Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи. Тема: "Ранняя весна. Перелётные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Аннотация.
Конспект НОД составлен учителем-логопедом Мишустиной Е.А. для детей 6-7 лет с ФФН, посещающих логопедические занятия в ДОУ.
В процессе занятия решаются следующие задачи: расширение, уточнение и активизация словаря по темам "Ранняя весна" и "Перелётные птицы". Совершенствование грамматического строя речи (закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные, обозначающие животных и птиц, закреплять умение употреблять существительные в форме множественного числа в родительном падеже). Автоматизация звука [Л] в связной речи. Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения.
Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие и поддержание интереса у детей.
Разнообразие приёмов обучения, их рациональная сменяемость позволяет выстроить занятие как целостную систему, закрепить ранее изученные темы.
Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
microsoft_word_97_-_2003_document.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Ранняя весна. Перелётные птицы»
Коррекционно – образовательные цели:
- Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме « Ранняя весна»,
« Перелётные птицы».
- Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
- Совершенствовать грамматический строй речи (закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных и птиц, закреплять умение употреблять существительные в форме множественного числа в родительном падеже, учить подбирать прилагательные к существительному)
- Автоматизация произношения звука [Л] в связной речи.
- Учить определять место звука в слове.
- Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения.
Коррекционно – развивающие цели:
- Развитие фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа.
- Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением.
- Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Оборудование: картины « Ранняя весна», « Прилёт птиц», логический квадрат,
«птичьи» ребусы, полянка со следами, картинки перелётных птиц, сюрпризный момент.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте.
II. Эмоциональная настройка.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
III. Беседа о времени года.
Логопед: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, вы внимательно послушайте и отгадайте её.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
Слышны трели соловья,
Это к нам пришла……
Дети: Весна!
Логопед: Правильно! А скажите, как вы догадались, что загадка действительно о весне? Какие слова из загадки помогли вам?
Дети: Лёд разламывается, птицы возвращаются, в лесу проснулся медведь, снег тает,….
Логопед: Молодцы!
Логопед: Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
Логопед: Какой сейчас месяц?
Дети: Сейчас месяц март.
Логопед: Март – первый весенний месяц, это ранняя весна.
IV. Постановка учебной задачи.
Логопед: Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами отправимся в весенний лес и посмотрим, что же произошло с природой с наступлением весны. Отправляемся в путь?
Дети: Да!
Дети и Логопед (хором): Вышли из детского сада,
Пошли мы не просто так,
Прямо и направо,
А потом назад,
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
( Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Логопед: Вот мы и на лесной полянке.
( Вывешиваются картины « Ранняя весна» №1, « Прилёт птиц» № 5 )
Беседа по картине.
Логопед: Ребята, посмотрите на картины, и вспомните приметы весны.
Дети: Снег на берегах и лёд на реке растаяли. Ледоход. ( СЛОВАРНАЯ РАБОТА) Маленькая речка вышла из берегов (разлилась) и затопила луг, поля, деревья стоят в воде. Появляются проталинки. С крыш « плачут» сосульки. Капель. Листьев на деревьях ещё нет, но уже набухли почки. Стоит ясная, тихая погода: небо чистое, голубое, только кое – где по нему плывут лёгкие облака. В воздухе появляются новые запахи: пахнет весной, землёй, талой водой.
Логопед: А почему вода затопила берег, когда это бывает?
Дети:
Логопед: Посмотрите внимательно, вдалеке виднеется небольшой куст. Кто мне скажет, чем куст отличается от дерева?
Дети: У деревьев один ствол, а у кустарника несколько, но более тонких, дерево высокое, а кустик – низкий.
Логопед: Совершенно верно, молодцы!
Логопед: Вам понравилась эта картина?
Дети:
Логопед: Мне тоже она очень понравилась, потому что пахнет весной, весной всё просыпается, весной хочется говорить красивые слова. Давайте и мы будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна какая?
Дети: - Солнечная весна, тёплая, весёлая, радостная, зелёная, поющая,ясная, красивая, нарядная, долгожданная…..
Логопед: Отправляемся дальше в путь! И чтобы не замочить ножки, будем прыгать по кочкам. ( Дети идут по кочкам и считают)
Дети: - Одна кочка, две кочки, три кочки, четыре кочки, ……десять кочек.
Много (Чего?)……
( Дети раздвигают ветви деревьев руками и выходят на опушку леса).
Игра « Следопыт» (Образование притяжательных прилагательных)
Картинки с изображением следов животных и птицы.
Логопед: Ребята, а посмотрите, внимательно, чей след здесь лишний? Почему?
Дети: птичий, потому что…..
Логопед: Совершенно верно. Ребята, скажите, кто из вас умеет разгадывать ребусы?
Птичьи ребусы (утка, цапля, ласточка, грач)
Логопед: Вспомним ещё птиц, которые к нам прилетают?
Дети:… (выставляются картинки перелётных птиц)
Логопед: Как мы их назовем?
Дети:
Логопед: - А какая птичка, ребята, к нам прилетает первой?
Дети: - Первыми к нам прилетают грачи.
Логопед: - Конечно, и они принесли задание, с которым вы должны справиться.
Логические квадраты
Соловей (картинки) | ласточка | лебедь |
лебедь | соловей | ? (ласточка) |
ласточка | ? (Лебедь) | ? (соловей) |
Игра « Около» (окоЛо Ласточки соЛовей и Лебедь)
Логопед: Ребята, давайте, найдём, где же спрятался звук [Л], в слове СОЛОВЕЙ, ЛАСТОЧКА
Логопед: В слове ЛЕБЕДЬ назовите 1-й звук. Какой он?
Логопед: Молодцы!
Игра « Прятки» (на картинках закрываются некоторые части тела птиц, а ребёнок должен сказать, чего не стоЛо).
Дети: не стало соловьиного пера, не стало лебединого клюва и т.д.
Логопед: Мы с вами долго гуляли по лесу, устали и теперь пора нам возвращаться в детский сад.
Долго мы по лесу шли,
Прямо и направо,
А потом назад,
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Вот и пришли мы.
V. Итог занятия
Логопед: Все вы молодцы! Со всеми заданиями справились. Вспомните, ЧЕГО в нашем лесу было много? КОГО было много?
Логопед: Сегодня все были активны, старались, поэтому я хочу сделать приятное, подарить вам маленькие сюрпризы. (выпечка птички)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»
Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
лиса и журавль...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Согласование Мой, Моя с существиттельными...
- Мне нравится (1)