Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цели:
Коррекционно – образовательные: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный, замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.
Коррекционно – развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.
Коррекционно – воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimushka-zima_st_gr.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Зимушка - зима».
Цели:
Коррекционно – образовательные: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный, замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.
Коррекционно – развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.
Коррекционно – воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима», мультимедийная установка, презентация «Зимушка-зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро».
Предварительная работа: Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.
Ход:
1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро». Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.
- Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки, отгадайте их:
Странная звездочка Что за нелепый человек
С неба упала Пробрался в 21 век?
Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,
Легла и пропала. Боится солнца и тепла.
(снежинка) (снеговик)
Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,
По городу идет: Да не вставишь его в окно.
Всем щеки нарумянит, (лед)
Всех ущипнет за нос.
(мороз)
Наступили холода, Он летает белой стаей,
Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.
Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает
Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.
Перестал медведь реветь – (снег)
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой)
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
2. Сообщение темы занятия.
- Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии? (О зиме)
- Что лежит кругом? (Снег)
- Что на реке? (Лёд)
- Что на улице? Почему холодно? ( На улице мороз).
3. Мимические упражнения.
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.
- Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня: —
Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.
- Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.
- А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
Упражнения для щек и губ.
«Снеговики радуются снегу и морозу»: Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
«Грустные снеговики весной»: Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Упражнения для языка.
«Сосулька»: Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).
«Санки-ледянки»: Сделать язык «чашечкой».
«Горка для спуска»: Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».
«Саночки»: Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку»: Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
4. Развитие речевого дыхания и голоса.
«Вьюга»: Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) «Застонал лес от вьюги»: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) «Тяжело стонут дубы»: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) «Стонут березы»: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) «Шумят ели»: «Ш-ш-ш». «Стихает вьюга»: «С-с-с-с-с-с».
5. Презентация «Зимушка-зима».
6. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов».
- Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
- Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
- Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
- День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
- Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
7. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указательный и средний пальцы
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
8. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»
- Что можно слепить из снега? (Снежную бабу, снеговика).
- На доске картинки, где нарисованы два снеговика.
- Чем отличаются эти снеговики?
9. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».
Мы решили слепить снеговика.
Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).
Мы показали соседям нашего (снеговика).
Мы играли со (снеговиком).
Мы рассказали о (снеговике).
10. Игра «Назови ласково» со снежком.
- Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки
Холод- холодок
Зима- зимушка
11. Физкультминутка.
« Как на горке снег, снег»
( Поднять руки вверх, на слова «снег», «снег»),
И под горкой – снег, снег,
( Опустить руки вниз.)
И на ёлке – снег, снег.
(Соединить ладони над головой «домиком»)
И под ёлкой – снег, снег.
(Опустить руки вниз.)
12. Дидактическая игра «Волшебные снежинки».
- Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.
- Сколько слов будет в предложении? (Два слова).
- Составьте предложение из двух слов, используя слово снег. (Снег идёт)
- Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.
(Падает белая снежинка)
- Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.
(Дети катаются с горки).
13. Итог.
- О каком времени года мы говорили? (О зиме).
- Что вам понравилось? (Ответы детей).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 г. Ейска МО Ейский район
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматических категорий.
Тема: «Зимушка - зима»
09.12.2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»
Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Весёлая зима»
Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР, ОНР «Весёлая зима»...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»
Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп. Основной задачей занятия является формирование у дошкольников умения составлять предложение с предлогом У...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зачем зимой снег»
Знакомство детей со свойствами снега, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. Учить получать знания о свойствах снега в пр...
Конспект занятия в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Зимушка – зима с математикой дружна!»
Кнспект занятия направлен на формирование элементарных математических способностей дошкольников....
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи «Зимующие птицы»
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи «Зимующие птицы»...