Логопедическая ритмика как средство коррекции нарушений темповой деятельности и недостаточной сформированности регулятивных функций детей старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика
как средство коррекции нарушений темповой деятельности
и недостаточной сформированности регулятивных функций
детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность.
Авторы ФГОС НОО утверждают, что формирование предпосылок УУД начинается много раньше поступления ребёнка в школу, следовательно, формированию их в полной мере необходимо уделять внимание ещё в дошкольном возрасте. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста(ФЗ-273.РФ, ст.64) , - как с нормой онтогенетического развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.
Показатели развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР, ЗПР, нормой развития существенно различаются, и в то же время прослеживаются общие тенденции в развитии детей, посещающих как массовые, так и коррекционные группы образовательных организаций: высокий процент соматически ослабленных детей, детей с нарушением осанки, недостаточно развитой координацией и переключаемостью движений, патологическими особенностями темповой деятельности (например, дети с СДВГ), регулятивных функций (например, логоневрозами).
Современные ребята, «завоёванные » различными гаджетами, часто затрудняются проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства. Вышеперечисленные особенности развития могут служить препятствием в овладении целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.
Одним из эффективных средств коррекции нарушений развития, а так же пропедевтики становления регулятивных функций, является логоритмика - форма активной терапии, содействующая нормализации речедвигательных и регулятивных функций средствами одновременного воздействия движения, музыки и слова.
Целевая направленность педагогической деятельности, ее исходные теоретические основы.
Психофизиологическое обоснование использования логоритмики
Моторное развитие детей 3—7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, которые участвуют в регуляции движений, в том числе и артикуляторных, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры, изменением структуры и функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата. Период от 3 до 7 лет – сенситивный для совершенствования структуры локомоций (движений, обеспечивающих перемещение в пространстве) и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях. К 5—6 годам улучшается координация движений, что связано с созреванием ответственных за этот процесс отделов ЦНС. К 5ти годам завершается формирование языковых категорий. Начиная с 4 лет, выявляется возможность целенаправленного формирования движений, роль слова в процессе двигательного обучения и формирования познавательных предпосылок УУД повышается (По мнению Л. С. Выготского, «Слово так же относится к речи, как и к мышлению.»)
Движения, являющиеся в детстве потребностью организма и средством его развития, реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это, в свою очередь, влечет за собой расстройство управления данным произвольным движением, дискоординацию данного двигательного акта, что выражается в нарушениях двигательного состава движений: статической и динамической координации, переключаемости, объёма.
Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребёнка. Учёные М.М.Кольцова(1995) и Е.В.Новикова (200)отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают во взаимосвязи. Развитие движений оказывает воздействие на развитие ВПФ: внимания (овладение сложнокоординированными движениями требует его концентрации на выполнении и ситуациях, сопутствующих движениям); наблюдательности (вследствие включения в работу анализаторов разной модальности); находчивости и скорости мыслительных процессов (высокие требования к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации), мышления (осмысление структуры движения и корректировка моторного акта в процессе движения для достижения заданного результата) .
Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация СОД ребенка под руководством взрослого. При этом сочетание словесной инструкции и наглядных средств дает наиболее эффективный результат.
Методологическую базу логоритмики составляют следующие положения:
- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, которое нашло подтверждение в нейрофизиологических исследованиях и выражается в том, что, чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы;
- положение психофизиологии о речевых процессах как о сложнейшей системе сенсомоторных координаций;
- положение П.К. Анохина о том, что на ранних этапах развития особенно отчетливо выступает связь высших психических процессов с их чувственной основой;
- положения нейропсихологии об этапах развития пространственно-временных аспектов психической деятельности человека.
Проведённое мной исследование уровня развития психомоторной сферы 16ти детей с ЗПР 5-6 летнего возраста (по методике Г.А. Волковой «Исследование уровня развития психомоторной сферы») выявило недостаточность развития темповой деятельности:
№ | Критерий диагностики | Достаточное разв. (чел.) | Недостаточное р.(чел) |
1 | переключаемость движений | 8 | 8 |
2 | произвольность торможения движений | 9 | 7 |
3 | статич. координация движений | 6 | 10 |
4 | Динамическая координации движений | 8 | 8 |
5 | оптико-пространственные представления | 3 | 13 |
6 | произвольная моторика пальцев рук | 4 | 12 |
7 | темп движений. | 11 | 5 |
8 | слоговая структура слов | 4 | 12 |
9 | темпоритмическая сторона речи | 15 | 1 |
Для коррекции выявленных нарушений в работе с детьми использую
логоритмические средства.
Опираясь на диагностические данные, целью логоритмической совместной деятельности определяю - создание условий для приближения детей к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования через коррекцию темповых нарушений моторной и речевой сферы, пропедевтику формирования регуляторных процессов путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Задачи коррекции и развития неречевых функций: способствовать развитию
- слухового внимания,
- слуховой памяти,
- оптико-пространственных представлений,
- зрительной ориентировки на собеседника,
- координации, переключаемости движений,
- слухо-зрительно-моторной координации;
- чувства темпа и ритма в движении,
- воспитания эмоционально -волевой и мотивационно-потребностной сфер
Задачи коррекции и развития речевых функций: способствовать развитию
- продолжительности речевого выдоха,
- темпа, ритма дыхания и речи,
- орального праксиса,
- просодической стороны речи.
Достижение целей логопедической ритмики и решение её задач осуществляю с учетом следующих принципов:
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия логопедической ритмикой;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт.
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и особых возможностей здоровья. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Реализация данных принципов происходит в коммуникативной, музыкальной и двигательной деятельности (ведущих видах деятельности детей 3-8лет - ФГОСТ II.2.7).
СОД реализую при помощи логоритмических средств :
- упражнений, активизирующих внимание;
- упражнений, регулирующих мышечный тонус;
- ходьбы и маршировки в различных направлениях;
- счетных упражнений, формирующих чувство музыкального темпа;
- ритмических упражнений;
- упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- пения;
- упражнений в игре на инструментах;
- самостоятельной музыкальной деятельности;
- игровой деятельности;
- упражнений для развития творческой инициативы.
В совместной логоритмической деятельности использую следующие методы:
Наглядно-зрительные :
показ педагогом образца движений,
подражание образцам окружающей жизни,
использование зрительных ориентиров в преодолении пространства
Тактильно-мышечные:
включение в двигательную деятельность различных пособий
непосредственная помощь педагога
Наглядно-слуховые:
шумовые эффекты,
музыка,
песня,
рифмованная речь.
Словесный, игровой, соревновательный (по общепринятой методике)
Средства логоритмики использую в различных :
- режимных моментах ( в утренней разминке, в перерывах между фронтальной НОД ), реализуя образовательные и воспитательные задачи.
- в качестве физ. пауз во время занятий (ФГОС II.2.11.2) для снятия эмоционального и физического напряжения, реализуя коррекционно-развивающие задачи,
- в индивидуально – подгрупповой ОД с целью коррекции индивидуальных нарушений темповой деятельности и развития регулятивных функций воспитанников.
Совокупность результатов логоритмической педагогической деятельности.
- Коррекцию нарушений темповой деятельности и развития регулятивных функций
детей с ЗПР старшего дошкольного возраста осуществляю на основе перспективного и календарно – тематического планирования, составленных в соответствии с показателями диагностики, периодом логоритмической совместной деятельности, индивидуальными психологическими и возрастными особенностями детей. Календарно – тематическое планирование корректирую с учетом реальных условий.
Мониторинг уровня развития психомоторной сферы 16ти детей старшей группы с ЗПР по окончанию первого этапа совместной образовательной логоритмической деятельности показал положительную динамику коррекции темповой деятельности и развития регулятивных функций:
№ | Критерий диагностики | Достаточное разв. (чел.) | Недостаточное р.(чел) |
1 | переключаемость движений | 13 | 3 |
2 | произвольность торможения движений | 15 | 1 |
3 | статич. координация движений | 15 | 1 |
4 | Динамическая координации движений | 14 | 2 |
5 | оптико-пространственные представления | 12 | 4 |
6 | произвольная моторика пальцев рук – у 12 воспитанников | 12 | 4 |
7 | темп движений. | 15 | 1 |
8 | слоговая структура слов | 15 | 1 |
9 | темпоритмическая сторона речи | 16 |
- На основе изученных теоретических основ логоритмики созданы мультимедийные презентации («Средства логоритмики», «Логоритмика как средство развития речи и ВПФ ребёнка с ОВЗ в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО») .
- В 2013 – 2015гг мной проведен ряд мастер-классов по вопросам логоритмического воздействия на городском (в рамках модуля ЦПКРО), областном (в рамках работ в ОМО психологов ИРО), федеральном и международном уровнях (в рамках участия в научно-практических конференциях)
Инновацией считаю возможность использования логоритмики не только в качестве коррекционного средства нарушенных функций детей с ограниченными возможностями здоровья, но и как пропедевтического средства для нормально развивающихся дошкольников: двигательная деятельность в сочетании с музыкой и словом стимулирует
* развитие регулирующей и программирующей функций речи, становление которых помогает дошкольнику полнее формировать коммуникативные и познавательные предпосылки УУД;
* развитие слухо - зрительно - моторных координаций, способствующих формированию регулятивных предпосылок УУД;
* укрепление физической формы, овладение на более высоком уровне произвольной регуляцией речевой и двигательной сфер, снижая тем самым соматическую ослабленность и нормализуя процессы возбуждения и торможения ЦНС.
Форма организации логоритмической совместной образовательной деятельности предоставляет широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего, способности договариваться, проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, создавая условия для овладения ребёнком целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.
Партнёрская СО-деятельная позиция педагога по отношению к ребёнку способствует развитию личности, мотивации детей в социально-коммуникативном, речевом направлении развития и образования (ФГОС, II.2.6)
Перспективу своей работы вижу в разработке рабочих программ:
- коррекции темповых нарушений моторной и речевой сферы средствами логоритмики,
- развития регулятивных функций детей старшего дошкольного возраста средствами логоритмики.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, вышеперечисленные факты позволяют сделать вывод об эффективности логоритмики как средства коррекции нарушений темповой деятельности
и развития регулятивных функций детей дошкольного возраста, а так же о возможности применения средств логоритмики в качестве пропедевтики: средства логоритмики формируют полноценное восприятие материала различных модальностей через взаимодействие показателей ВСЕХ анализаторов, связывающих ребёнка с окружающей действительностью, что способствует совершенствованию функционирования всех сенсорных систем; собранности внимания, конкретизации представления, активизации мыслительной деятельности, развитию памяти: эмоциональной, образной , словесно - логической двигательно-моторной (произвольность и самоконтроль при практическом выполнении заданий), коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
Это позволяет ребёнку:
- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,
- формировать положительное отношением к миру и к себе,
- активно взаимодействовать с о сверстниками и взрослыми,
- участвовать в совместных играх,
- использовать речь для выражения желаний, мыслей, чувств,
- обращения с вопросами к взрослым и сверстникам и построения речевого высказывания в ситуации общения,
- овладевать, контролировать и управлять основными движениями,
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения,
приближая его к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Цель.Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, в условиях детского сада.Задачи:Совершенствование восприятияРазвитие внимания (концентрация, переключ...
«Незнайкины друзья » Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста.
Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста....
Использование познавательно-исследовательской деятельности в преодолении тяжелых нарушений речи (ОНР 2-3 уровня) у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие ребенка дошкольного возраста с ОНР как личности во многом зависит от эффективности речевого развития и тесной связи с другими видами детской деятельности. Конечно, ребёнок познает...
Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста
В последние годы неуклонно растёт число детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают общеобразовательные группы ДОУ. Логопедическая помощь таким детям оказывается на логопедическ...
Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые"....
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....