Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зачем зимой снег»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Борисенкова Елена Сергеевна

Знакомство детей со свойствами снега, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. Учить получать знания о свойствах снега в процессе исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznaniyu_rol_snega.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

                 Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия в старшей группе

компенсирующей направленности

(для детей с задержкой психического развития)

Тема: «Зачем зимой снег»

Составила:

Воспитатель

                                                                                                      Борисенкова Е.С.

Санкт - Петербург

2020


Задачи:

Познавательное развитие

  • Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. Учить получать знания о свойствах снега в процессе исследования.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность; умение внимательно и заинтересованно слушать произведение; общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми; самостоятельность.

Речевое развитие

  • Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
  • Активизировать словарный запас: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.

Социально-коммуникативное развитие

  • Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Материалы и оборудование: искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой», запись песни «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.

Методы и приемы: практические: демонстрация опыта, исследовательская деятельность, физкультминутка; наглядные: презентация «Откуда берется снег»; словесные: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.

Ход занятия.

Воспитатель: мы сегодня с вами будем говорить о том, что вы все ждете с большим нетерпением. Но чтобы узнать, что это, вам надо отгадать загадку: Бел как мел, с неба прилетел,

Зиму пролежал, в землю убежал (снег).

Послушайте красивое стихотворение Ивана Сурикова:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою всё его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно...

Мы всегда радуемся первому снегу... А вы знаете, что у нас в России снег зимой бывает почти на всей территории страны. Но есть на нашей планете Земля особо теплые территории, где снега никогда не бывает или он бывает один раз в 10 лет (Аравийский полуостров - пустыня)

Игра «Хорошо - плохо».

Давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо». Что бывает хорошего от снега, а что плохого? (Дети: хорошо - лепим снежную бабу, снеговиков, строим горки и снежные крепости, катаемся с горок, катаемся на санках, лыжах, коньках и т.д. Плохо - тяжело идти, засыпаны дорожки; если снега много, можно промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть; не может проехать машина, может застрять в снегу; холодно и т.д.)

Рассматривание снежинок.

Воспитатель: А вы знаете, из чего состоит снег? (Дети: из снежинок.) А что такое снежинка? Это снежный или ледяной кристалл. Оказывается, снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок. (Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке и предлагает рассмотреть её.) Сколько лучей у снежинки? (6 лучей.) Какого цвета снежинка? Нам кажется, что она белая. На самом деле снег не совсем белый. Белым он кажется только в тот момент, когда на него падают солнечные лучи. Оказывается, если разделить снежное покрывало на снежинки, каждая из них была бы прозрачной. Хотите, мы проведем опыт, который поможет нам разобраться: почему снег белый?

Демонстрация опыта.

Лист прозрачной упаковочной пленки посмотреть на просвет — он прозрачен; после разрезать его на несколько частей — все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета.

То же происходит в природе со снегом и льдом. Все дело в солнечном луче. Снег отражает лучи, и поэтому его мы видим белым.

Но если снежинки по отдельности прозрачные, то почему все вместе они дают эффект белого? Потому что снежинки с неба летят хаотично и падают друг на друга, образуя снежный покров из нападавших друг на друга снежинок. Все вместе снежинки перестают быть прозрачными и начинают отражать солнечный свет. Белые равнины снега очень красивы и приятны для глаз.

Воспитатель задает вопросы: - Что такое снежинки, Где образуются снежинки? Все ли снежинки долетают до земли'? Как падают снежинки? Почему нет двух одинаковых снежинок? (Ответы детей: -Снежинки - это кристаллы льда, они образуются высоко в небе, не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, то они тают в воздухе, снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.)

Физминутка.

Воспитатель: а давайте превратимся в снежинки и покружимся в «Хороводе снежинок» (дети танцуют под музыку и кружатся в хороводе то медленно, то чуть быстрее).

Чтение сказки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете о том, что снег защищает? Послушайте сказку, которая называется «Зачем зимой снег».

«Зачем зимой снег»

Было это в те времена, когда Заяц имел роскошный пушистый хвост. Снегу в лесу навалило – ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу Заяц. Бежал и ворчал: Ишь, сколько намело. Да провались он пропадом, этот снег!

Услыхал Зайца старый Тетерев на березе, хвост распустил и зачастил-забормотал: Кур-гур-гур! Чи-ш-ш. Куда, косой, спешишь?

Заяц. Ой, кто это?

Тетерев. Не бойся, это я – тетерев – черныш - шш. Кого это ты ругаешь? Кого честишь?

Заяц. Кого-кого? Да снег! Куда ни побегу – следы выдают: всюду за мной на снегу тянутся. Того и гляди, собака выследит, лиса или – тьфу, чтобы не сглазить! – волк. И кто этот окаянный снег выдумал?

Тетерев. Не прав ты, косой, не прав (затряс головой Тетерев). Снег – это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с березы – кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом, как в теплой спаленке. И Рябчик так, и Куропатка.

Заяц. Нет, нет, нет (замахал лапами Заяц). Что бы ты ни говорил, снег все равно штука вредная!

Тетерев. Очень даже полезная (взъерошился). Заяц. Нет, вредная! Тетерев. Полезная! Заяц (кричит). Вредная! Давай спорить!

Тетерев. Давай, а на что? Заяц. А на хвосты (почесав ухо). Кто кому проиграет, тот отдаст свой хвост. И будет весь народ над тобой, Терентий, над бесхвостым, смеяться.

Тетерев. Ну, это мы еще поглядим (надулся). Только, чур, потом не отпираться.

Отправились Тетерев и Заяц искать, кто бы их спор рассудил. Искали, искали, глядь – Мышка. Тетерев. Эй, Мышка-норушка, рассуди наш спор, скажи, как тебе под снегом живется?

Мышка. Хорошо живется, Терентий. Уж так-то хорошо, просто замечательно! У нас тут и тепло, и уютно, и спокойно. Снежное одеяло не только от мороза, оно от совы да от лисы нас спрячет. Под снежной крышей и зеленая травка, и осенняя ягода попадается, и семян разных полно.

Тетерев. Слыхал, лопоухий? Кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост! Заяц. Ишь, какой хитренький! Мы еще других спросим.

И отправились они дальше. Пошли было к медведю, а тот спит так сладко, что не добудишься. Видно, хорошо ему под снегом. Стали у соек спрашивать, а тем не до них. У соек снегом кладовые замело, а в них – запасы желудей. Одно спасение, что кладовых много: не своя, так чужая попадется. Да только едва отыщешь, едва поклюешь – опять снег повалит и спрячет находку. Многие кладовые так до весны и остаются нетронутыми. Весной проклюнутся из этих спрятанных желудей молоденькие дубки.

Так всю зиму спорили Заяц с Тетеревом. А тут Весна - красна пришла. Ручьи зажурчали. Птицы поют: «Как хорошо, что снега было много. Смотрите, как дружно все кругом зазеленело! Значит, будет вдоволь вкусных семян, ягод». Пшеница шепчет. «Как хорошо, что было много снега. Я под ним прекрасно перезимовала, мороза не знала. А уж как он напоил матушку-землю живой водой! Вырастем мы густые-прегустые, высокие-превысокие. Быть доброму урожаю!»

Все живое добрым словом снег поминало. Вот и решился спор. Как Заяц ни выкручивался – ничего не поделаешь – проспорил. Пришлось ему прощаться со своим хвостом. С тех пор у косого и осталось ни то ни се, так себе, не хвост – культяпка. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Воспитатель: - Кто спорил о том. что снег это хорошо или плохо? -Почему для Зайца снег это плохо? -Почему для Тетерева снег это хорошо? -Кого просили Тетерев и. Заяц рассудить спор? -Что отвечали животные? -Кто выиграл, спор? Почему? - Для чего лее зимой снег? (Дети: - Между собой поспорили Заяц и Тетерев. - На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса. - Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло. - Тетерев и Заяц спрашивали у Мышки, Медведя, Соек. - Мышке хорошо под снегом, снег не только от мороза прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом. - Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают. - Под снегом животным и растениям тепло.)

Итог.

Воспитатель: Помните, в начале занятия мы играли в игру «Хорошо - плохо»? Вы говорили, что снег – это и плохо, и хорошо. А как бы вы ответили теперь? (Ответы детей)

Да, ребята, снег зимой очень важен для природы, для всех ее обитателей. Он не только радует людей, но и приносит много пользы растениям и животным.

Элементарная исследовательская деятельность.

Цель: Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба.

Воспитатель: А сейчас мы проверим, действительно ли под снегом тепло. Мы с вами будем исследователями. В начале прогулки мы закопаем бутылки с водой в снег, а в конце вынем их, и посмотрим, что получилось.

(Объясняет, что надо сделать: налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Дети самостоятельно выполняют задание под руководством воспитателя, в конце прогулки отвечают на вопросы о том, что получилось и почему.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Шоколадная фабрика»

В рамках творческо - исследовательского проекта "Шоколад - это полезно или вредно" мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Откуда хлеб пришел?»

Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания зерна и изготовлении хлебобулочных изделий....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зимующие птицы»

Обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц. Закреплять знания о значении роли птиц в природе, о роли человека в жизни птиц....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) по рисованию «Эти разные дома»

Учить детей рисовать картинку по составленному макету, передавать характерные особенности городских домов....