Проект - Трудный звук, ты наш друг!
проект по логопедии на тему
Постановка и автоматизация звука "Л" в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Трудный звук - ты наш друг!" | 75.5 КБ |
Конспект индивидуального занятия | 45 КБ |
Приложение к индивидуальному занятию | 1.07 МБ |
Конспект подгруппового занятия | 37.5 КБ |
Приложеие к подгрупповому занятию 1 | 1.89 МБ |
Приложеие к подгрупповому занятию 2 | 2.6 МБ |
Приложеие к подгрупповому занятию 3 | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект по коррекции звукопроизношения с детьми подготовительной группы.
«Трудный звук, ты наш друг»
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
В ходе логопедической работы необходимо:
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
- подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
- необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.
Цель проекта:
1.Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
2.Постановка и автоматизация звука «Л» в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи..
3.Определение позиции звука в слове.
4.Развитие фонематического слуха.
5.Развитие мелкой и общей моторики.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
- Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в рабочих тетрадях.
- Родители используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
- Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Пути достижения ожидаемых результатов.
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ДОУ |
положительная динамика речевого развития; | положительная оценка деятельности ДОУ; | положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; | благоприятные условия для профессионального роста педагогов; |
Возможные риски:
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
- Подбор игровых упражнений для развития мелкой моторики.
- Подбор игровых упражнений для выработки правильного артикуляционного уклада.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
- Постановка звука «Л» введение звука в самостоятельную речь.
- Разработать и апробировать систему конкретных индивидуальных методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
- Проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, домашней игротеки, подготовка пособий для индивидуальных занятий с использованием ИКТ технологий.
- Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- Создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (еженедельно, теоретический материал);
- Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
- Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
- Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
- Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района.
Перспективный план реализации проекта
N | Срок | Формы и | Содержание работы | Результат | Ответственный |
1.Подготовительный этап | до 15 сентября | 1. Анкетирование родителей Обследование речи детей Наполнение РС логопедического кабинета Консультирование | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др. | Планирование работы Проектирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы картотеки Установление сотрудничества, просвещение родителей | Учитель-логопед |
2 этап | Октябрь | Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц артикуляционного аппарата». | Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики | Протокол проведения, отзывы родителей. | Учитель-логопед |
Ноябрь | Семинар-практикум | Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики | Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей | Учитель-логопед | |
Декабрь | Открытое занятие Индивидуальное занятие «Постановка звука Л». | Постановка звука «Л» | Индивидуальное занятие «Постановка звука Л». Презентация. | Учитель-логопед | |
Мастер -класс для педагогов района | Представление здоровьесберегающих технологий по коррекции и развитию речи | Мастер -класс для педагогов района «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» | Учитель-логопед | ||
Январь | Открытое занятие | Автоматизация звука Л в открытых слогах | Индивидуально-подгрупповое занятие «Инструменты. Автоматизация звука Л в открытых слогах», конспект, | Учитель-логопед | |
Февраль | Открытое занятие для родителей и педагогов детского сада. | Автоматизация звука Л на материале потешки | Подгрупповое занятие «Инструменты. Автоматизация звука Л», конспект, игра в графическом редакторе «Найди звук в слове» для интерактивной доски. | Учитель-логопед | |
3. Заключительный этап | Май | Презентация проекта | Введение звука в речь | Развлечение «Возвращение звуков домой» | Учитель-логопед |
Список литературы:
1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос. Москва, 2001г.
2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Литература, С- П, 2004г.
3. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. Дельта, С-П, 1997
4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР Альбом 4, Москва,2007
5. Лебедева И.Л. Трудный звук ты наш друг! Звуки Л, Ль. Москва 2004
6. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Система занятий, конспект, дидактический материал. Автор-составитель О.Н.Ельцова. Волгоград 2009г.
7. Т.В. Пятница «Логопедия в таблицах и схемах, цифрах» Ростов-на-Дону «Феникс»2012 год.
8. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков «Л, Ль».
9. Т.А. Ткаченко «Слоговая структура слова». Москва, 2008 год.
10. О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда» Коррекционная педагогика Москва, 2010 год.
11. Н.В. Емельянова Л.И. Жидкова Г.А. Капицина «Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта. Санкт-Петербург, 2013 год.
12. Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Москва, 2010 год.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.
Тема: Автоматизация звука Л.
Инструменты.
логопед МДОУ
детский сад №5
«Звездочка»
п. Бурмакино
Черноглазова И.В.
Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Задачи:
- развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики;
- обогащение словаря по теме «Инструменты»;
- развитие внимания, памяти, мышления
- совершенствование фонематического воспитания;
- развитие словообразования
- совершенствование грамматического строя речи
Оборудование: иллюстрация «Пароход гудит», зашумованный рисунок «Инструменты», мяч.
Ход занятия.
1. Артикуляционная гимнастика
Л. Выполним артикуляционную разминку «Два охотника»
Два «героя» на охоту
Шли по топкому болоту:
Прикусить зубами кончик языка и на
длительном выдохе похлопать пальчиками
по щекам так, чтобы слышался хлопающий звук.
«Нам, героям, не страшны
Даже дикие слоны!»
Вытянуть губы вперед «хоботком».
Шли, друг другу похвалялись.
Вдруг… лягушки испугались!
Длительно удерживая губы, растянутыми в улыбке.
И по кочкам наутек
Побежали со всех ног.
Пошлепать широким, расслабленным
языком по нижней губе.
Уж до дому добежали,
Но по-прежнему дрожали.
Многократно произносить на одном
выдохе опорный звук Д – д – д – д…
« Ой - сказал один герой».-
Носорог скакал за мной,
Поцокать языком.
Он ружье мое отнял
И, как булку, разжевал!
«Пожевать» язык, многократно произнося
при этом слог ЛА.
А когда я оглянулся,
Он так жадно облизнулся!»
Облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.
«Ой!- сказал другой «герой».-
Коршун вился надо мной
Страшно крыльями махал,
«Помахать, языком вверх-вниз, вверх-вниз.
Как индюк он болтал»
Производить быстрые движения широким
кончиком языка по верхней губе вперед-назад.
И с тех пор «героям» что-то
На охоту неохота!
Обиженно оттопырить нижнюю губу.
2. Пальчиковая гимнастика.
Л. Сделаем гимнастику для пальчиков « Пальцы - дружная семья»
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это - средний.
Безымянный и последний-
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять…
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
Мы рога козы покажем
( Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове )
И рога оленя даже…
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)
Мы про зайку не забудем -
Ушками водить мы будем.
(Выдвигаем вперед указательный и средний пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить!
(Каждый палец руки поочередно присоединяем к большому.)
3.Изолированное произношение звука Л.
Игровое упражнение «Пароход гудит»
Л. Произнеси звук Л – Л – Л многократно и отрывисто, пока пальчик движется по линии. А теперь долго и протяжно, посмотрим, какой путь пройдет пальчик.
4. Автоматизация звука Л в прямых слогах.
Повторим слоги с изменением ударения
ла – ла – ла ло – ло - ло
ла – ла –ла ло – ло – ло
ла – ла – ла ло – ло – ло
лу – лу – лу лы – лы – лы
лу – лу – лу лы – лы – лы
лу – лу – лу лы – лы – лы
5. Автоматизация звука Л в словах
Л. Проговори слова
лапы лом
лампа лось
лама локоть
лапша локоть
юла ложка
пила лото
акула лодка
школа мыло
халат одеяло
калоши
лыко лук
волы луна
столы лупа
вилы колун
полы голубь
лукошко
малыш шалун
тулуп
6. Развитие внимания.
Игры «Путаница» «Четвертый лишний»
Л. Рассмотрим картинку, объясни какой предмет четвертый лишний?
Д. Лишним будет сапог, потому что он обувь, а пила, молоток, лопата – инструменты.
7.Развитие общей моторики. Согласование числительных с существительным.
Игра с мячом «1 – 10»
Л Посчитайте от 1 до 10 (с одним из слов по выбору ребенка) долото, молоток, лопата.
Д. Одна лопата, две лопаты, три лопаты, четыре лопаты, пять лопат, шесть лопат, семь лопат, восемь лопат, девять лопат, десять лопат.
8. Автоматизация звука Л на материале загадки. Развитие фонематического восприятия.
Л. Отгадайте загадку и выучите ее.
Вот иголки и булавки
Выползают из- под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Л. Кто же это?
Д. Еж.
Л. Как догадался?
Д. У ежика острые иголки, он любит молоко.
Л. Назовите слова со звуком Л из загадки.
Д. Иголки, лавка, булавка, молоко.
9. Знакомство с многозначными словами. Совершенствование словообразования.
Л. У каких предметов, как у ежа, тоже есть иглы?
Д. Иголки есть у елки, сосны, лиственницы.
Л. Чем они похожи?
Д. Все иглы острые
Л. Как называются иглы у елки?
Д. Иглы у елки еловые
Л. Как называются у сосны?
Д. У сосны иглы сосновая.
Л. А у лиственницы?
Д. А у лиственницы –лиственные.
Л. А какие еще иглы вы знаете?
Д. Швейные.
Л. Что можно сказать про швейную иглу? Какая она?
Д. Игла длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.
Л. Что делают швейной иглой?
Д. Швейной иглой шьют.
Л. Что шьют швейной иглой?
Д. Швейной иглой шьют одежду.
Л. А что еще можно делать швейной иглой?
Д. Швейной иглой можно вышивать, зашивать, подшивать, штопать.
10. Итог занятия.
Л. Звук Л благодарит тебя за занятие, твой язычок был ловким и трудолюбивым.
Литература.
1. Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг!» Звуки Л, Ль. Москва, 2004.
2. Научи меня говорить правильно! Литература, С – П, 2004г.
3. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. Дельта. С – П, 1997.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Москва 1998.
5. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2000г.
6. Мальцева М., Костыгина В. Мой логопедический альбом, Ярославль, 2001
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №5 «Звездочка»
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.
Тема: Инструменты.
Автоматизация звука Л.
учитель-логопед
Черноглазова И.В.
2013г.
Цель: автоматизация звука Л на материале стихотворения «Клоун Павел – чудак»
Задачи:
- активизировать словарь по лексической теме « Инструмент»;
- развивать фонематическое восприятие,
- закреплять навыки звукового анализа
- совершенствовать грамматический строй речи
- обучать навыкам творческого пересказа;
- совершенствовать просодический компонент речи
- развивать психомоторные функции;
Оборудование: конверт с изображением инструментов: молоток, лопата, пила; игра «Рыбалка»,; картинки: лопата, молоток, долото, кисть, лом, метла, пила, колун; контурные изображения этих инструментов в логопедических тетрадях, звуковые линейки с символом звука Л, интерактивная доска, фигурки для пересказа сказки «Репка».
Ход занятия.
1. Оргмомент
Л. Какое время года? Как мы радуемся весне? Ветерок весенний дует, вертит, в форточку влетел конвертик. Ну-ка, Саша, посмотри, что за вести там внутри? О, да здесь письмо!
2. Развитие внимание, мышление. Игровое упражнение «Назови одним словом».
Посмотрите на конверт внимательно, расскажите, какие предметы изображены?
Д. Молоток, лопата, пила.
Л. Назовите предметы одним словом и скажите, от кого мы получили письмо.
Д. Мы получили письмо от инструментов.
Л. Давайте прочитаем письмо:
Здравствуйте, дети! Клоун Павел нас в болоте оставил! Помогите, из болота нас спасите!
3. Сообщение темы занятия. Сегодня мы поможем спасти инструменты и будем правильно произносить звук Л.
4. Автоматизация звука Л в предложении. Развитие моторной координации.
Игра «Спасатели».
Игра «Спасатели»
Нужно достать предметы из болота.(на базе настольной игры «Рыбалка». Каждый из детей поочередно достает с помощью удочки картинку-инструмент, произносит, показывая другим:
-Ла-ла-ла, я …(название предмета) лопату спасла.
-Ал-ал-ал, я… (название предмета) молоток достал и т.д.
5.Развитие фонематического восприятия. Определение позиции звука в слове. Деление слов на слоги. Игровое упражнение «Найди звук в слове». Работа с интерактивной доской.
Л. Откройте тетради, возьмите карандаши. Произнесите название картинки, выделив звук Л голосом, соедините линией картинку с нужной звуковой линеечкой.
Д. Лллопата.Я соединю лопату с первой звуковой линеечкой, потому что согласный твердый звук Л слышится в начале слова.
Пиллла. Я соединю пилу со второй звуковой линеечкой, потому что согласный твердый звук Л слышится в середине слова и т.д.
Л. Какой инструмент оказался лишним, почему?
Д. Лишней оказалась кисть, потому что в этом слове нет звука Л.
Л. Назовите и обведите волнистой линией картинки, в названии которых три слога.
Д. В слове лопата, молоток, долото три слога.
Л. Ребята, вы успешно справились с заданиями и спасли инструменты. Пришло время познакомиться с клоуном Павлом.
6. Чтение стихотворения «Клоун Павел - чудак». Совершенствование умения отвечать на вопрос стихотворными строками.
Л. Послушайте стихотворение о клоуне Павле.
Клоун Павел – чудак.
Делает все не так:
ломом копал
лопатой ломал
долотом шил,
иглой долбил,
колуном пилил,
пилой колол,
метлой белил,
а кистью мел!
Л. Посмотрите на картинки, ответьте строками стихотворения, что клоун Павел делал не так.
Д. Клоун Павел ломом копал ит.д.
7. Падежное управление (творительный падеж существительных). «Игра назови и покажи»
Л. Исправьте ошибки. Для того чтобы лучше запомнить действия с инструментами, изобразите их руками.
Д. Молотком забивают гвоздь.
Долотом долбят дерево.
Ломом ломают лед.
Лопатой копают землю. Дети имитируют действия с предметами.
Иглой шьют одежду.
Пилой пилят дрова.
Метлой подметают пол.
Кистью белят стены.
8. Упражнение «!-10-1». Согласование существительного и прилагательного с числительным( число, род, падеж)
Звук Л попросил клоуна Павла посчитать инструменты в мастерской. Помогите ему .
9. Совершенствовать умение творческого пересказа. Сказка «Репка»
Клоун Павел предлагает рассказать сказку «Репку» по-новому. Вместо традиционных персонажей этой сказки появляются: молоток, слон, лошадь, лось, белка, голубь, пчела. Дети рассказывают сказку по цепочке, логопед по ходу сказки показывает одну за другой приготовленные картинки, в соответствии с которыми рассказчики меняют слова знакомого текста:
Д. Посадил слон лопату. Выросла лопата большая-пребольшая! Тянет –потянет, вытянуть не может. Позвал слон лошадь и т.д.
10. Совместное проговаривание стихотворения.
Повторим стихотворение о клоуне Павле, чтобы вы могли рассказать его дома.
11. Итог занятия.
Какое задание занятие было для вас интересным?
Л. Я, звук Л и клоун Павел благодарим вас за работу и ждем новой встречи с вами.
Литература.
1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос. Москва, 2001г.
2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Литература, С- П, 2004г.
3. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. Дельта, С-П, 1997
4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР Альбом 4, Москва,2007
5. Лебедева И.Л. Трудный звук ты наш друг! Звуки Л, Ль. Москва 2004
6. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Система занятий, конспект, дидактический материал. Автор-составитель О.Н.Ельцова. Волгоград 2009г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по проекту "Трудный звук-ты мой друг!"
Перспективное планирование работы по проекту "Трудный звук-ты мой друг!"...
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...
" Трудный звук, ты мой друг! Звук [ш]."
Логопедический проект...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по работе с семьями воспитанников логопункта «Трудный звук, Я твой друг!»
Проект «Трудный звук, Я твой друг!» направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьм...
Проект "Трудный звук, ты мой друг"
Состав участников проекта: дети с нарушениями звука Л, учитель-логопед, воспитатели, родители. Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанн...
Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .
Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....
Проект «Трудный звук - ты мой друг!»
Практическая значимость проектаДанная система может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений для профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.Тип проекта: об...