Открытое подгрупповое занятие «Путешествие в страну Рычандию».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Открытое подгрупповое занятие «Путешествие в страну Рычандию».
Цель: автоматизировать звук «Р» в словах и предложениях.
Коррекционно-педагогические задачи:
- развивать фонематический слух и восприятие;
- способствовать развитию речевого дыхания, мелкой моторики рук, мышления и памяти.
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- побуждать интерес к логопедическим занятиям.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что в мире есть много разных стран. Некоторые находятся близко от нас, некоторые далеко. Вы уже совершали путешествия в сказочные страны. Вот и сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие в страну Рычандию. Попасть в неё могут лишь те, кто правильно произносит звук «Р» и кто старается отвечать на вопросы полным ответом.
Мы с вами вместе занимались,
Вы не ленились, а старались
Вот это волшебное солнышко в путь зовет
В страну Рычандию нас поведет.
- А где ваши солнышки, покажите? (Психологический настрой)
1 реб: Маленькое солнышко я держу в ладошках
А большое солнце вижу из оконца,
2 реб: Маленькое солнце я беру руками
А большое солнце высоко над облаками
3 реб: Маленькое солнышко мне в ладошки светит.
А большое солнце светит – всей планете!
Логопед: Я вижу, что у вас хорошее настроение, и мы можем отправляться в путешествие. Пойдемте?!
Логопед: Долго коротко ль мы шли - к горе Загадок подошли. Посмотрите сколько здесь загадок! Я предлагаю вам их отгадать:
- Какой первый звук слышится во всех этих словах? (Р)
Давайте вспомним, что нужно делать, чтобы правильно произнести звук (Р). Посмотрите на схему артикуляционного уклада для этого звука. Как вы думаете, почему море, омывающее страну Рычандию, называется морем Сильного дыхания?
Дети: Потому что нужно сильно подуть на язык, чтобы он задрожал, и произносить звук Р.
Логопед: Объясните, пожалуйста, почему полуостров в стране Рычандии называется Верхнезубово?
Дети: Потому что язык нужно поднять к верхним зубам.
Логопед: Почему в стране Рычандия есть озеро Дрожания?
Дети: Потому что язык при произнесении звука Р должен дрожать, вибрировать.
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку «Р».
Дети: Звук «Р» - согласный, звонкий (голосовые связки работают), твердый – обозначается синим цветом.
Логопед: Ребята, путь наш долог и, конечно мы должны подкрепиться, но в стране Рычандии мы сможем съесть только те продукты, в названии которых, есть звук Р. Выберите и расскажите, что вы съели. Придумайте как можно больше определений к слову.
Например: «Я съела вкусный, ароматный, зеленый укроп.»
Логопед: Молодцы, ребята! Я думаю, мы очень хорошо подкрепились! А теперь пойдем мы прямо на музыкальную поляну (звучит музыка). Как здесь красиво! Какие красивые цветы! Как они замечательно пахнут, давайте их понюхаем. Носом глубоко вдохнули и выдохнули. (3-4 раза)
- Посмотрите, здесь лежат музыкальные инструменты- бубны, а сколько красивых цветных картинок! Я предлагаю похлопать в бубен столько раз, сколько слогов в название картинок. Например: барабан, 3 слога.
Логопед:
- Тропинка лесная нырнет под мосток,
И мы попадаем в Играй- городок.
- Давайте поиграем в игру для пальчиков, и все жители страны Рычандия услышат, как хорошо мы проговариваем звук «Р». Повторяйте за мной слова и движения.
Вот со звуком Р игра, сжимают и разжимают пальцы
Нам играть в нее пора:
Виноград, трамвай, топор загибают пальцы по одному
Шар, крапива, помидор,
Подорожник, руки, кружка,
Крыша,
Радуга, ракушка, рыба, разгибают пальцы по одному
Курочка, тетрадка, крот,
Смородина, кроватка, грабли,
Грузовик, кормушка, самовар, забор, ватрушка. пальцы в «замок», сгибают и разгибают.
Логопед: Посмотрите, какие красивые дома в стране Рычандия! (оглядываются по сторонам). В этом доме живут картинки, в название которых звук «Р» в начале слова, в этом доме картинки, где звук «Р» в середине слова, а в этом домике живут картинки, где звук «Р» в конце слова. Но посмотрите, здесь не все окошечки закрыты. Давайте закроем оставшиеся окна. (дети выполняют задания).
Логопед: Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет:
«Пусть найдут меня ребята
Ну-ка, кто меня найдет?»
Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Доскажи словечко»:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его … (АРБУЗ)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? … (БУРАТИНО)
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит … (КРОКОДИЛ)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно … (КАРАНДАШ)
Чтобы было где писать.
В школе нам нужна … (ТЕТРАДЬ)
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка.
И зовут его … (ПЕТРУШКА)
Над лугами, над водой,
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло в небе коромысло
Ребятишек радует
Цветная …. (РАДУГА)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (ВОРОБЕЙ)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят,
Ей не скажешь: «Кошка, брысь! – потому что это… (РЫСЬ)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский … (ВЕРТОЛЁТ)
Логопед: Любимая забава жителей страны Рычандия – складывать «Цепочки слов». Мы ведь с вами тоже умеем это делать. Давайте всем жителям покажем, какие мы умненькие и соберем вот эту цепочку слов. Сначала мы должны найти и назвать картинку, отмеченную значком звездочкой. Это первое звено цепочки. Затем определить последний звук этого слова-картинки. С него и начнется следующее звено «цепочки слов». (дети выполняют)
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Давайте еще раз назовем всю цепочку.
Логопед: Нам пора возвращаться. И мы сможем уехать домой вот на этом поезде. Называется он ДРУЖБА, но сначала мы должны выложить звуковую схему этого слова. (Дети выкладывают схему слова и садятся в вагончики).
Усаживайтесь поудобнее в вагончики и чтобы нам не было скучно в дороге, мы с вами поиграем: я произнесу слово, а вы в нем поменяйте первый звук на звук Р и называйте новое слово:
Например, дом -… (ром)
Хобот - …
Пугать - …
Кот - …
Мак - …
Мычать - …
Высь - …
Нога- …
Пыжик -…
Козы -…
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое логоритмическое занятие "Путешествие в страну Фантазия"
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных...
Конспект открытого музыкального занятия "Путешествие в страну музыки"
Дети отправляются в страну Музыки, во время своего путешествия выполняют музыкальные задания....
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКА Р"
иаМесто работы : МБДОУ д/с «Радуга» р.п. Лысые ГорыВоспитатель подготовительной группы. МБДОУ, д/с «Радуга» .Конспект для детей подготовительной группы 5-6 летСписок литературы :1. А...
Открытое интегрированное занятие "Путешествие в страну Насекомию" в младшей руппе
Итоговое открытое интегрированное занятие в младшей группе "Путешествие в страну Насекомию", в рамках проекта "Насекомые" ....
Открытое коррекционное занятие «Путешествие в Страну Правильной Речи» Тема: Гласные звуки
Ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений письма и чтения. Одна из частых видов дисграфии- дисграфия на почве нарушений языко...
Презентация открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну умелых ладошек и пальчиков»
Презентация «Путешествие в страну умелых ладошек и пальчиков»...
Мини-подгрупповое занятие "Путешествие в страну потерянного времени"
Коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возрста с общим недоразвитем речи на материале дифференциации звуков Р-Л....