Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Зимина Инна Александровна

Цели:

Коррекционно – образовательные: закрепление представле­ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, ме­тель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный, замер­зать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сы­пать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

 

Коррекционно – развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimushka-zima_st_gr.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимушка - зима».

Цели:

Коррекционно – образовательные: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный, замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

 

Коррекционно – развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима», мультимедийная установка, презентация «Зимушка-зима»,  магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро».

Предварительная работа:  Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о  зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.

                                                               Ход:

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро». Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

- Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки, отгадайте их:

Странная звездочка                        Что за нелепый человек

С неба упала                                    Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку                              Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала.                             Боится солнца и тепла.

                       (снежинка)                                               (снеговик)

Художник-невидимка                     Прозрачен, как стекло,

По городу идет:                               Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит,                                                         (лед)

Всех ущипнет за нос.

                              (мороз)

Наступили холода,                           Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода,                    И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый                 Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым.                На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь –                                             (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

                          (зимой)

- Ребята, какое сейчас время года?      (Зима)

2. Сообщение темы занятия.

- Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?  (О зиме)

- Что лежит кругом?   (Снег)

-  Что на реке?  (Лёд)

- Что на улице? Почему холодно?   ( На улице мороз).

3. Мимические упражнения.

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

- Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня: —

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

- Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

- А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ.

«Снеговики радуются снегу и морозу»: Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

«Грустные снеговики весной»: Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

   Упражнения для языка.

«Сосулька»: Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

«Санки-ледянки»: Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска»: Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».

«Саночки»: Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку»: Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

4. Развитие речевого дыхания и голоса.

«Вьюга»: Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) «Застонал лес от вьюги»: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) «Тяжело стонут дубы»: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) «Стонут березы»: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) «Шумят ели»: «Ш-ш-ш». «Стихает вьюга»: «С-с-с-с-с-с».

5. Презентация «Зимушка-зима».

6. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов».

- Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

- Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

- Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

- День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

- Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

7. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указательный и средний пальцы

Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,          Ведут указательным пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                Ладошки кладут на стол одной и другой стороной

Все в снегу домой пришли.          Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп.

8. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»

-  Что можно слепить из снега?      (Снежную бабу, снеговика).

- На доске картинки, где  нарисованы два снеговика.

- Чем отличаются эти снеговики?

9. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).

Мы показали соседям нашего (снеговика).

Мы играли со (снеговиком).

Мы рассказали о (снеговике).

10. Игра «Назови ласково» со снежком.

- Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок                   Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец             Дерево- деревце

Ветер- ветерок               Горка — горочка

Лёд- ледок, льдинка      Санки- саночки

Холод- холодок

Зима- зимушка  

         

11. Физкультминутка.

« Как на горке снег, снег»

( Поднять руки вверх,  на слова «снег», «снег»),

И под горкой – снег, снег,

( Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком»)

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

12. Дидактическая игра «Волшебные снежинки».

- Ребята,  посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

- Сколько слов будет в предложении?     (Два слова).

-  Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.     (Снег идёт)

- Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

                                                                  (Падает белая снежинка)

- Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.

                                                                                   (Дети катаются с горки).

13. Итог.

- О каком времени года мы говорили?       (О зиме).

- Что вам понравилось?  (Ответы детей).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 г. Ейска  МО Ейский район

Конспект занятия в  подготовительной к школе  группе  компенсирующей направленности по  формированию  лексико-грамматических  категорий.

Тема: «Зимушка - зима»

 

09.12.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление  описательного рассказа "Зимующие птицы"...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Весёлая зима»

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР, ОНР «Весёлая зима»...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»

Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп. Основной задачей занятия является формирование у дошкольников умения составлять предложение с предлогом У...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зачем зимой снег»

Знакомство детей со свойствами снега, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. Учить получать знания о свойствах снега в пр...

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи «Зимующие птицы»

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи «Зимующие птицы»...