ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по работе с семьями воспитанников логопункта «Трудный звук, Я твой друг!»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Проект «Трудный звук, Я твой друг!» направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Колосок»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по работе с семьями воспитанников логопункта

«Трудный звук, Я твой друг!»

Разработала и реализовала

учитель-логопед Морозова В.Е.

г.о.Семеновский

Теоретическое обоснование проекта.

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что значительную часть составляют дети 5 – 7 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.

При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

Логопедическая работа даст положительный результат только в том случае, если все участники образовательного процесса – логопед, воспитатели и родители будут действовать совместно и согласованно.

Проект «Трудный звук, Я твой друг!» направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.


Гипотеза:
Мы предположили, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее усвоить знания и навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 


Задачи проекта. 
1. Вызвать у ребенка желание самостоятельно участвовать в процессе коррекции речи. 
2. Развивать речевые и творческие способности детей. 
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. 
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
5. Привлечь детей к совместной деятельности. 
6. Объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал.

 
Ожидаемый результат. 
1. Метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагога и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 


Эффективность данных результатов. 
Для детей: 
- положительная динамика речевого развития; 
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;

- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.


Для родителей: 
- готовность и желание помогать;  
- активизация педагогического потенциала родителей, 
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; 
- чувство удовлетворенности от совместного творчества. 
- положительная оценка деятельности ДОУ.


Для педагогов: 
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; 
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 
- удовлетворенность собственной деятельностью; 
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.


Практическая значимость проекта. 
Данная система проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений для профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте. 

Участники проекта: дети с нарушениями речи 5– 7 лет , учитель-логопед, воспитатели, родители.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. 
Срок реализации проекта – 1 год 


Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): 
Выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 
Задачи: 
1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 
2. Выявление проблемы – диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации. 


II. Основной этап реализации проекта (практический): 
4. Логопедический проект «Трудный звук, Я твой друг!» 
Задачи: 
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков. 
• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области. 
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.

 Содержание работы. 
Работа с детьми
• Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке». 
• Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др. 
• Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков». 
• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки». 


Работа с семьей 
• Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины». 
• Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки».
• Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.


Работа с педагогами 
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды». 
• Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки). 
• Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. 


Практический результат проекта 
• Презентация индивидуальных буклетов «Непослушные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений. 
• Составление совместно с детьми дорожек-ходилок «Непослушные звуки» (на все звуки) и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. 

III. Заключительный этап реализации проекта: 


1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе. 
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию самоделок, созданных совместно родителями, детьми, учителем-логопедом.

Конечным продуктом проекта будет являться: 


• Сформированная устойчивая мотивация детей.

• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. 


Прогноз возможных негативных последствий. 


Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: 
1. Слабая мотивация участников проекта. 
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. 
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. 


Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу. 

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. 



Список использованной литературы: 
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по проекту "Трудный звук-ты мой друг!"

Перспективное планирование работы по проекту "Трудный звук-ты мой друг!"...

Проект - Трудный звук, ты наш друг!

Постановка и автоматизация звука "Л" в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи....

Проект "Трудный звук, ты мой друг"

Состав участников проекта: дети с нарушениями звука Л, учитель-логопед, воспитатели, родители. Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанн...

СЕМЕЙНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН "СИДИМ ДОМА - НЕ СКУЧАЕМ" Проект «Дистанционная работа с семьями воспитанников. Помощь родителям в организации образовательной деятельности и досуга с детьми».

СЕМЕЙНЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН "СИДИМ ДОМА - НЕ СКУЧАЕМ" Проект «Дистанционная работа с семьями воспитанников. Помощь родителям в организации образовательной деятельности и до...

Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .

Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....

"Рассказ о звуке Ш" с использованием интеллект карты. Участие в территориальном дистанционном логопедическом конкурсе для детей старшего дошкольного возраста "Трудный звук – ты мой друг!"

quot;Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками"Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соо...