Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
проект по логопедии (старшая группа)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_govoryashchie_kartinki.docx | 42.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №136» города Чебоксары Чувашской Республики
Логопедический проект
«Говорящие картинки»
Выполнила:
Учитель-логопед
Попова Алиса Ильинична
Чебоксары, 2021
Паспорт проекта:
Название проекта: «Говорящие картинки» (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»)
Предметная область: Речевая деятельность
Участники проекта: дети с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, с логопедическими заключениями «ОНР, III уровень речевого развития, минимальные дизартрические расстройства»)
Возрастная группа: старшая группа
По содержанию: коррекционно-развивающий
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель проекта – выявление эффективности использования наглядного моделирования в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; выбор более адекватных методов и приемов логопедического воздействия, способствующих формированию связной речи у детей с ОНР средствами наглядного моделирования.
Объект проекта – особенности связной речи и знаково-символической деятельности старших дошкольников с ОНР.
Предмет проекта – содержание логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР средствами наглядного моделирования.
Дидактические задачи проекта:
- Изучение и анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования.
- Выбор и модификация методики исследования связной речи старших дошкольников с ОНР средствами наглядного моделирования.
- Экспериментальное констатирующее исследование уровня развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.
- Количественная и качественная обработка полученных экспериментальных данных.
- Выбор рекомендаций к осуществлению коррекционной работы по совершенствованию связной речи средствами наглядного моделирования и осуществление логопедической реабилитации в условиях дошкольной группы для детей с ОНР.
Гипотеза – у детей с общим недоразвитием речи возникают трудности в построении связных высказываний. Наглядное моделирование является эффективным методом в развитии связной речи у старших дошкольников с речевым недоразвитием.
Методы:
- Экспериментальное изучение связной речи детей с ОНР (констатирующий, формирующий эксперименты).
- Сравнительный анализ.
- Беседа.
- Наблюдение.
- Изучение документации, сбор анамнестических данных.
Практическая значимость проекта для учителей-логопедов и воспитателей детского сада заключается в описании методических приемов коррекционной работы по совершенствованию связной речи средствами наглядного моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- опорные картинки, стилизованные изображения реальных предметов, карточки-символы, различные по форме и по цвету, помогают детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а также слуховой, зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы;
- в результате систематических занятий дети с нарушением речи хорошо усваивают смысл логико-грамматических конструкций, лучше констатируют предложения различных типов, составляют развернутые рассказы, понимают значение глаголов, категории рода и прилагательных, овладевают полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложений.
Педагоги:
- успешная апробация занятий, разработанных игр и упражнений;
- эффективное воздействие данных занятий на развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством наглядного моделирования.
Родители:
- Проявление интереса к развитию связной речи детей;
- предоставление разнообразных материалов с целью формирования у детей устойчивого интереса к развитию связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием средствами наглядного моделирования.
Программа реализации проекта
Задачи | Мероприятия | Срок | Кадровые ресурсы | Ожидаемые результаты |
1. Изучение новейших достижений педагогической теории и практики по направлению «Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» | 1. Обзор научной литературы по проблеме исследования. 2.Анализ общей и специальной литературы по данной проблеме. 3.Изучение передового опыта по развитию связной речи посредством наглядного моделирования. | В течение года | Учитель-логопед | Расширение знаний об особенностях формирования связной речи детей дошкольного возраста с ОНР с помощью наглядного моделирования и способности замещению. |
2.Подбор диагностического инструментария | 1. Выбор методики обследования. 2. Модификация методики исследования связной речи и способности к замещению у детей с ОНР. 3. Отбор диагностического материала. 4. Планирование деятельности в момент обследования детей. | Учитель-логопед | Соответствие методик требованиям Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой | |
3. Выявление критериев оценки уровня овладения ребенком наглядным моделированием для развития связной речи. | Проведение констатирующего эксперимента. | сентябрь | Учитель-логопед | Получение информации о владении ребенком навыками развития связной речи посредством наглядного моделирования. |
4. Определение степени развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. | 1.Проведение констатирующего эксперимента. 2. Формирование экспериментальной и контрольной групп детей. | сентябрь | Учитель-логопед | Получение информации о развитии связной речи и способности к замещению. |
5. Качественный и количественный анализ результатов обследования | Распределение детей по уровням успешности выполнения методик по развитию связной речи и способности к замещению. | сентябрь | Учитель-логопед | Получение информации об уровнях успешности выполнения методик |
6. Определение путей работы по формированию связной речи детей экспериментальной группы с ОНР посредством наглядного моделирования. | 1. Создание благоприятных условий для развития связной речи детей в группе, оснащение качественными разнообразными материалами (дидактическими играми, предметными и сюжетными картинами, игрушками, книжками и т.д.) | В течение года | Педагоги группы | Развитие у детей связной речи посредством наглядного моделирования и способностью к замещению. |
2. Разработать конспекты занятий (по сказкам, по серии картинок, по составлению рассказов, по составлению описательных рассказов по схемам) и т.д. | ||||
3. Использовать дидактические игры и упражнения по развитию связной речи и способности к замещению. | ||||
4.Консультации для родителей по развитию связной речи посредством наглядного моделирования. | ||||
7. Определение влияния проведенной работы на развитие связной речи посредством наглядного моделирования. | Проведение контрольного эксперимента. | апрель | Учитель-логопед | Получение информации о проведенной работе. |
8. Оценка эффективности работы: сравнительный анализ. | 1. Сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного обследования. 2.Соотношение успешности выполнения заданий контрольной и экспериментальной групп детей. | апрель | Учитель-логопед | Выявление положительных результатов (улучшение показателей) как в экспериментальной, так и в контрольной группах детей дошкольного возраста с ОНР |
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап: для выявления умения использовать разного рода заместители нами использованы игра и игровое упражнение, предложенные Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко, а для исследования связной речи детей нами была взята методика, предложенная В.П.Глуховым.
Цель обследования – определение уровня развития связной речи и способности к наглядному замещению у дошкольников с ОНР.
Задачи:
- Выбор и модификация методики исследования связной речи и способности к замещению, наглядному моделированию у детей с ОНР.
- Выявление уровня сформированности к замещению и наглядному моделированию у детей с ОНР.
- Определение возможностей построения связного высказывания с опорой и без опоры на наглядность.
- Количественная и качественная обработка результатов, полученных в ходе эксперимента.
II. Исследовательский этап: проведение игр и упражнений, позволяющих выявить уровень развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством наглядного моделирования.
- «Составь предложение по картине»
- «Составь предложения по трем картинкам»
- Пересказ сказки по возрасту
- Рассказ по серии картинок
- Описательный рассказ по лексическим темам
- Игра «Вывески» («Найдем спрятанные слова»)
- Игра «Кто сегодня именинник?» («Предмет и имя»)
Подгрупповые занятия воспитателей по развитию речи детей в группе по лексическим темам, игры и упражнения в повседневной жизни детей, в режимных моментах, задания по закреплению пройденного материала дома и т.д.
III. Заключительный
- Представление успешных результатов реализации логопедического проекта родителям на родительских собраниях.
- Театрализованное представление детей сказки «Три поросенка» перед родителями.
- Презентация проекта педагогам и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки к предстоящему школьному обучению.
Результаты проведенного нами коррекционного обучения свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.
Использование наглядного моделирования в процессе формирования связной речи у дошкольников с ОНР в целом влияет на общее умственное развитие ребенка с системной речевой патологией и способствует повышению результатов коррекционных мероприятий.
Использование моделей в развитии связной речи позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. У детей, владеющих внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР экспериментальной группы свободно начали составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному по картинке действию), научились устанавливать логико-смысловые отношения между предметами (по трем картинкам) и передавать их в законченной фразе, где соблюдалась семантическая «наполненность» и отсутствие аграмматизмов. Называние предлагаемых логопедом наглядных опор напоминает детям о ключевых словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.
Дошкольники c речевой патологией экспериментальной группы научились пересказывать хорошо знакомые сказки: лучше передавали содержание текста, наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями сказки. Воспитанники умело начали составлять описательные рассказы по их графическим изображениям: полно и точно отражали в своих рассказах основные свойства предметов, устанавливали логико-смысловые отношения между предметами, соблюдали последовательность в описании признаков и деталей предметов.
Дети c ОНР в игровых упражнениях «Вывески» и «Кто сегодня именинник?» научились понимать символику и ее специфику, видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность, т.е. начали понимать, что каким-либо одним символом можно обозначить целый ряд однотипных предметов и научились соотносить буквы с различными значками, реальные предметы и их символами.
Средний стартовый процент успешности при проведении первичного среза в экспериментальной и контрольной группах составил – 52%.
Среднегрупповой результат успешности в конце учебного года, после осуществления коррекционно-педагогического воздействия, в экспериментальной группе составил 84%, а в контрольной – 68%.
Таким образом, вывод: эффективность проведенных коррекционных мероприятий в экспериментальной группе составила 32%, а в контрольной – 16%, что в два раза ниже, чем в экспериментальной группе.
Из анализа результатов коррекционно-образовательной работы можно сделать вывод, что наглядное моделирование действительно является эффективным методом в формировании связной речи у старших дошкольников с системной речевой патологией, что и является подтверждением выдвинутой в начале исследования гипотезы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...
ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособлен...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...
«Применение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Паспорт проектаТема проектаПрименение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиВид проекта РазвивающийПо времени...