Проект "Удивительные слова"
проект по развитию речи (старшая группа)

Фетисова Марина Анатольевна

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста понимания мнонозначности слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnye_slova.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 13 «Улыбка»

Проект «Удивительные слова»

составила:

воспитатель старшей логопедической группы №7

Фетисова М.А.

Формирование у дошкольников  понимания многозначности слов.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».                                           Паустовский К.Г.

Одной из основных задач  – является пополнение,  уточнение, расширение словарного запаса детей. Объём и точность словарного запаса ребёнка обуславливают успешность его обучения в школе. Чем точнее и шире активный словарь ребёнка (слова, которыми ребёнок пользуется), тем легче пополняется пассивный словарь (слова, которые ребёнок слышит, понимает, но сам не употребляет в речи), а из пассивного словаря слова значительно легче переходят в активный. Большинство слов русского языка имеют не одно, а несколько значений. Они называются многозначными или полисемантическими.  Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных.

Многозначность слова реализуется в контексте: законченный в смысловом отношении отрезок речи проясняет одно из конкретных значений многозначного слова. Обычно даже самого узкого контекста – словосочетания -  бывает достаточно для того, чтобы прояснились оттенки значений многозначных слов: дверная ручка, детская ручка, шариковая ручка. Взятое изолированно, вне контекста, слово воспринимается в своём основном значении, в котором чаще всего и функционирует в речи. Слово приобретает многозначность в процессе исторического развития языка, отражающего изменения в обществе и природе, познание их человеком. В итоге наше мышление обогащается новыми понятиями. Объём словаря любого языка ограничен, поэтому развитие лексики происходит не только благодаря созданию новых слов, но и в результате увеличения числа значений у ранее известных, отмирания одних значений и возникновения новых.

Внешне напоминает многозначность омонимия – совпадение в звучании и написании слов, различных по значению. Однако употребление слова в разных значениях (многозначность) не даёт основания говорить о появлении каждый раз новых слов, в то время как при омонимии сталкиваются совершенно различные слова, совпадающие в звучании и написании, но не имеющие ничего общего в семантике.

В процессе работы по расширению словарного запаса, формированию правильного звукопроизношения постоянно приходится сталкиваться с многозначными словами. Дошкольникам бывает непросто понять, почему слова, звучащие одинаково, обозначают разные предметы, явления, действия  и признаки. Даже встречая эти слова в контексте, дети иногда затрудняются в объяснении того, что эти слова обозначают, путаются, а в результате неверно воспринимают информацию. Формировать у детей понимание многозначности слов я решила посредством проектной деятельности. Проектная деятельность – одна из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых. Это создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми формировать практический опыт, анализировать его. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять педагогу интеграцию образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом , педагогами, родителями, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.  Первый проект посвящён многозначным словам – существительным, так как предметы, явления легче всего отразить в наглядном материале. Наглядность помогает ребёнку быстрее понять многообразие значений одного и того же слова. Проект получил название «Удивительные слова»: многие дети выражали искреннее удивление, осознав, что одним и тем же словом люди называют разные предметы.

Паспорт проекта «Удивительные слова»

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста понимания многозначности слов.

Задачи проекта:    - формировать у детей понимание многозначности слов родного языка;   - расширять словарный запас детей многозначными существительными;  - прививать интерес к родному языку;                                                                                            - развивать творческие способности детей в совместной деятельности с воспитателями и родителями;  - привлечь родителей в образовательный процесс.

Участники проекта: дети, воспитатели; родители.

Сроки реализации проекта: месяц (март).

Продукт проектной деятельности:  - альбом  «Удивительные слова»;                                                                            

Этапы проекта:      1. Подготовительный этап.   Подбор  предметных картинок,  рифмовок.  2. Погружение в проект. В процессе общения используются  многозначные слова. Воспитатель просит ребёнка объяснить значение слова, составить предложение с этим словом,  спрашивает, что ещё называют этим же словом, показывает картинки с изображением разных предметов, которые называют этим словом.  Предлагаются игры с картинками: «Найди картинки, которые одинаково называются»,  «Разложи по группам»,  «Четвёртый лишний».  3. Организация деятельности.   Предлагается детям создать проект «Удивительные слова», который включает в себя  заучивание рифмовок; рисование сюжетных картинок (дети и воспитатели, дети и родители). 4. Осуществление деятельности. Воспитатели обсуждают с детьми выбранную тему (многозначное слово), создают совместный сюжетный рисунок. Родители выбирают многозначное слово и работают всей семьёй с этим словом: в толковом словаре или интернете смотрят значения слова, рисуют сюжетную картинку5. Презентация результатов.                                                                               Презентация проекта проходит в виде досуга «Удивительные слова».  

         

План досуга.

  1.  Мы с вами много говорили об очень интересных словах. Есть разные предметы, явления, которые люди называют одним и тем же словом. То есть слово имеет несколько, много значений. Такие слова называются многозначными. Мы с вами назвали их удивительными словами и сделали проект «Удивительные слова». Сегодня мы покажем, что у нас получилось.
  2. Презентация  рисунков. Предлагается рассмотреть. Заключение.  Мы с вами проделали очень интересную и важную работу, узнали много многозначных слов. Скажите, а если человек не знает значение слова, где и как он может его узнать? (ответы детей были: спросить у родителей, посмотреть в интернете). Есть очень умные и полезные книги – толковые словари. Они толкуют, то есть объясняют значения слов. Посмотрите, у меня есть такая книга – толковый словарь русского языка, в этой книге можно узнать, что означают слова (зачитывает, как в словаре толкуются значения слова «стол»).                                                                                

 Я советую вам подружиться с этой замечательной книгой – толковым словарём.

Работа над пониманием многозначности слов обеспечивает речевое развитие ребёнка, способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, повышает уровень общей речевой культуры.

Использованная литература.

1.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.,  Теленкова М.А.  Современный русский язык.  – Москва, 2002.

2. Деркунская В.А.  Проектная деятельность дошкольников.  – Москва, 2013.

3. Карельская  Е.  Многозначные слова и омонимы (из опыта работы). Статья в журнале «Дошкольное воспитание» №12, 1998.

Приложение. Рифмовки «Многозначные слова» для заучивания детьми.

  1. Ключ всегда нам нужен, чтоб замок открыть.  Гаечный ключ сможет гайки закрутить.  Когда музыкант начинает играть, Скрипичный ключ помогает ноты понимать. Ключ – это родник, текущий среди камней.                                                          Много на свете есть разных ключей!
  2. Из длинных волос можно косу заплетать. Коса нам нужна, чтобы траву срезать.   От берега тянется земли полоса –  Эта часть земли называется коса.
  3. Иглу мы возьмём и будем шить.  Иглой называют у здания шпиль.  Ежи и дикобразы с иглами живут.  На хвойных деревьях иглы растут.
  4. Ручкой в тетрадке мы станем писать. Будем за ручку дверь открывать. Чемодан, сковородку за ручку возьмём. И руку малыша мы ручкой назовём.
  5. Кисть – для нанесения краски приспособление. Кисть из ниток и шнурков нужна для украшения. Кистью называется часть нашей руки. Кисть – гроздь рябины, растущей у реки.
  6. Шляпку девушка надела и головкой завертела.  По шляпке гвоздя стучим – забиваем.   Есть шляпка у грибочка, грибы собираем.
  7. Маленькой ножкой топает малыш.  Ножка есть у стула – на стуле ты сидишь.   Ножка под шляпкой есть у грибочка.  Ножкой циркуль чертит кружочки.
  8. Носом воздух мы вдыхаем, запахи им ощущаем. Носом называется также, друзья, передняя часть самолёта, корабля.    И вот какой интересный вопрос: клюв у птицы – это тоже нос.
  9. Язык есть во рту, он чувствует вкус: кислый лимон, сладкий арбуз.  Есть язык у колокола – по стенкам стучит он. Слышен очень далеко колокольный звон. Язык пламени поднимается высоко.                           Затушить сильный огонь очень нелегко.

10.У многих животных хвост сзади есть,  Они на свой хвост могут и сесть. Это - хвост очереди, люди в ней стоят.  В хвосте самолёта куда-то летят.  И в хвост поезда сядут потом.  Комета летит, сверкая хвостом.

  1.  Рукав – часть одежды, он руку покрывает.  Рукав – пожарный шланг, огонь из него заливают.  От русла реки рукава отходят, по рукавам речным пароходы ходят.
  2. Засеем поля, и будет урожай.  Шляпу с полями скорее надевай.  Есть поля и в школьной тетрадке.  Пусть в тетрадке всё будет в порядке.
  3.  Мы на даче весной в землю лук сажали.  В старину из лука воины стреляли.
  4.  Музыкант на трубе прекрасно играет.  По водопроводной трубе в дом вода поступает.   Когда хозяин в доме печку топит,    На улицу дым из печной трубы выходит.
  5.  Во время грозы в небе молния сверкает. Молния – застёжка куртку закрывает.  Телеграмму – молнию срочно отправляем.   В стенгазете «Молния» новости читаем.
  6.  Когда люди моют руки, кран открывают.  Подъёмные краны грузы поднимают.
  7.  На плитке электрической готовим обед. Вот плитка шоколадная -  вкуснее её нет.  Можно и стены выложить плиткой,  Дорожку на даче от дома до калитки.
  8.  Дворник с метлой улицы подметает. Дворники у машин стёкла очищают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов.  Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...