Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделы:
- звукопроизношение;
- формирование лексико-грамматических компетенций.
Программное содержание:
- автоматизация звука [р] в словах, предложениях, чистоговорках;
- развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
- развитие воздушной струи;
- развитие фонематического слуха;
- практическое использование навыка подбора слов- родственников (рыба, пруд, радость); слов- антонимов (грустный - радостный, трусливый, злой, маленький, ленивый);
- упражнение в спряжении глаголов настоящего времени (дружить);
- расширение и уточнение словаря по темам: посуда, продукты питания (дуршлаг, розетка, самовар, кружка, сахарница, сковорода; рыба, морковь, крабы, картофель, кальмары, помидоры, огурцы, морковь, груши, сыр, морковь, консервы, творог, йогурт);
- дифференциация понятий слог – слово - предложение;
- развитие социально- эмоциональной сферы;
- воспитание умения помогать сказочным персонажам.
Предварительная работа:
Чтение сказки – рассказа “Простоквашино” Э. Успенского, подготовка оборудования.
Оборудование:
паутина, свеча, картинки с продуктами питания (рыба, морковь, горох, крабы, картофель, кальмары, помидоры, огурцы, творог, йогурт, смородина, сыр, консервы, морковь, груши);
посуда - кружка, розетка, дуршлаг, сахарница, сковорода, самовар, тарелка, блюдце;
стимульный материал - кот Матроскин, полоски - предложения, слова; звуковые квадраты.
План занятия
- Оргмомент. (Загадка)
- Развитие мелкой моторики. (Паутина)
- Развитие воздушной струи. (Свеча)
- Артикуляционная гимнастика.
- Произнесение и характеристика звука [р].
- Психогимнастика.
- Выделение слов со звуком [р]. Определение места звука [р] в слове.
- Чистоговорки. Припоминание слов со слогом РА, РУ, РО, РЫ.
- Психогимнастика.
- Подбор слов – родственников к словам: рыба, пруд, радость.
- Придумывание со словом рыба предложения. Дифференциация понятий звук- слог- слово- предложение.
- Спряжение глагола дружить в настоящем времени.
- Выбор посуды со звуком Р. Определение количества слогов в слове.
- Продукты питания со звуком [р].
- Составление меню [р].
- Подбор слов – антонимов.
- Итог.
Ход занятия
1. Отгадай загадку и тогда узнаешь, кто придет к нам в гости на занятие.
Этот кот не простой
Говорит он с тобой.
С этим котиком знакомы
Шарик, Печкин, дядя Федор!
(Кот Матроскин)
Кот. Здравствуйте!
Я приехал ненадолго.
2. Дом, который мы выбрали в деревне весь в паутине.
Избавимся от паутины (замотаем клубки).
3. Стало светло. Задуем свечи. (Появляется зеркало)
4. Кот. Я приехал ненадолго. Какой звук ты научился говорить? [Р].
Мне очень нравится этот звук.
А нам помогли научиться говорить звук [Р] вот эти упражнения:
(Артикуляционная гимнастика)
- Улыбочка.
- Лопаточка - чашечка.
- Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу.
- Поднять кончик языка на верхние зубы, опустить на нижние зубы.
- Поднять кончик языка к верхним бугоркам - к нижним.
- Грибок.
- Лошадка.
- Барабанщики.
5. Произнесение и характеристика звука [р].
(Губы в улыбке, зубы разомкнуты, язычок поднимается вверх, у бугорков за верхними зубами, пляшет, дрожит).
Звук [Р] - согласный, звонкий, твердый. Почему?
6. Кот.
- Ты знаешь моих друзей? Кто живет в Простоквашино?
Психогимнастика. (Показ эмоционального состояния)
Ворчливый Матроскин.
Испуганный Шарик
Удивленный Почтальон
Радостный Шарик
Грустный Теленок
Добродушный Кот Матроскин
7. А теперь назови только тех, в чьем имени встречается звук [Р].
(Дядя Федор, корова Мурка, Матроскин).
- Определи место звука [Р] в слове.
Кот. Это мои лучшие друзья. Это они мне рассказали про такого замечательного мальчика. И я захотел с ним поиграть.
8. Давай поиграем.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ра-ра-ра - всю паутину убрали с утра.
Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.
Ро-ро-ро - весь мусор уберем в ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Я прошу со слога РА - мне сейчас назвать слова (рама, ракета, рана, раки, радуга, радио, раковина).
Продолжаем мы игру.
Где слова со слога РУ - (рука, ручей, рукавицы, рубашка, русый, рупор)
Со слога РО - (роза, розовый, Рома, роща).
Со слога РЫ - (рыба, рынок, рыжик)
9. А вот Шарик иногда любит ловить рыбу. И он сильно удивляется, когда на крючок попадается большая рыба. (Показ удивления).
И бывает рад. (Показ радости).
10. Подбери слова - родственники:
рыба - рыбка, рыбак, рыбалка, рыбный, рыбачить, рыболов, рыболовная, рыбья, рыбешка);
пруд - прудик, запруда, запрудить;
радость - радостно, рад, радостный, радоваться, обрадоваться.
11. Придумай со словом рыба предложение. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Какое второе? Выложи слово рыба – звуковыми символами. Сделай звуковой анализ слова рыба. Сколько звуков в слове рыба?
12. Тебе нравится Матроскин? Будем с ним дружить?
Измени. (Спряжение в настоящем времени)
Дружить с Котом Матроскиным
Я… | Он… |
Ты… | Она… |
Мы… | Они… |
Вы… |
13. Кот. Ты знаешь, Сергей, мы живем в деревне. У нас один магазин. По-вашему он называется универмаг. Но, к сожалению, он сейчас закрыт на ремонт и мне поручили мои домашние сделать покупки. Для начала мне надо купить посуду со звуком [Р]. Помоги, что это за посуда такая. (Кружка, самовар, сахарница, сковорода, розетка, дуршлаг)
- Сколько слогов в названии посуды?
14. Еще мне поручили привезти продукты питания из города.
Помоги мне выбрать продукты питания со звуком [Р]. (Баранки, ракушки, рыба, морковь, горох, крабы, картофель, кальмары, помидоры, огурцы, творог, йогурт, смородина, рак, сыр, консервы, морковь, груши, арбуз)
15. Я хочу поразить своих друзей и составить им меню.
А какие блюда можно приготовить со звуком [Р] - торт, борщ, пирожное, мороженое.
На 1 блюдо - сварим гороховый суп, борщ, приготовим окрошку.
На 2 блюдо - салат из огурцов и помидоров, картофельное пюре с рыбой, салат с кальмарами.
На 3 блюдо - грушевый или смородиновый компот.
А на десерт - мороженое, пирожное, торт.
16. А еще я хочу привезти моим друзьям подарки.
Дядя Федор был грустный, станет радостным, веселым.
Шарик трусливый - храбрый, смелый.
Печкин злой – добрый.
Гаврюша маленький – большой - взрослый.
А я, Матроскин ленивый, а наоборот - трудолюбивый.
17. Итог.
Кот. Сергей, над каким звуком работали сегодня? Что тебе понравилось больше всего?
МЫ «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ КНОПОЧКИ»
В саду мы быстро подрастаем и обо всём узнать мечтаем.
Всегда везде суём свой нос на неожиданный вопрос.
Мы талантами блестим и побольше знать хотим.
Задачки трудные решать на все вопросы отвечать.
И что? Откуда? объяснять.
Быть любознательным не просто, но как приятно познавать
и размышлять, и рассуждать.
И никогда не унывать.
Мы кнопочки хоть куда – нас удача ждёт всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...
" Трудный звук, ты мой друг! Звук [ш]."
Логопедический проект...
Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .
Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности...
Трудный звук – ты наш друг. Звуки [С] [З]
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют определенные упражнения....
Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Ш] [Ж]
Выработке необходимых движений языка и воздушной струя способствуют определенные упражнения....
Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Л] [Р]
Выработке необходимых движений языка способствуют определенные упражнения....