Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Постникова Валентина Юрьевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75

 

Тема: «Мир технических чудес: бытовая техника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75

Тема: «Мир технических чудес: бытовая техника».

Образовательная область: «Коммуникация».

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»,  «Коммуникация»,  «Здоровье».

Длительность:  20 – 25 минут

Цель: Развивать связную речь детей через ознакомление с бытовой техникой

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять представления о бытовой технике, её назначении, важности использования  электроприборов в быту.
  • Совершенствовать речь как средство общения. Уточнять и активизировать словарный запас по теме. Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в форме множественного числа в родительном падеже).
  • Совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением по опорным картинкам.
  • Автоматизация свистящих звуков во фразовой речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги (располагать изображения предметов по памяти в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение).
  • Развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями, творческое воображение, работать над темпом и ритмом речи.
  • Развивать речевой слух, слуховое внимание, зрительное восприятие и память, словесно-логическое мышление.
  • Развивать построение высказывания, умение более точно характеризовать предмет, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, умение играть в различные дидактические игры, согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей.
  • Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рисунков, фотографий, предметных и сюжетных  картин с изображением бытовой техники; Познавательные беседы о русском быте: способе приготовления еды, стирки  и глажения белья; чтение литературных произведений (стихотворений, коротких рассказов) о бытовой технике и беседа по их содержанию.

Оборудование:  интерактивная доска, магнитная доска, предметные картинки с изображением бытовой техники, Парные карточки «Подбери по смыслу» (презентация - П); запись «Спор электроприборов» (П); Картинки приборов на шею; Игра «Расставь как на схеме» (П); карточки индивидуальные А4 разделенные на 6 квадратов, индивидуальные предметные картинки по теме; мяч; игра «Четвертый лишний» (бытовая техника – двусоставные слова; стол); подарки – наклейки.

Ход занятия:

  1. Вступительная часть.

(дети стоят у интерактивной доски полукругом).

 Занятие у нас сегодня необычное. Мы отправляемся с вами в мир технических чудес!

Как вы думаете, что же это за мир такой -  технический? чудеса?  

Отгадайте загадки и сами догадайтесь, что это за мир такой,  в который мы попадем:

Эта прачка-автомат

Нам стирает всё подряд (стиральная машина)

1-ый слайд: появляются картинки - отгадки

Из ковра чистюля-робот

Тянет пыль и грязь в свой хобот (пылесос)

Сушит ветер-суховей

Кудри мамочки моей (фен)

Пар пустил дракон хвостатый

И разгладил шарфик мятый (утюг)

Что это на картинках, ребята? Как назвать эти предметы одним словом? Какие еще бытовые приборы вы знаете? (дети называют, на слайде появляются картинки)

Правильно,  мы отправляемся с вами в чудесный мир  бытовой техники, которая помогает человеку в домашней работе.

2. Основная часть

2.1. Совершенствование  грамматического строя речи (образование существительных в форме множественного числа в родительном падеже).

(Встают вокруг стола)

Предметы бытовой техники: (пылесос, фен, миксер, печка…). Ребята, посмотрите как много бытовой техники. Где можно увидеть в жизни так много бытовых приборов в одном месте?  (в магазине бытовой техники). Правильно. Поиграем в игру

Игра с мячом «Чего много в магазине?».

Я начинаю говорить предложение, а вы,  поймав мяч, продолжите,  говорите чего много в магазине.

У меня дома есть утюг, а в магазине много … утюгов.

У меня дома есть пылесос, а в магазине много … пылесосов.

У меня дома есть электронные часы, а в магазине много … электронных часов.

У меня дома есть миксер, а в магазине много … миксеров.

У меня дома есть компьютер, а в магазине много … компьютеров.

У меня дома есть фен, а в магазине много … фенов.

2. 2. Развитие у детей зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного внимания и памяти. Закрепление умения отражать в речи их пространственное расположение.

(Сидя за столами)

А сейчас закроем глаза и представим, что мы находимся в магазине «Эльдорадо» -   в огромном магазине бытовой техники города Иркутска: на полках расставлена бытовая техника. Откройте глаза. Какая техника стоит на верхней полке;

 на нижней полке.

Запомните, где стоят приборы.

Расставьте приборы так, как было в магазине на своей карточке.

Игра «Расставь как на схеме»

2-ой слайд:

Верхний ряд: утюг миксер фен

Нижний ряд: пылесос соковыжималка плита

 Расскажите,  как стояли приборы в магазине бытовой техники.

Ответы детей,  где расположены предметы (начало, середина, конец ряда)

 Проверка.

2. 3. Развитие слухового внимания

3-ий слайд: звуки: пылесос, фен, микроволновая печь; 

Ой,  что это ребята?  Что это? (Дети угадывают прибор по звуку). Да, ребята, что - то они расшумелись. Они, наверное, спорят,  кто из них самый важный и самый нужный.  Какая же техника самая нужная? Сейчас каждый из вас возьмет роль одного из электроприборов и докажет, что он самый нужный в доме.

2.4.  Развитие связной речи через составление описательного рассказа о бытовой технике.

(Дети стоят в кругу):

В начале рассказа вы скажете,  как называется предмет, потом скажете, что вы очень нужный предмет, и закончите тем,  почему этот предмет так нужен, какое действие он выполняет:

схема:  ? ! =

Например: Я – пылесос. Я самая необходимая в доме бытовая техника. Без меня не убрать чисто в квартире.

Дети выбирают картинку, одевают на шею и рассказывают о себе: часы, утюг, холодильник, телефон, пылесос, электропечь.

Высказывания детей.

Вывод: Все бытовые приборы очень важны и очень нужны.

2. 5. Развитие тонкой моторики, координации речи с движениями, творческого воображения, работа над темпом и ритмом речи

(Стоят в кругу)

Побудьте еще немного бытовой техникой, изобразим электроприборы, а потом вы опять превратитесь в ребятишек:

Динамическая пауза

Ходят часики тик – так, тик – так (наклоны головы к плечам).

И мы тоже можем так!

Гладит – гладит утюжок, (движения руками вправо-влево)

Помогает нам дружок.

Холодильник (встать на цыпочки), телефон (рука к уху)

Не бывает без них дом! (руки треугольником над головой)

Пылесос (присесть), электропечь, (встать, руки в стороны)

Чтобы пироги испечь (печем пироги).

Вот помощники людей, (хлопаем в ладоши)

С ними жить нам веселей!

2.6. Совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением по опорным картинкам.

(Дети сидят за столами)

Поиграем в игру «Что  раньше, а что теперь» и вы сами поймете, какую важную роль играет бытовая техника в жизни людей. Посмотрите на экран:

 4-ый слайд: 6 картинок поставленных вразброс: Веник – пылесос. Таз - стиральная машина. Солнечные часы – электронные часы. Русская печь– электроплита. Печатная машинка  - компьютер. Палка – утюг.

Назовите, что нарисовано на картинках. Как вы думаете,  какие картинки можно поставить вместе и почему.

Составьте предложение. Начните говорить со слова __ Раньше…, продолжите словами__ А теперь есть …

 5, 6, 7, 8,  слайд: правильные пары

Раньше пол подметали веником, а теперь есть пылесос.

Раньше время узнавали по солнечным часам, а теперь есть электронные часы.

Раньше одежду стирали в тазу, а теперь есть стиральная машина.

Раньше еду готовили на печи, а теперь есть электроплита.

Раньше печатали на печатной машинке, а теперь на компьютере.

Раньше одежду гладили палкой, а теперь есть утюг.

2. 7. Развитие речевого слуха, словесно-логического мышления

(Стоя полукругом у магнитной доски).

А еще в магазине и дома у вас есть приборы, названия которых очень сложные и состоят из двух слов, угадайте,  найдите прибор, который я назову на картинке:

Игра «Четвертый лишний» на магнитной доске

Мясо рубит… Сок выжимает… Хлеб режет… Кофе варит…(один лишний)

А это что за предмет? (стол)  А почему он здесь лишний?

3. Заключительная часть

Вот и подошло к концу наше путешествие по миру технических чудес. Для чего же нужна бытовая техника? Понравилось вам в мире технических чудес?  

Вы очень старались,  и поэтому я дарю вам вот такие наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми. Фронтальное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи" Насекомые наши друзья"

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми фронтальное занятие в  подготовительной  группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Насекомые наши друзья&ra...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Весенние капели" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет Тема: «Что такое картина?».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида № 37    Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо художественно-э...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет Тема: «Кто такой художник?».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида № 37    Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо художественно-э...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет Тема: «Ознакомление дошкольников с портретной живописью».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида № 37    Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо художественно-э...