" Трудный звук, ты мой друг! Звук [ш]."
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ».
Проблема: Как- то во время составления рассказа по серии сюжетных картинок дети заметили, что один из них не старался правильно произносить звук [ш]. Ребенок ответил, что он умеет выговаривать этот звук, просто забывает про это. Таким образом, возникла проблема: как научится правильно произносить звук [ш] в самостоятельной речи, контролировать свое звукопроизношение.
Гипотеза: если развивать органы речи и слух, много упражняться, можно научиться правильно произносить сложные звуки.
Актуальность: Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.
Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.
Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Цель: автоматизация звука [ш].
Задачи:
коррекционно- образовательные: уточнить представления детей о звуке [ш]. закрепить его правильное произношение ;
коррекционно- развивающие: развивать познавательные и творческие способности ребенка; развивать фонематический слух, мелкую моторику;
коррекционно- воспитательные: формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям; умение контролировать правильное звукопроизношение.
Направленность: коррекция нарушений звукопроизношения
Предпосылки: необходимость автоматизации звука [ш].
Используемые технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательско-творческий.
Срок реализации: краткосрочный, с 15 апреля по 19 апреля 2019 г.
Участники проекта: дети 6-7 лет с нарушением звукопроизношения, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат: правильное и осознанное произношение детьми звука [ш] во всех словах, предложениях; связной речи;
повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;
повышение заинтересованности родителей в результатах и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы; пополнение развивающей среды дидактическими пособиями по коррекции нарушений звукопроизношения.
Содержание проектной деятельности
I. Организационный этап (информационно-аналитический):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике
2. Выявление проблемы – диагностика звукопроизношения детей
II. Основной (практический) этап.
Задачи:
разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам корекции нарушений звукопроизношения и развитию фонематических процессов дошкольников;
полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепить в игровой форме в повседневной жизни;
обогатить предметно-развивающая среду.
III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи:
1. Анализ и оценка результатов эффективности применения проекта «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] » в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставку, итоговое занятие.
План реализации проекта
Этапы | Содержание | Задачи | Сроки | Ответствен-ные |
Подгото-вительный этап | 1.Составление плана реализации проекта 2.Изучение методической литературы по теме 3.Подбор и изготовление дидактических игр и пособий. | 1. Диагностика звукопроиз-ношения детей старшего дошкольного возраста 2. Подбор материала по теме. | 15.04. | Учитель-логопед |
Основной этап | 1.Информационно-просветительская работа с родителями: оформление стенда «Стихи, тексты для закрепления правильного произношения звука Ш »; буклет « Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков»; оформление стенда «Стихи, тексты для закрепления правильного произношения звука Ш » консультации с педагогами: «Речевой материал для автоматизации звука [ш]», «Подвижные игры для формирования правильного произношения звука [ш]», совместная творческая работа родителей с ребенком: составление и иллюстрирование чистоговорок со звуком[ш]. Использование современных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми посредством дидактических игр и речевых упражнений, закрепление речевого материала в повседневной жизни. | Разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам коррекции нарушений звукопроиз-ношениия дошкольников, посредством различных технологий. | 15.04- 18.04 | Учитель-логопед, воспитатели, родители |
Заключи-тельный этап | презентация результатов проектной совместной деятельности детей и родителей ( чистоговорок со звуком [ш], игр - « бродилок») через выставку, итоговое занятие | Анализ и оценка результатов эффективности применения проекта в коррекционном процессе. | 19.04 |
Оценка эффективности реализации проекта:
Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в формировании звукопроизношения. Нарушение произношения звука [ш ] на момент начала реализации проекта имели 10 детей. Положительная динамика в процессе автоматизации звука выявлена у 9 из них. При этом у 3 детей за время реализации проекта звук, находящийся в стадии автоматизации в связной речи, в полной мере автоматизирован и введен в речь.
Результаты проекта :
Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому самоконтролю, положительная динамика в формировании звукопроизношения, развитие фонематического слуха.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Дальнейшее развитие проекта:
публикация проекта;
обмен опытом с учителями- логопедами города.
IV.Использованная литература и интернет ресурсы
1.http://vashlogoped-online.ru/narusheniya-rechi/pravilnaya-artikulyatsiya-shipyashhih-zvukov-sh-zh-shh-ch-sigmatizm-shipyashhih-i-ego-vidyi-parasigmatizm-shipyashhih
2.http://vashlogoped-online.ru/wp-content/uploads/2013/07/Artikulyatsiya-zvuka-SH.jpg профиль артикуляции звука Ш
3. http://www.liveinternet.ru/users/4576096/post338935602/# характеристика звука Ш
4.Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш,Ж,Щ: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана – Граф,2005.
5.Коноваленко, Коноваленко: Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет. Издательство «Гном»,2016. Серия «В помощь логопеду».
6.Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ц-Ч, Ш-С'. Домашняя логопедическая тетрадь, М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Новоторцева Н.В.: Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки "Ш" и "Ж"
Издательство: Ярославль: Академия развития,2003.
8. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. В 2-х частях. Издательство: «Просвещение», 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Трудный звук - ты мой друг"
Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи Задачи: - формировать правильное звукопроизношение; - развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание...
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )
Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...
Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .
Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....
Трудный звук – ты наш друг. Звуки [С] [З]
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют определенные упражнения....
Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Ш] [Ж]
Выработке необходимых движений языка и воздушной струя способствуют определенные упражнения....
Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Л] [Р]
Выработке необходимых движений языка способствуют определенные упражнения....
"Рассказ о звуке Ш" с использованием интеллект карты. Участие в территориальном дистанционном логопедическом конкурсе для детей старшего дошкольного возраста "Трудный звук – ты мой друг!"
quot;Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками"Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соо...