговорку. На звонкий звук [д], мы будем хлопать в ладоши, ну а на глухой [т] - по бедрышкам. (Дети выполняют задание).
Та-та-та - горячая плита,
Да - да - да - в баке вода,
Ту - ту- ту - я улицу мету,
Ду - ду - ду - я домой иду.
Ты - ты - ты - зеленые кусты,
Ды- ды - ды - я налил воды.
Массаж рук.
Логопед. Взяли в руки карандаши,
Будем делать мы массаж.
Сверху-вниз, сверху-вниз,
Ты катись, катись, катись.
Про ладошки не забудем,
Массажировать их будем.
(Дети выполняют массаж ладоней от конца пальчиков через всю ладонь)
Развитие графо-моторных навыков.
Логопед. По дорожкам мы пойдем и друзей себе найдем. Побежим по дорожкам и кого же из друзей наших медвежат мы встретим? (Под спокойную музыку дети проводят карандашом по дорожкам)
- Кого же из друзей наших медвежат на дорожках вы встретили? (Ответы детей).
Физкультминутка.
(Дети выполняют движения, соответствующие тесту)
Медвежата зарядкой занимаются, друг с другом обнимаются.
Лапки вверх поднимаются, лапки вниз опускаются.
В стороны потом разводят и на месте вместе ходят.
Топают ногами, крутят головой, крепко обнимаются и идут домой.
Пальчиковая гимнастика.
Логопед. Ребята, медвежата приготовили для вас сюрприз. Хотите узнать? (въезжает машина с мешочками)
Логопед. Что привез нам грузовик? Как вы думаете, что в мешочках? Прежде, чем узнать, что там лежит, мы с вами сделаем гимнастику для наших пальчиков. Покажем медвежатам, как мы развиваем наши пальчики, и узнаем, кто дружит с нашими медвежатами. (Дети выполняют задание логопеда.)
Это зайчонок, (Дети поочередно сгибают пальчики в кулачок,
Это бельчонок, начиная с мизинчика обеими руками.)
Это лисенок,
Это волчок,
А это спешит, (Вращают большими пальчиками обеих рук.)
Ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, (Сначала в одну сторону, потом в другую.)
Смешной медвежонок.
Развитие грамматического строя речи
Логопед. Возьмите из кузова машины по одному мешочку. Как вы думаете, что же лежит в ваших мешочках? Скажи, что же лежит в твоем мешочке? (Индивидуальные ответы детей. Дети определяют, какая крупа лежит у них в мешочке. Если затрудняются сказать, то необходимо предложить развязать мешочек и посмотреть, какая крупа там находится.)
Логопед. Медвежата очень любят разные вкусные каши, но не знают, как эти каши называются. Помогите им.
Дети. Из манки - получается манная каша.
Из пшена - пшенная каша.
Из гречи - гречневая каша.
Из риса - рисовая каша.
Из гороха - гороховая каша.
Из фасоли - фасолевая каша.
Совершенствование связной речи
Логопед. Вы любите каши? Кто вам их готовит? (Ответы детей.)
Логопед. Медвежата приготовили интересные иллюстрации. Вы их рассмотрите и расскажите, что на них изображено? (Дети составляют предложения и рассказы по картинкам.)
3. Итог.
Логопед. Наши медвежата очень рады тому, что вы уже умеете и знаете и желают вам:
Говорить всегда красиво, смело и неторопливо,
Вспоминайте обязательно, что учили на занятии.
Логопед. Какие звуки мы сегодня сравнивали? Чем отличаются эти звуки?
Из чего варили каши? (Дети отвечают на вопросы логопеда.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"
Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"
На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Дифференциация звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]."
В конспекте представлены задания для дифференциации звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Ирк...
Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....