Главные вкладки
Михайлова Валентина Павловна
Сайт учителя-логопеда
Профессия: Учитель-логопед
Профессиональные интересы: Развитие речи детей дошкольного возраста
Увлечения: Вязание, йога
Регион: Ямало-Ненецкий АО
Населенный пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Место работы: МАДОУ ДС "Калинка"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/mihaylova-valentina-pavlovna
Я работаю учителем-логопедом более десяти лет. С каждым годом всё больше возрастает потребность в грамотных специалистах, работающих с детьми с нарушениями речи. Я очень благодарна руководителям нашего городского департамента образования, которые понимают нужды детей их родителей, стараются сохранить психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. В детских садах города Новый Уренгой ещё сохранены и продолжают работать группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. В этих группах оказывается комплексная и всесторонняя помощь детям с тяжёлыми нарушениями речи учителями-логопедами, педагогами-психологами, социальными педагогами и квалифицированными воспитателями.
Происходит тесное взаимодействие с родителями дошкольников. Специалисты стараются не только оказать квалифицированную помощь самим дошкольникам, но и помогают родителям осознать проблемы детей, научить родителей педагогически грамотно помогать своим детям, и, в дальнейшем, сопровождать их уже во время обучения в школе.
О себе
Замужем. Трое детей. Люблю вкусно готовить.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Александр Грин "Алые паруса", Вениамин Каверин "Два капитана", Михаил Булгаков "Мастер и маргарита", Александр Сергеевич Пушкин и многое другое....
Мой взгляд на мир
Оптмистичный.
Мои достижения
2007 год - Благодарность за многолетний и добросовестный труд
2010 год - Почётная грамота управления образования города Новый Уренгой
2011 год - Диплом лауреата. Всероссийский конкурс "РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ"
"2011 год - Диплом участника 1 Всероссийского конкурса "Я - педагог"
2012 год - Грамота за актвное участие в мероприятиях городской Службы сопровождения ребёнка, творческий подход инициативность в профессиональной деятельности
2013 год - Грамота 2 место в конкурсе профилактических флаеров от социально-психологических служб образовательных учреждений
Моё портфолио
В своей работе я стараюсь применять инновационные методы и формы работы. Мне очень понравился опыт работы учителей-логопедов детских садов Санкт-Петербурга, которые для коррекции нарушений речи у детей применяют двигательный игротренинг и говорят о высокую эффективность этой методики.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%. Причин этому можно назвать множество: плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности (особенно в районах Крайнего Севера, в связи с особенностями климата), информационные и нейропсихические перегрузки. Особую группу дошкольников составляют дети с нарушением речи, у которых нарушения звукопроизношения связаны с недостаточной сформированностью двигательной сферы: общая, мелкая, мимическая, артикуляционная моторики.
Одну из категорий детей с речевыми проблемами составляют дети с заключением: общее недоразвитие речи. Понятие ОНР включает недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, является системным нарушением всех речевых компонентов языка.
Наряду с нарушениями речевых компонентов языка, наблюдаются не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, двигательные расстройства, нарушения пространственной ориентации и замедленное формирование ряда высших корковых функций.
Большой процент среди детей с ОНР, составляют дети с дизартрическими расстройствами, а именно дети со стёртой формой дизартрии.
Симптомы органического поражения центральной нервной системы обнаруживаются в форме стёртых парезов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах (избыточных непроизвольных движениях), в более тяжёлых случаях отмечается наличие диспраксий, проявляющихся и в общей, и в мимической, и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов, нарушении вегетативной нервной системы.
Многими авторами отмечается тесная связь и взаимное влияние состояния общей моторики и моторики речевого аппарата при дизартрических расстройствах.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, является условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как мощный оптимизирующий и оздоровительный фактор. Именно на этом основана система работы с применением двигательного игротренинга – это система игровых упражнений с коррекционными мячами, или фитболами.
Я изучила предложенный материал по двигательному игротренингу и постаралась эффективно применить их опыт в своей работе. Мною была разработана методика по применению двигательного игротренинга для коррекции нарушений речи у дошкольников пяти-семи лет с общим недоразвитием речи.
Основной целью методики двигательного игротренинга является максимальное развитие произвольных движений в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуре.
Работа по этой методике способствует коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития; максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия и переработки информации, учитывая комплекс соматических проблем.
Методика включает в себя два раздела:
- работа логопеда по формированию произносительной стороны речи у дошкольников с ОНР:
1. Формирование артикуляционных укладов для правильного произнесения звуков.
2. Коррекция речевого дыхания.
3. Развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков.
4. Развитие слухового и зрительного восприятия, увеличения объёма памяти, повышение уровня произвольности движений.
5. Развитие динамической координации движений и речи.
6. Воспитание внимания к собственной речи.
- совместная работа специалистов (логопеда, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, воспитателя) по психомоторному и общему двигательному и речевому развитию у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Применяя данную методическую разработку в работе с дошкольниками, автором были разработаны игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики и формированию фонематических процессов, которые интегрировано используются с коррекционными мячами-фитболами, так же выделены этапы работы учителя-логопеда по формированию правильного звукопроизношения, разработан календарно-тематический план взаимодействия специалистов ДОУ по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи пяти - семи лет посредством двигательного игротренинга.
Благодаря применению методики вырос уровень статической координации, движения детей стали более точными, уверенными, появился интерес к выполнению упражнений и их усложнению, вырос уровень сформированности динамики и согласованности движений. Дети активно учатся согласовывать движения с речью, отслеживают правильность произношения поставленных звуков (ускорилась автоматизация и дифференциация поставленных звуков в самостоятельной речи), с удовольствием посещают занятия, как индивидуальные, так и подгрупповые.
Применение двигательного игротренинга в комплексной работе всех специалистов - это великолепный способ не только развития детей, но и хороший способ порадовать их родителей, украсить любой концерт или развлечение. Как итог усвоения материала проводились комплексные занятия: «Путешествие в мартовский лес» (логопед – музыкальный руководитель), «Праздник мяча» (логопед – инструктор по физ. обр.).
Возможность реализации комплексного подхода в данной методической разработке позволяет разнообразить средства и способы достижения результата. Мы имеем возможность включать в работу различные подвижные игры: сюжетные, с соревновательным элементом, эстафеты, «ловишки», спортивные, игры-забавы. Подвижные игры можно использовать на музыкальных, физкультурных занятиях, в утренней зарядке (при проведении в спортивном или музыкальном зале). Они используются для вводной части как «организационные» упражнения, для динамической паузы и как итог занятия.
Множество игр направленно на коррекцию и развитие всех свойств внимания: концентрацию, переключаемость, устойчивость и распределение. Очень важно проводить игры под музыку, где музыка играет регулирующую роль, определяя начало и конец движения. Подвижные игры являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторному и речевому развитию.
Взаимосвязь с музыкальным руководителем осуществляется посредством проведения ритмической гимнастики с мячами-фитболами. Это упражнения с высокой двигательной активностью, в которых требуется выразительность, пластичность и гибкость. Основой структурной единицей фитбол-ритмики является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс. Песни-композиции исполняются непрерывно, в течение десяти – двенадцати минут. Песенные композиции хорошо подходят для работы по закрепления правильного звукопроизношения детей логопедических групп. Так, например, песенная композиция «Кошки-мышки» слова М. Приходько музыка Г. Гладкова великолепно подходит для автоматизации шипящих звуков и дифференциации со свистящими звуками, песня-композиция «Чебурашка» и «Облака» - для автоматизации сонорных звуков.
А также, для развития связной речи хорошо подходят фитбол-сказки. Пересказ сказок при помощи мячей-фитболов, выполненный с музыкальным сопровождением, великолепный способ не только развития детей, но и хороший способ порадовать их родителей, украсить любой концерт или развлечение. Как итог усвоения материала проводятся комплексные занятия в конце каждого периода обучения.
Везде мячи, кругом мячи,
В спортзале, в группе, в музыкальном зале
И в кабинете логопеда – поскачи
и посвисти, и порычи,
И правильно звук гласный покажи.
Спасибо вам чудесные мячи,
Мы рады, что о вас узнали.