Проект "Трудный звук, ты мой друг"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Состав участников проекта: дети с нарушениями звука Л, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_trudnyy_zvuk_ty_moy_drug.doc | 494 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»
Логопедический проект
«Трудный звук, ты мой друг»
Учитель-логопед: Кутузова В.В.
I квалификационная категория
Озерск, 2020 г.
Пояснительная записка.
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является проект, во время которого также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.
Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением.
Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта:
Развивающие:
- развивать речевую деятельность;
- развивать фантазию, воображение;
Воспитательные:
- воспитывать желание творить и приносить радость другим
- вызвать желание у детей и родителей участвовать в проекте.
Обучающие:
- формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения
- формировать понятие «Артикуляция», выделить характерные особенности правильного произнесениязвуков
- создать условия для знакомства детей с органами артикуляции
Коррекционные:
- вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов;
-вырабатывать правильную артикуляцию звука;
-учить пользоваться поставленным звуком в речи
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, коллективный
Тип проекта: среднесрочный
Состав участников проекта: дети с нарушениями звука Л, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Продукт проекта:
лэпбук «Звуки, буквы я учу»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).
Предметно-пространственная развивающая среда: в группе, в кабинете учителя-логопеда: наглядные пособия.
Средства и оборудование:
Технические: ноутбук.
Методические: наглядные пособия (профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям, подборка картинок на автоматизацию звука.
Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь, кисточки.
Предполагаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Используемая литература:
Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика», СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 1999-64с.;
Буйко В. «Чудо – обучайка», Екатеринбург, Издательский дом «Литур»,2006г
Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. «Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии», СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012-112с.;
Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи»», СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004-64с.;
Нищева Н.В. «веселая артикуляционная гимнастика» », СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2017-32с.;
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии», - Екатеринбург, издательство «Литур»,1999 г. ,- 208с.
Этапы проекта «Трудный звук ты мой друг» для детей 5-7 лет с нарушением произнесения звука Л
Этапы проекта | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 этап. Поисковый. | Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей. Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта. Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. | Принимают задачу. |
2 этап. Аналитический. | Сбор информации: - подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; - изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта; - пополнение предметно-развивающей среды; - привлечение родителей к работе над проектом; - подборка консультаций по теме проекта. | Планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, разучивать стихи, песни, танцы, договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал. |
3 этап. Практический. | Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение). - провести занятие по рисованию; - разучить комплексы артикуляционных упражнений; - создать условие для практического применения полученных знаний. | Разучивают артикуляционные упражнения; |
4 этап. Презентационный. | Презентация коллективного лэпбука «Звуки, буквы я учу» Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке | Выставка коллективного лэпбука «Звуки, буквы я учу» |
Перспективный план по проекту «Трудный звук ты мой друг» для детей 5-7 лет с нарушением произнесения звука Л, занимающихся на логопункте.
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей. | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | Взаимодействие с родителями. | |||
Совместная деятельность взрослого и детей. | Индивидуальная деятельность с детьми. | Образовательная деятельность в режимных моментах. | |||
1 неделя | Знакомство с органами артикуляции | «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» | Отгадывание загадок о зубах, губах, языке | Подготовить набор иллюстраций | Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ. |
2 неделя | Беседа «Артикуляционный уклад звука Л» | индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений | Практическое применение в утренней гимнастке | Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений | Памятки «Строение артикуляционного аппарата» |
3 неделя | Автоматизация звука в слогах и словах | индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений | Оформление выставки рисунков | Помощь родителей в рисовании картинок. | |
4 неделя | Автоматизация звука в стихах | Определение места звука в словах (развитие фонематического слуха) | Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенной группы звуков. | ||
5 неделя | Автоматизация звука в связной речи | Дидактическая игра «Подбери картинку» | Презентация лэпбука «Звуки, буквы я учу» | Повторение рассказов и сказок |
Итоги проекта:
В достаточной мере у детей сформировалось представления о звуке; они учились правильно произносить, находить заданный звук. Проект стал средством самовыражения и самореализации детей, способствовал развитию творческих способностей у детей и родителей. Практически в полном объеме педагогам группы удалось привлечь родителей к помощи в реализации мероприятий педагогического проекта. Педагогам группы удалось создать необходимые условия предметно-развивающей среды и доброжелательную атмосферу, направленные на развитие речи детей.
Перспектива проекта:
- Подбор и включение в образовательно-коррекционный процесс разнообразных форм работы с целью дальнейшего закрепления поставленного звука у детей.
- Составление конспектов НОД.
Приложение 1
Комплекс упражнений для звука «Л»
1. «Построить забор»
Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание; Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до5-10
2. «Сделать трубочку»
Цель: Вырабатывать движение губ вперед.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 1 до5-10
3. «Наказать непослушный язычок»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык широким распластанным.
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно, не напрягая положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык под счет от 1 до5-10
4. «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх и положение языка, близкое к
форме чашечки. Которое он принимает при произнесении звука «Ш».
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
5. «Пароход гудит» . ,
Цель: Вырабатывать подъем спинки языка.
Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к небу.
6. «Пощелкать кончиком языка (как, лошадка)»
Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъем языка вверх.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
7. «Индюк»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним
краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь. Сначала производить медленное движение, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл - бл…» (как индюк).
Приложение 2
Повтори (прочитай):
Лось лосёнку покупал
Лодку, лыжи и пенал.
А лосиха-мама —
Ласты и панаму.
Т. Перегудова.
Повтори (прочитай):
Убежало молоко,
С печки на пол потекло,
Под окном собралось в лужу,
Будет кошке славный ужин.
Г. Османова.
Повтори (прочитай):
Колосок стоял, стоял,
Опустил головку.
Мышка лапкой подхватила,
Унесла в кладовку.
Т. Перегудова.
Повтори (прочитай):
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
И. Токмакова.
Повтори (прочитай):
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Повтори (прочитай):
Приснился сладкий сон Степану:
Он видел свежую сметану
В знакомой миске голубой...
Но ложки не было с собой!
Он с ложкой спать улёгся рано —
Не снилась вкусная сметана!
Г. Бойко.
Повтори (прочитай):
Как у бабушки козёл,
Ох, и умный был.
Сам и воду носил,
Сам и печку топил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.
Повтори (прочитай):
У слона была жена
Матрёна Ивановна,
И задумала она
Книжку почитать.
Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
«Таталата, маталата»,—
Ничего не разобрать!
К. Чуковский.
Повтори (прочитай):
Жёлтые подсолнухи,
Жёлтые платочки.
Жёлтая лопатка
в кулачке у дочки.
Жёлтый зайчик скачет
По лесной опушке.
Освещает солнышко
Жёлтые волнушки.
Т. Перегудова.
Повтори (прочитай): Волшебная ночь
|
|
|
|
|
|
|
|
Н. Егоров.
Повтори (прочитай):
Приходите, поглядите!
Метлу взяла
И двор подмела.
Всюду нос метла совала,
Но и я не отставала,
От сарая до крыльца
Подметала без конца.
Приходите, поглядите,
Хоть сориночку найдите.
Е. Благинина.
Повтори (прочитай):
Кот-разбойник
Из окна увидел я:
Кот напал на воробья.
Чуть он бедного не съел.
Я на помощь подоспел.
Жаль, что не было кнута,—
Наказал бы я кота,
Чтоб он птичек не губил,
А мышей и крыс ловил.
П. Федотов.
Повтори (прочитай):
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на ёлку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Всё бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!
В. Берестов.
Повтори (прочитай):
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
С. Маршак.
Повтори (прочитай) скороговорки:
Сел сокол на гол ствол.
У ежа и ёлки иголки колки.
Ловит зайку злая лайка,
Испугался лайки зайка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы постановки звуков. Сказка, в которой живет звук (С) и другие.
С помощью этих занимательных игр можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией и ускоряет процесс автоматизации....
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...
" Трудный звук, ты мой друг! Звук [ш]."
Логопедический проект...
План логопедического занятия для дифференциации звука "Р" с другими звуками
В данной презентации рассматривается этап дифференциации звука "Р" со звуками "Ж", "В", "Й". Показаны примеры упражнений для закрепления умения различать звуки ...
Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .
Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....
Трудный звук – ты наш друг. Звуки [С] [З]
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют определенные упражнения....
Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Ш] [Ж]
Выработке необходимых движений языка и воздушной струя способствуют определенные упражнения....