" Трудный звук, ты мой друг! Звук [ш]."
методическая разработка по логопедии

Абрамова Елена Анатольевна

Логопедический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_trudnyy_zvuk_ty_moy_drug._zvuk_sh.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ».

Проблема:  Как- то во время составления рассказа по серии сюжетных картинок дети заметили, что один из них не старался правильно произносить звук [ш]. Ребенок ответил, что он умеет выговаривать этот звук, просто забывает про это.  Таким образом, возникла проблема: как научится правильно произносить звук [ш] в самостоятельной речи, контролировать свое звукопроизношение.

        Гипотеза: если развивать органы речи и слух, много упражняться, можно научиться  правильно     произносить сложные звуки.

Актуальность:   Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

       

Цель: автоматизация звука [ш].

Задачи:

коррекционно- образовательные: уточнить представления  детей о звуке [ш].  закрепить его  правильное произношение ;

коррекционно- развивающие: развивать познавательные  и творческие способности ребенка; развивать фонематический слух, мелкую моторику;

коррекционно- воспитательные: формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям; умение контролировать правильное звукопроизношение.

Направленность: коррекция нарушений звукопроизношения

Предпосылки: необходимость  автоматизации звука [ш].

Используемые технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Тип проекта:  практико-ориентированный, исследовательско-творческий.

Срок реализации: краткосрочный, с  15 апреля  по 19 апреля 2019 г.

Участники проекта: дети 6-7 лет с нарушением звукопроизношения, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат: правильное и осознанное произношение детьми  звука [ш] во всех словах, предложениях; связной речи;

повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;

повышение заинтересованности родителей  в результатах и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы;                                                                пополнение    развивающей среды дидактическими пособиями по коррекции нарушений звукопроизношения.

Содержание проектной деятельности

I. Организационный  этап (информационно-аналитический): 
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом возможностей детей. 

Задачи: 
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике

2. Выявление проблемы – диагностика  звукопроизношения детей

II. Основной (практический) этап.

Задачи:

разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам корекции нарушений звукопроизношения и развитию фонематических процессов  дошкольников;

полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепить в игровой форме в повседневной жизни;

 обогатить предметно-развивающая среду.

III. Заключительный этап реализации проекта: 

Задачи: 
1. Анализ и оценка результатов эффективности применения проекта «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] » в коррекционном процессе. 
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставку, итоговое занятие.

План реализации проекта

Этапы

Содержание

Задачи

Сроки

Ответствен-ные

Подгото-вительный этап

1.Составление плана реализации проекта

2.Изучение методической литературы по теме

3.Подбор и изготовление дидактических игр и пособий.

1. Диагностика звукопроиз-ношения детей старшего дошкольного возраста

2. Подбор материала по теме.

15.04.

Учитель-логопед

Основной

этап

1.Информационно-просветительская работа с родителями: оформление стенда

«Стихи, тексты для закрепления правильного произношения звука Ш »; буклет

 « Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков»;

оформление стенда

«Стихи, тексты для закрепления правильного произношения звука Ш »

консультации с педагогами:

«Речевой материал для автоматизации звука [ш]», «Подвижные игры для формирования правильного произношения звука [ш]», совместная творческая работа родителей с ребенком: составление и иллюстрирование чистоговорок со звуком[ш].

Использование современных  технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми посредством дидактических игр и речевых упражнений, закрепление речевого материала в повседневной жизни.

Разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам коррекции нарушений звукопроиз-ношениия

дошкольников, посредством различных технологий.

15.04-

18.04

Учитель-логопед, воспитатели, родители

Заключи-тельный этап

презентация результатов проектной совместной деятельности детей и родителей ( чистоговорок со звуком [ш], игр -         « бродилок»)  через выставку, итоговое занятие

Анализ и оценка результатов эффективности применения проекта в коррекционном процессе. 


19.04

       

Оценка эффективности реализации проекта:

Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в формировании звукопроизношения. Нарушение произношения звука [ш ] на момент начала реализации проекта имели  10 детей. Положительная динамика в процессе автоматизации  звука выявлена у 9 из них. При этом у 3 детей за время реализации проекта звук, находящийся в стадии автоматизации в связной речи,   в полной мере автоматизирован и введен в речь.

Результаты проекта : 
Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому самоконтролю, положительная динамика в формировании  звукопроизношения, развитие фонематического слуха.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе 
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. 

Дальнейшее развитие проекта:

публикация проекта;

обмен опытом с учителями- логопедами города.


IV.Использованная литература и интернет ресурсы

1.http://vashlogoped-online.ru/narusheniya-rechi/pravilnaya-artikulyatsiya-shipyashhih-zvukov-sh-zh-shh-ch-sigmatizm-shipyashhih-i-ego-vidyi-parasigmatizm-shipyashhih

2.http://vashlogoped-online.ru/wp-content/uploads/2013/07/Artikulyatsiya-zvuka-SH.jpg профиль артикуляции звука Ш

3. http://www.liveinternet.ru/users/4576096/post338935602/# характеристика звука Ш

4.Лебедева И.Л.  Трудный звук, ты наш друг!  Звуки Ш,Ж,Щ: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана – Граф,2005.

5.Коноваленко, Коноваленко: Домашняя тетрадь № 3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет. Издательство «Гном»,2016. Серия «В помощь логопеду».
6.Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ц-Ч, Ш-С'. Домашняя логопедическая тетрадь, М.: ТЦ Сфера, 2010.

7. Новоторцева Н.В.: Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки "Ш" и "Ж"
Издательство: Ярославль: Академия развития,2003.

8.  Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. В 2-х частях. Издательство: «Просвещение», 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Трудный звук - ты мой друг"

Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи    Задачи: -   формировать правильное звукопроизношение; -  развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание...

Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )

Индивидуальное занятие на тему:   «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...

Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .

Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....

Трудный звук – ты наш друг. Звуки [С] [З]

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют определенные упражнения....

Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Ш] [Ж]

Выработке необходимых движений языка и воздушной струя способствуют определенные упражнения....

Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Л] [Р]

Выработке необходимых движений языка способствуют определенные упражнения....

"Рассказ о звуке Ш" с использованием интеллект карты. Участие в территориальном дистанционном логопедическом конкурсе для детей старшего дошкольного возраста "Трудный звук – ты мой друг!"

quot;Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками"Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соо...