Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Бодюл Татьяна Александровна

Индивидуальное занятие на тему:   «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Разделы:

- звукопроизношение;

- формирование лексико-грамматических компетенций.

Программное содержание:

- автоматизация звука [р] в словах, предложениях, чистоговорках;

- развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

- развитие воздушной струи;

- развитие фонематического слуха;

- практическое использование навыка подбора слов- родственников (рыба, пруд, радость); слов- антонимов (грустный - радостный, трусливый, злой, маленький, ленивый);

- упражнение в спряжении глаголов настоящего времени (дружить);

- расширение и уточнение словаря по темам: посуда, продукты питания (дуршлаг, розетка, самовар, кружка, сахарница, сковорода; рыба, морковь, крабы, картофель, кальмары, помидоры, огурцы, морковь, груши, сыр, морковь, консервы, творог, йогурт);

- дифференциация понятий слог – слово - предложение;

- развитие социально- эмоциональной сферы;

- воспитание умения помогать сказочным персонажам.

Предварительная работа:

Чтение сказки – рассказа “Простоквашино” Э. Успенского, подготовка оборудования.

Оборудование:

паутина, свеча, картинки с продуктами питания (рыба, морковь, горох, крабы, картофель, кальмары, помидоры, огурцы, творог, йогурт, смородина, сыр, консервы, морковь, груши);

посуда - кружка, розетка, дуршлаг, сахарница, сковорода, самовар, тарелка, блюдце;

стимульный материал - кот Матроскин, полоски - предложения, слова; звуковые квадраты.

План занятия

  1. Оргмомент. (Загадка)
  2. Развитие мелкой моторики. (Паутина)
  3. Развитие воздушной струи. (Свеча)
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Произнесение и характеристика звука [р].
  6. Психогимнастика.
  7. Выделение слов со звуком [р]. Определение места звука [р] в слове.
  8. Чистоговорки. Припоминание слов со слогом РА, РУ, РО, РЫ.
  9. Психогимнастика.
  10. Подбор слов – родственников к словам: рыба, пруд, радость.
  11. Придумывание со словом рыба предложения. Дифференциация понятий звук- слог- слово- предложение.
  12. Спряжение глагола дружить в настоящем времени.
  13. Выбор посуды со звуком Р. Определение количества слогов в слове.
  14. Продукты питания со звуком [р].
  15. Составление меню [р].
  16. Подбор слов – антонимов.
  17. Итог.

Ход занятия

1. Отгадай загадку и тогда узнаешь, кто придет к нам в гости на занятие.

Этот кот не простой
Говорит он с тобой.
С этим котиком знакомы 
Шарик, Печкин, дядя Федор!

(Кот Матроскин)

Кот. Здравствуйте!
Я приехал ненадолго.

2. Дом, который мы выбрали в деревне весь в паутине.
Избавимся от паутины (замотаем клубки).

3. Стало светло. Задуем свечи. (Появляется зеркало)

4. Кот. Я приехал ненадолго. Какой звук ты научился говорить? [Р].

Мне очень нравится этот звук.

А нам помогли научиться говорить звук [Р] вот эти упражнения:

(Артикуляционная гимнастика)

- Улыбочка.

- Лопаточка - чашечка.

- Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу.

- Поднять кончик языка на верхние зубы, опустить на нижние зубы.

- Поднять кончик языка к верхним бугоркам - к нижним.

- Грибок.

- Лошадка.

- Барабанщики.

5. Произнесение и характеристика звука [р].

(Губы в улыбке, зубы разомкнуты, язычок поднимается вверх, у бугорков за верхними зубами, пляшет, дрожит).

Звук [Р] - согласный, звонкий, твердый. Почему?

6. Кот.

- Ты знаешь моих друзей? Кто живет в Простоквашино?

Психогимнастика. (Показ эмоционального состояния)

Ворчливый Матроскин.

Испуганный Шарик

Удивленный Почтальон

Радостный Шарик

Грустный Теленок

Добродушный Кот Матроскин

7. А теперь назови только тех, в чьем имени встречается звук [Р].

(Дядя Федор, корова Мурка, Матроскин).

- Определи место звука [Р] в слове.

Кот. Это мои лучшие друзья. Это они мне рассказали про такого замечательного мальчика. И я захотел с ним поиграть.

8. Давай поиграем.

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ра-ра-ра - всю паутину убрали с утра.

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ро-ро-ро - весь мусор уберем в ведро.

Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.

Ра-ра-ра - начинается игра.

Я прошу со слога РА - мне сейчас назвать слова (рама, ракета, рана, раки, радуга, радио, раковина).

Продолжаем мы игру.

Где слова со слога РУ - (рука, ручей, рукавицы, рубашка, русый, рупор)

Со слога РО - (роза, розовый, Рома, роща).

Со слога РЫ - (рыба, рынок, рыжик)

9. А вот Шарик иногда любит ловить рыбу. И он сильно удивляется, когда на крючок попадается большая рыба. (Показ удивления).

И бывает рад. (Показ радости).

10. Подбери слова - родственники:

рыба - рыбка, рыбак, рыбалка, рыбный, рыбачить, рыболов, рыболовная, рыбья, рыбешка);

пруд - прудик, запруда, запрудить;

радость - радостно, рад, радостный, радоваться, обрадоваться.

11. Придумай со словом рыба предложение. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Какое второе? Выложи слово рыба – звуковыми символами. Сделай звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в слове рыба?

12. Тебе нравится Матроскин? Будем с ним дружить?

Измени. (Спряжение в настоящем времени)

Дружить с Котом Матроскиным

Я…  

Он…

Ты…  

Она…

Мы…  

Они…

Вы…  

13. Кот. Ты знаешь, Сергей, мы живем в деревне. У нас один магазин. По-вашему он называется универмаг. Но, к сожалению, он сейчас закрыт на ремонт и мне поручили мои домашние сделать покупки. Для начала мне надо купить посуду со звуком [Р]. Помоги, что это за посуда такая. (Кружка, самовар, сахарница, сковорода, розетка, дуршлаг)

- Сколько слогов в названии посуды?

14. Еще мне поручили привезти продукты питания из города.

Помоги мне выбрать продукты питания со звуком [Р]. (Баранки, ракушки, рыба, морковь, горох, крабы, картофель, кальмары, помидоры, огурцы, творог, йогурт, смородина, рак, сыр, консервы, морковь, груши, арбуз)

15. Я хочу поразить своих друзей и составить им меню.

А какие блюда можно приготовить со звуком [Р] - торт, борщ, пирожное, мороженое.

На 1 блюдо - сварим гороховый суп, борщ, приготовим окрошку.

На 2 блюдо - салат из огурцов и помидоров, картофельное пюре с рыбой, салат с кальмарами.

На 3 блюдо - грушевый или смородиновый компот.

А на десерт - мороженое, пирожное, торт.

16. А еще я хочу привезти моим друзьям подарки.

Дядя Федор был грустный, станет радостным, веселым.

Шарик трусливый - храбрый, смелый.

Печкин злой – добрый.

Гаврюша маленький – большой - взрослый.

А я, Матроскин ленивый, а наоборот - трудолюбивый.

17. Итог.

Кот. Сергей, над каким звуком работали сегодня? Что тебе понравилось больше всего?

                  МЫ    «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ   КНОПОЧКИ»

В саду мы  быстро подрастаем  и обо всём узнать мечтаем.

Всегда везде суём свой нос на неожиданный вопрос.

Мы талантами блестим и побольше знать хотим.

Задачки трудные решать на все вопросы отвечать.

И что? Откуда? объяснять.

Быть любознательным не просто, но как приятно  познавать

и  размышлять, и рассуждать.

И никогда не унывать.

Мы   кнопочки хоть куда – нас удача ждёт всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...

" Трудный звук, ты мой друг! Звук [ш]."

Логопедический проект...

Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .

Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности...

Трудный звук – ты наш друг. Звуки [С] [З]

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют определенные упражнения....

Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Ш] [Ж]

Выработке необходимых движений языка и воздушной струя способствуют определенные упражнения....

Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Л] [Р]

Выработке необходимых движений языка способствуют определенные упражнения....