Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Звуки [т] - [д]. Дифференциация".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Михайловская Елена Олеговна

Данный материал поможет дифференцировать у детей звуки [т] - [д] изолированно,в слогах, словах, проводить сравнительный анализ звуков с помощью плана-схемы,  составлять предложения по нескольким предметным картинкам,  употреблять в речи относительные прилагательные, совершенствовать  навыки составления рассказа по сюжетной картинке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

(старшая группа компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Звуки [т] - [д]. Дифференциация.

Цели:

Коррекционно-образовательные: дифференцировать звуки [т] и [д] изолированно, в слогах, в словах, учить проводить сравнительный анализ звуков с помощью плана-схемы, учить составлять предложения по нескольким предметным картинкам, учить употреблять в речи относительные прилагательные, совершенствование навыков составления рассказа по сюжетной картинке.

Коррекционно-развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать желание говорить четко и правильно, воспитывать внимательность и наблюдательность.

Оборудование:  2 игрушки медвежат, письмо-пазл (изображение медвежьей семьи), схемы анализа артикуляции и характеристики звуков, колокольчики, предметные картинки со звуками [т] и [д], 2 мольберта, наборное полотно, карточки-картинки, карандаши, грузовая машина, мешочки с крупой, опорные картинки для составления предложений, сюжетные картинки листочки с гусеницами /жучками/ на ниточке, музыкальный центр с музыкой леса весной.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед обращает внимание детей на появившийся конверт. (В конверте картинка-пазл с изображением медвежьей семьи)

Посмотрите, что случилось -
Вся картинка развалилась,
Ты на место все поставь,
Все в лесу сейчас поправь.

(Дети собирают картинку из частей)

Логопед. Что же у нас получилось? Кто это?

Дети. Медведи, медвежья семья.

Логопед выставляет игрушки медвежат: девочка и мальчик.

Логопед. Пришла весна. Медвежата проснулись и пришли к нам в гости.

 Это - Толя, а это - Даша, они хотят у вас научиться тому, что вы уже знаете и умеете.

2. Основная часть.

Развитие  мимики.

Логопед. Ребята, вы рады медвежатам? Покажите, как вы улыбаетесь, а медвежата хотят посмотреть, как вы удивились, когда их увидели? Покажите, как вы сердитесь? А как плачете? (Дети показывают).

Логопед. А теперь вновь улыбнитесь и покажите, как вы рады встрече с медвежатами.

 Развитие артикуляционной моторики.

Логопед. Прежде, чем идти вперед, каждый пусть в наш лес зайдет.

Будем мышцы упражнять,
Расслаблять и напрягать.
Ну, скажите, кто готов?

Зубы.

Чтобы лес не разоряли,
Чтобы лес все охраняли,
Обнесем его забором,
Зубками стучим мы хором. (
Дети выполняют «Заборчик»)

Язык.

Что за стук? Тук-тук-тук.
Это дятел все стучит,
Никогда не замолчит (
Дети выполняют «Дятел»)

Воздушная струя. 

Логопед. Всех мы вредных насекомых сдуем с листиков зеленых (сдувание с листочков гусениц /жучков/)

 

Дифференциация звуков.

Логопед. Кто сегодня к нам в гости пришел? Как их зовут?

Дети. Толя и Даша.

Логопед. Назовите звуки, с которых начинаются имена наших медвежат?

Дети.  [Т] ,  [Д].

Логопед. Вот с этими звуками мы сегодня и поиграем.

Чтобы звуки нам поймать

Нужно все про них сказать.

Дети характеризуют артикуляцию звука [Т] с помощь схемы.

Губы: в виде улыбки.

Зубы: сближены, но не сомкнуты; между зубами небольшая щель.

Язык: кончик упирается в верхние зубы, спинка опущена.

Голосовые складки: не работают (не напряжены).

Воздушная струя: короткая, прохладная.

Дети характеризуют артикуляцию звука [Д] с помощь схемы.

Губы: в виде улыбки.

Зубы: сближены, но не сомкнуты; между зубами небольшая щель.

Язык: кончик упирается в верхние зубы, спинка опущена.

Голосовые складки: работают (напряжены).

Воздушная струя: короткая, теплая.

Логопед. Чем похожи эти звуки?

Дети. Губы, зубы и язычок расположены одинаково.

Логопед. В чем отличие звуков?

Дети. При произношении звука [т] голосовые связки не работают (голос не дрожит), а при произношении звука [д] голос дрожит.

 Развитие фонематического слуха.

Логопед. Колокольчиком звоните, если звонкий звук услышите.

Ну, а если звук глухой, то молчите, раз он такой. (Дети звонят колокольчиками, когда услышат [д].

(Т, Д, Т, Д, Т; да, та, до, ды, ты, ту, да, то; помада, лопата, котлета, дом, туфли, двор, дочка, тачка)

 Дифференциация звуков.

Логопед. Ребята, посмотрите, наши медвежата о чем-то спорят. Что случилось? Наши друзья медвежата никак не могут между собой поделить картинки. Давайте мы с вами поможем им. Картинки, в названии которых есть звук [д] отдаем Даше, картинки со звуком [т] - Толе. (Дети раскладывают картинки).

Логопед. Медвежата просят вас красиво разговаривать, все звуки проговаривать. Расскажем нашим медвежатам чистоговорку.  На звонкий звук [д], мы будем хлопать в ладоши, ну а на глухой [т] - по бедрышкам. (Дети выполняют задание).

Та-та-та - горячая плита,
Да - да - да - в баке вода,
Ту - ту- ту - я улицу мету,
Ду - ду - ду - я домой иду.
Ты - ты - ты - зеленые кусты,
Ды- ды - ды - я налил воды.

 Массаж рук.

Логопед.  Взяли в руки карандаши,
Будем делать мы массаж.
Сверху-вниз, сверху-вниз,
Ты катись, катись, катись.
Про ладошки не забудем,
Массажировать их будем.

(Дети выполняют массаж ладоней от конца пальчиков через всю ладонь)

 Развитие графо-моторных навыков.

Логопед. По дорожкам мы пойдем и друзей себе найдем. Побежим по дорожкам и кого же из друзей наших медвежат мы встретим? (Под спокойную музыку дети проводят карандашом по дорожкам)

- Кого же из друзей наших медвежат на дорожках вы встретили? (Ответы детей).

 Физкультминутка.

(Дети выполняют движения,  соответствующие тесту)

Медвежата зарядкой занимаются,  друг с другом обнимаются.

Лапки вверх поднимаются, лапки вниз опускаются.

В стороны потом разводят и на месте вместе ходят.

Топают ногами, крутят головой, крепко обнимаются и идут домой.

 Пальчиковая гимнастика.

Логопед. Ребята, медвежата приготовили для вас сюрприз. Хотите узнать? (въезжает машина с мешочками)

Логопед. Что привез нам грузовик? Как вы думаете, что в мешочках? Прежде, чем узнать, что там лежит, мы с вами сделаем гимнастику для наших пальчиков. Покажем медвежатам, как мы развиваем наши пальчики, и узнаем, кто дружит с нашими медвежатами. (Дети выполняют задание логопеда.)

Это зайчонок,                (Дети поочередно сгибают пальчики в кулачок,
Это бельчонок,              
начиная с мизинчика обеими руками.)
Это лисенок,
Это волчок,
А это спешит,                  (
Вращают большими пальчиками обеих рук.)
Ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый,           (
Сначала в одну сторону, потом в другую.)
Смешной медвежонок.

Развитие грамматического строя речи

Логопед. Возьмите из кузова машины по одному мешочку. Как вы думаете, что же лежит в ваших мешочках? Скажи, что же лежит в твоем мешочке? (Индивидуальные ответы детей. Дети определяют, какая крупа лежит у них в мешочке. Если затрудняются сказать, то необходимо предложить развязать мешочек и посмотреть, какая крупа там находится.)

Логопед. Медвежата очень любят разные вкусные каши, но не знают, как эти каши называются. Помогите им.

Дети. Из манки - получается манная каша.

          Из пшена - пшенная каша.

          Из гречи - гречневая каша.

          Из риса - рисовая каша.

          Из гороха - гороховая каша.

          Из фасоли - фасолевая каша.

Совершенствование  связной речи

Логопед. Вы любите каши? Кто вам их готовит? (Ответы детей.)

Логопед. Медвежата  приготовили интересные иллюстрации. Вы их рассмотрите и расскажите, что на них изображено? (Дети составляют предложения и рассказы по картинкам.)

3.  Итог.

Логопед. Наши медвежата очень рады тому, что вы уже умеете и знаете и желают вам:

               Говорить всегда красиво, смело и неторопливо,

               Вспоминайте обязательно, что учили на занятии.

Логопед. Какие звуки мы сегодня сравнивали? Чем отличаются эти звуки?

Из чего варили каши? (Дети отвечают на вопросы логопеда.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....