Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи. Тема: "Ранняя весна. Перелётные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мишустина Елена Анатольевна

Аннотация.

Конспект НОД составлен учителем-логопедом Мишустиной Е.А.  для детей 6-7 лет с ФФН, посещающих логопедические занятия в ДОУ.

В процессе занятия решаются следующие задачи: расширение, уточнение и активизация словаря по темам "Ранняя весна" и "Перелётные птицы". Совершенствование грамматического строя речи (закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные, обозначающие  животных и птиц, закреплять умение употреблять  существительные в форме  множественного числа в родительном падеже).  Автоматизация звука [Л] в связной речи.  Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения.

Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие  и поддержание интереса у детей.

Разнообразие приёмов обучения, их рациональная сменяемость позволяет выстроить занятие как целостную систему, закрепить ранее изученные темы.

Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon microsoft_word_97_-_2003_document.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Ранняя весна.  Перелётные птицы»

Коррекционно – образовательные цели:  

  • Расширять, уточнять и активизировать  словарь по теме « Ранняя весна»,

« Перелётные птицы».

  • Учить детей отвечать на вопросы  полными предложениями.
  •  Совершенствовать  грамматический  строй  речи  (закреплять умение образовывать притяжательные  прилагательные от существительных, обозначающих животных и птиц, закреплять умение употреблять  существительные в форме множественного числа в  родительном  падеже, учить подбирать прилагательные к существительному)
  • Автоматизация произношения  звука [Л] в  связной речи.
  • Учить определять место звука в слове.
  • Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения.

Коррекционно – развивающие цели:

  • Развитие фонематических представлений, развитие навыков звукобуквенного анализа.
  • Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением.
  • Учить определять  место звука в слове (начало, середина, конец).

Коррекционно-воспитательные: 

  • воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Оборудование:  картины « Ранняя весна», « Прилёт птиц», логический квадрат,

«птичьи» ребусы, полянка со следами, картинки перелётных птиц, сюрпризный момент.

Ход занятия:
I.    Орг. момент.
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте.
II.    Эмоциональная настройка.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

III. Беседа о времени года.
Логопед: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, вы внимательно послушайте и отгадайте её.

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

                      В домик свой скворец вернулся,

              А в лесу медведь проснулся.

      Слышны трели соловья,

    Это к нам пришла……

Дети: Весна!
Логопед: Правильно! А скажите, как вы догадались, что загадка действительно о весне? Какие слова из загадки помогли вам?

Дети: Лёд разламывается, птицы возвращаются, в лесу проснулся медведь, снег тает,….

Логопед: Молодцы!
Логопед: Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
Логопед: Какой сейчас месяц?
Дети: Сейчас месяц март.

Логопед: Март – первый весенний месяц, это ранняя весна.
IV.    Постановка учебной задачи.

Логопед:  Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами отправимся в весенний лес и посмотрим, что же произошло с природой с наступлением весны. Отправляемся в путь?

Дети:   Да!

Дети и Логопед (хором):  Вышли из детского сада,

                                              Пошли мы не просто так,

                                              Прямо и направо,

                                              А потом назад,

                                              А потом обратно,

                                              А потом кругом,

                                             А потом вприпрыжку,

                                             А потом бегом.

( Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Логопед: Вот мы и на  лесной полянке.

( Вывешиваются  картины « Ранняя весна» №1,  « Прилёт птиц» № 5 )

Беседа по картине.

Логопед: Ребята, посмотрите на картины, и вспомните приметы весны.

Дети: Снег на берегах и лёд на реке растаяли. Ледоход. ( СЛОВАРНАЯ РАБОТА) Маленькая речка  вышла из берегов (разлилась) и затопила луг, поля, деревья стоят в воде. Появляются проталинки. С крыш « плачут» сосульки. Капель. Листьев на деревьях ещё нет, но уже набухли  почки. Стоит ясная, тихая погода: небо чистое, голубое, только кое – где по нему плывут лёгкие облака. В воздухе появляются новые запахи: пахнет весной, землёй, талой водой.

Логопед: А почему вода затопила берег, когда это бывает?

Дети:

Логопед: Посмотрите внимательно, вдалеке виднеется небольшой куст. Кто мне скажет, чем куст отличается от дерева?

Дети: У деревьев один ствол, а у кустарника  несколько, но более тонких, дерево высокое, а кустик – низкий.

Логопед: Совершенно верно, молодцы!

Логопед: Вам понравилась эта картина?

Дети:

Логопед: Мне тоже она очень понравилась, потому что пахнет весной, весной всё просыпается, весной хочется говорить красивые слова. Давайте и мы будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна какая?

Дети: - Солнечная весна, тёплая, весёлая, радостная, зелёная, поющая,ясная, красивая, нарядная, долгожданная…..

Логопед: Отправляемся дальше в путь! И чтобы не замочить ножки, будем прыгать  по кочкам.   ( Дети идут по кочкам и считают)

Дети: - Одна кочка, две кочки, три кочки, четыре кочки, ……десять кочек.

Много (Чего?)……

( Дети раздвигают ветви деревьев  руками и выходят на опушку леса).

Игра « Следопыт»  (Образование притяжательных прилагательных)

Картинки с изображением следов животных и птицы.

Логопед: Ребята, а посмотрите, внимательно, чей след здесь лишний? Почему?

Дети: птичий, потому что…..

Логопед: Совершенно верно.  Ребята, скажите, кто из вас умеет разгадывать ребусы?

Птичьи ребусы (утка, цапля, ласточка, грач)

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=b25c5541a7f661c0aa84c7bfe2c6d79c-l&n=13           https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ab87c08d25f6f47388eb1735e902fde8-l&n=13   

http://vse-razgadaem.ru/wp-content/uploads/2015/04/rebusy-pro-ptic-9.jpg                  http://d1.endata.cx/data/games/46651/46__a419ea7b21c6a0442693f0c5596cb79a39fd36be.jpg 

Логопед:  Вспомним ещё  птиц, которые к нам прилетают?

Дети:…                   (выставляются картинки перелётных птиц)

Логопед: Как мы их назовем?

Дети:

Логопед: - А какая птичка,  ребята, к нам прилетает первой?

Дети: - Первыми к нам прилетают грачи.

Логопед: - Конечно, и они  принесли   задание, с которым вы должны справиться.

Логические квадраты

Соловей (картинки)

ласточка

лебедь

лебедь

соловей

? (ласточка)

ласточка

? (Лебедь)

? (соловей)

Игра « Около» (окоЛо Ласточки соЛовей и Лебедь)

Логопед: Ребята, давайте, найдём, где же спрятался звук [Л], в слове СОЛОВЕЙ, ЛАСТОЧКА

Логопед: В слове ЛЕБЕДЬ назовите 1-й звук. Какой он?

Логопед: Молодцы!

Игра « Прятки»  (на картинках закрываются некоторые части тела птиц, а ребёнок должен сказать, чего не стоЛо).

Дети: не стало соловьиного пера,  не стало лебединого клюва и т.д.

Логопед: Мы с вами долго гуляли по лесу, устали и теперь пора нам возвращаться в детский сад.

                                                Долго мы по лесу шли,    

                                                Прямо и направо,

                                              А потом назад,

                                              А потом обратно,

                                              А потом кругом,

                                             А потом вприпрыжку,

                                             А потом бегом.

                                             Вот и пришли мы.

V. Итог занятия

Логопед: Все вы молодцы! Со всеми заданиями справились. Вспомните, ЧЕГО в нашем лесу было много?   КОГО было много?

Логопед: Сегодня все были активны, старались, поэтому я хочу  сделать приятное, подарить вам маленькие сюрпризы.  (выпечка птички)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"

Занятие по формированию  лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Весна"...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»

Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...