«ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ СЛОВО – СКОРОГОВОРКА».
консультация по логопедии на тему

Михайлова Валентина Павловна

Мастер-класс предназначен для родителей дошкольников, которые умеют правильно произносить звуки, но по различным причинам  не используют их в самостоятельной речи. В этом случае необходимо проговаривать скороговорки для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей:

«ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ СЛОВО – СКОРОГОВОРКА».

Скороговорка – своеобразное и интереснейшее явление в литературе.
        Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности. Об этом говорит содержание ряда текстов.
         Первое большое собрание скороговорок, помещённых в специальный отдел, опубликовал в своём хрестоматийном труде В. Даль (1862).

Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него.

Если ребёнок не выговаривает определённый звук, то для него любое слово с этим звуком будет являться труднопроизносимым. Быть может точнее сказать так: скороговорка – специально придуманный небольшой текст, в каждом или почти в каждом слове которого, в различных сочетаниях присутствуют одни и те же согласные звуки.

В наши дни логопеды широко используют скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков в произношении детей.
           
Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
        Конечно, серьёзные речевые дефекты – предмет сферы деятельности логопедов.
Но всё же, чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания.

        КАК РАБОТАТЬ СО СКОРОГОВОРКАМИ?        

        1. Прочитайте ребёнку скороговорку и рассмотрите с ним иллюстрацию.
        2. При помощи иллюстрации объясните ребёнку, о чём говориться в скороговорке, если есть слова, с которыми ребёнок не знаком, объясните их значение.
        3. Предложите ребёнку повторить скороговорку по строчкам  медленно, проговаривая каждый звук. Можно:
               
 взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог;
               
проговаривать скороговорку, перебрасывая мяч из одной руки в другую;
               
перебрасывать мяч друг другу;
               
прохлопывать ритм ладошками (хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки. При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее,
               
использовать теннисные мячи: перекидывать из руки в руку, кидать друг другу, ловить мяч отбивая об стол, и перекидывать друг другу при отскоке от стола.
            4. Устройте соревнование (с мамой, папой или друзьями) – кто быстрее проговорит скороговорку, но обязательное условие – все звуки проговаривать чётко и правильно.
             5. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
            6. Некоторые скороговорки, после их запоминания и правильного повторения, можно усложнить: надо произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем – произнести её, поменяв местами начало и конец.

            Например, скороговорка на автоматизацию звука Л:
                       Котик ниток клубок  укатил в уголок.

                        Укатил в уголок  котик ниток клубок.

Тексты со скороговорками

        Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить – дело упустить.

               ***
        Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везёт да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыне усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.

                ***
         От топота копыт пыль по полю летит – едет баба из города, везёт вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом; мол, пришёл Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Пото играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто просит вести, тому бы день плетей на двести.
                                                                         ***
        Маланья-болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали. Болтала-болтала, болтала-болтала, да так всего и не выболтала; ложь ходит на гнилых ногах; что вчера солгал, тому и завтра не поверят.

               ***
         В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часы шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича, шли, шли, вдруг перед ними река – широка, как Ока, да не Ока. А на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики – пуганая ворона куста боится.

                ***
        От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык тупогуб не куда не спешит, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
                                                                       ***
        Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красну девицу, Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша своё на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

                 ***
       Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что, мол, я удалец-молодец, съел холодец, да ещё тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один с поторохами… Болтал-болтал, молол-молол, язык  болтает, а голова не знает.

                 ***
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал, речь умом не красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорку за скороговорочкой. (произнести 5-6 скороговорок по выбору) . Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.

                  ***
Наш Филат не бывает виноват, у нашего Филата всегда Маланья виновата, у самого лоб что лопата, да ума не богато. Пойдёт – не пойдёт, сядет да вздремнёт, а вздремнуть не вздремнёт, так хоть всхрапнёт да присвистнет, присвистнет да проснётся, проснётся да вновь свернётся: мол, я не я, да и лошадь не моя. Так и живёт: себе не гож, да и людям не пригож.
Внимание!

Проговаривание текстов наизусть развивает артикуляционную моторику, внимание к собственной речи, память и мышление.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе "Удивительный мир слов"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Удивительный мир слов"....

Родительское собрание "Удивительный мир эмоций и волшебных слов"

Цель: сформировать представления детей об эмоциях и способах управления ими: развивать у детей любознательность, коммуникативных функций речи, выразительную речь, зрительное  восприятие, вни...

Автоматизация звука [л] в слогах, словах, скороговорках

Мультимедийная презентация на автоматизацию звука [л]...

Проект "Удивительные слова"

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста понимания мнонозначности слов....