Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Составление  описательного рассказа "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_pticy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Конспект занятия по развитию речи в старшей группе                                                            компенсирующей направленности Составление описательного рассказа
Тема: « Зимующие птицы»
 (Воспитатель МДОУ № 8 "Теремок" г.Подольска Московской области Андросова Татьяна Васильевна)


Цель:
* расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);
• совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговую структуру слова;
• упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;
Развивающие задачи:
• закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;
• развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
• продолжать развивать мышление, память, внимание;
Задачи:
• Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Оборудование: Письмо с загадками, иллюстрации с изображением птиц, мнемосхема, коврограф, силуэт дерева с кормушкой, силуэты птиц, птицы из оранжевого картона на каждого ребёнка.
Ход занятия:   Воспитатель. Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.
Воспитатель загадывает загадки. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

  1. Птичка – невеличка                                                         5.  Непоседа хитрая

Ножки имеет,                                                                       Птица длиннохвостая,

А ходить не умеет.                                                               Птица говорящая,

Хочет сделать шажок,                                                       Самая болтливая.

Получается прыжок.                                                                        (сорока)        

           (воробей)

  1. Все время стучит,                                                             6.  Кто там прыгает, шуршит,    

Деревья долбит,                                                                     Клювом шишки потрошит?  

Но их не калечит,                                                                  Голоском речистым, чистым -

А только лечит.                                                                     Клее, клее, клее, - поёт со свистом.

             (дятел)                                                                                     (клёст)

  1. Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют,                                                   7. Носит серенький жилет,

Не боится он простуды,                                                      Но у крыльев черный цвет.

С первым снегом тут как тут.                                          Видишь, кружат 20 пар

               ( снегирь)                                                               И кричат кар- кар – кар.

  1. Спинкою зеленовата,                                                                           ( ворона)

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска  шарфика. (синица)


Воспитатель. Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?
А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ).
На таблице схематично изображена последовательность рассказа.
Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется птица, затем два круга – большой и маленький это обозначает размер, схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы, потом разноцветные кляксы – надо рассказать об окраски и мисочка с кормом - чем питается птица.
По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах.

 Например, о дятле:    Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост, с помощью которого он крепко держится на дереве. Клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка. Он питается насекомыми и семенами шишек.
Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём.
Дети встают, выходят на ковёр.
Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.
Физминутка: «Снегири».
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири

(Опущенными руками, показывают грудку руками)
Распустили пёрышки
Греются на солнышке
(
Хлопают себя по бокам)
Улететь хотят

(Головой вертят,)
Улетели! Улетели!
(
Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.

Затем дети садятся за столы. На столе иллюстрации с изображением птиц на каждого ребёнка.
Воспитатель. Назовите каждый свою птицу.
Ребёнок. Это ворона…
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают?
Ребёнок. Развешивают кормушки.
Воспитатель. У нас на участке тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц и к нам прилетают различные птицы. А сейчас я вам покажу дерево с кормушкой, и вы мне скажите, какие птицы прилетели на кормушку.

Воспитатель. Читает стихотворение

З. Александровой  «Новая столовая»

 Мы кормушку смастерили,                                       Мы не ждали их к обеду.

 Мы столовую открыли.                                            А в четверг со всех краев

 Воробей, снегирь – сосед,                                         Стая жадных воробьев.

 Будет вам зимой обед.                                             В пятницу в столовой нашей,

 В гости в первый день недели                                 Голубь лакомился кашей,

 К нам синицы прилетели,                                        А в субботу на пирог

 А во вторник, посмотри, прилетели                      Прилетели 7 сорок.

 снегири.                                                                     В воскресенье, в воскресенье

 Три вороны были в среду,                                        Было общее веселье.

Воспитатель помещает на коврограф дерево с кормушкой и птичек, которые закреплены с помощью липучек.
Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.
Воспитатель. Кого не стало?
Дети. Синички.
Воспитатель. Где сидела синичка?
Дети. На ветке.
Воспитатель. Что она делала?
Дети. Клевала сало.
Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья.
Воспитатель. Кого теперь не стало?
Дети. Воробья.
Воспитатель. Где сидел воробей?
Дети. В кормушке.
Воспитатель. Что он делал?
Дети. Клевал зёрнышки.
Воспитатель продолжает задание с оставшимися птицами на коврогрофе. 
Воспитатель. Вы сегодня просто молодцы хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас? (Хорошее). Когда у людей хорошее настроение, его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилась на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек. (Воспитатель раздаёт детям силуэты оранжевых птичек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Весёлая зима»

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР, ОНР «Весёлая зима»...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»

Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп. Основной задачей занятия является формирование у дошкольников умения составлять предложение с предлогом У...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) "Перелётные птицы".

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия....

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...