Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75
Тема: «Мир технических чудес: бытовая техника».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75
Тема: «Мир технических чудес: бытовая техника».
Образовательная область: «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Длительность: 20 – 25 минут
Цель: Развивать связную речь детей через ознакомление с бытовой техникой
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять представления о бытовой технике, её назначении, важности использования электроприборов в быту.
- Совершенствовать речь как средство общения. Уточнять и активизировать словарный запас по теме. Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в форме множественного числа в родительном падеже).
- Совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением по опорным картинкам.
- Автоматизация свистящих звуков во фразовой речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги (располагать изображения предметов по памяти в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение).
- Развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями, творческое воображение, работать над темпом и ритмом речи.
- Развивать речевой слух, слуховое внимание, зрительное восприятие и память, словесно-логическое мышление.
- Развивать построение высказывания, умение более точно характеризовать предмет, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность, умение играть в различные дидактические игры, согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей.
- Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рисунков, фотографий, предметных и сюжетных картин с изображением бытовой техники; Познавательные беседы о русском быте: способе приготовления еды, стирки и глажения белья; чтение литературных произведений (стихотворений, коротких рассказов) о бытовой технике и беседа по их содержанию.
Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, предметные картинки с изображением бытовой техники, Парные карточки «Подбери по смыслу» (презентация - П); запись «Спор электроприборов» (П); Картинки приборов на шею; Игра «Расставь как на схеме» (П); карточки индивидуальные А4 разделенные на 6 квадратов, индивидуальные предметные картинки по теме; мяч; игра «Четвертый лишний» (бытовая техника – двусоставные слова; стол); подарки – наклейки.
Ход занятия:
- Вступительная часть.
(дети стоят у интерактивной доски полукругом).
Занятие у нас сегодня необычное. Мы отправляемся с вами в мир технических чудес!
Как вы думаете, что же это за мир такой - технический? чудеса?
Отгадайте загадки и сами догадайтесь, что это за мир такой, в который мы попадем:
Эта прачка-автомат
Нам стирает всё подряд (стиральная машина)
1-ый слайд: появляются картинки - отгадки
Из ковра чистюля-робот
Тянет пыль и грязь в свой хобот (пылесос)
Сушит ветер-суховей
Кудри мамочки моей (фен)
Пар пустил дракон хвостатый
И разгладил шарфик мятый (утюг)
Что это на картинках, ребята? Как назвать эти предметы одним словом? Какие еще бытовые приборы вы знаете? (дети называют, на слайде появляются картинки)
Правильно, мы отправляемся с вами в чудесный мир бытовой техники, которая помогает человеку в домашней работе.
2. Основная часть
2.1. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме множественного числа в родительном падеже).
(Встают вокруг стола)
Предметы бытовой техники: (пылесос, фен, миксер, печка…). Ребята, посмотрите как много бытовой техники. Где можно увидеть в жизни так много бытовых приборов в одном месте? (в магазине бытовой техники). Правильно. Поиграем в игру
Игра с мячом «Чего много в магазине?».
Я начинаю говорить предложение, а вы, поймав мяч, продолжите, говорите чего много в магазине.
У меня дома есть утюг, а в магазине много … утюгов.
У меня дома есть пылесос, а в магазине много … пылесосов.
У меня дома есть электронные часы, а в магазине много … электронных часов.
У меня дома есть миксер, а в магазине много … миксеров.
У меня дома есть компьютер, а в магазине много … компьютеров.
У меня дома есть фен, а в магазине много … фенов.
2. 2. Развитие у детей зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного внимания и памяти. Закрепление умения отражать в речи их пространственное расположение.
(Сидя за столами)
А сейчас закроем глаза и представим, что мы находимся в магазине «Эльдорадо» - в огромном магазине бытовой техники города Иркутска: на полках расставлена бытовая техника. Откройте глаза. Какая техника стоит на верхней полке;
на нижней полке.
Запомните, где стоят приборы.
Расставьте приборы так, как было в магазине на своей карточке.
Игра «Расставь как на схеме»
2-ой слайд:
Верхний ряд: утюг миксер фен
Нижний ряд: пылесос соковыжималка плита
Расскажите, как стояли приборы в магазине бытовой техники.
Ответы детей, где расположены предметы (начало, середина, конец ряда)
Проверка.
2. 3. Развитие слухового внимания
3-ий слайд: звуки: пылесос, фен, микроволновая печь;
Ой, что это ребята? Что это? (Дети угадывают прибор по звуку). Да, ребята, что - то они расшумелись. Они, наверное, спорят, кто из них самый важный и самый нужный. Какая же техника самая нужная? Сейчас каждый из вас возьмет роль одного из электроприборов и докажет, что он самый нужный в доме.
2.4. Развитие связной речи через составление описательного рассказа о бытовой технике.
(Дети стоят в кругу):
В начале рассказа вы скажете, как называется предмет, потом скажете, что вы очень нужный предмет, и закончите тем, почему этот предмет так нужен, какое действие он выполняет:
схема: ? ! =
Например: Я – пылесос. Я самая необходимая в доме бытовая техника. Без меня не убрать чисто в квартире.
Дети выбирают картинку, одевают на шею и рассказывают о себе: часы, утюг, холодильник, телефон, пылесос, электропечь.
Высказывания детей.
Вывод: Все бытовые приборы очень важны и очень нужны.
2. 5. Развитие тонкой моторики, координации речи с движениями, творческого воображения, работа над темпом и ритмом речи
(Стоят в кругу)
Побудьте еще немного бытовой техникой, изобразим электроприборы, а потом вы опять превратитесь в ребятишек:
Динамическая пауза
Ходят часики тик – так, тик – так (наклоны головы к плечам).
И мы тоже можем так!
Гладит – гладит утюжок, (движения руками вправо-влево)
Помогает нам дружок.
Холодильник (встать на цыпочки), телефон (рука к уху)
Не бывает без них дом! (руки треугольником над головой)
Пылесос (присесть), электропечь, (встать, руки в стороны)
Чтобы пироги испечь (печем пироги).
Вот помощники людей, (хлопаем в ладоши)
С ними жить нам веселей!
2.6. Совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением по опорным картинкам.
(Дети сидят за столами)
Поиграем в игру «Что раньше, а что теперь» и вы сами поймете, какую важную роль играет бытовая техника в жизни людей. Посмотрите на экран:
4-ый слайд: 6 картинок поставленных вразброс: Веник – пылесос. Таз - стиральная машина. Солнечные часы – электронные часы. Русская печь– электроплита. Печатная машинка - компьютер. Палка – утюг.
Назовите, что нарисовано на картинках. Как вы думаете, какие картинки можно поставить вместе и почему.
Составьте предложение. Начните говорить со слова __ Раньше…, продолжите словами__ А теперь есть …
5, 6, 7, 8, слайд: правильные пары
Раньше пол подметали веником, а теперь есть пылесос.
Раньше время узнавали по солнечным часам, а теперь есть электронные часы.
Раньше одежду стирали в тазу, а теперь есть стиральная машина.
Раньше еду готовили на печи, а теперь есть электроплита.
Раньше печатали на печатной машинке, а теперь на компьютере.
Раньше одежду гладили палкой, а теперь есть утюг.
2. 7. Развитие речевого слуха, словесно-логического мышления
(Стоя полукругом у магнитной доски).
А еще в магазине и дома у вас есть приборы, названия которых очень сложные и состоят из двух слов, угадайте, найдите прибор, который я назову на картинке:
Игра «Четвертый лишний» на магнитной доске
Мясо рубит… Сок выжимает… Хлеб режет… Кофе варит…(один лишний)
А это что за предмет? (стол) А почему он здесь лишний?
3. Заключительная часть
Вот и подошло к концу наше путешествие по миру технических чудес. Для чего же нужна бытовая техника? Понравилось вам в мире технических чудес?
Вы очень старались, и поэтому я дарю вам вот такие наклейки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по математике "Олимпийские игры" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха
Конспект по математике "Олимпийские игры" предназначен для детей старшей группы с нарушением слуха....
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»
Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми. Фронтальное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи" Насекомые наши друзья"
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми фронтальное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Насекомые наши друзья&ra...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Весенние капели" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет Тема: «Что такое картина?».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо художественно-э...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет Тема: «Кто такой художник?».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо художественно-э...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет Тема: «Ознакомление дошкольников с портретной живописью».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо художественно-э...