Конспект совместной деятельности по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
методическая разработка (старшая группа) по теме

Груданова Татьяна Николаевна

Цель.

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, в условиях детского сада.

Задачи:

  1. Совершенствование восприятия
  2. Развитие внимания (концентрация, переключение, распределение)
  3. Тренировка памяти (зрительная, слуховая, моторная)
  4. Формирование операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
  5. Развитие воображения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

по развитию познавательных способностей

детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

(Игровой комплекс №78 Программа «От мысли к слову»)

Составлен педагогом-психологом ГБДОУ д/с №196  Грудановой Т.Н.

Цель.

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, в условиях детского сада.

Задачи:

  1. Совершенствование восприятия
  2. Развитие внимания (концентрация, переключение, распределение)
  3. Тренировка памяти (зрительная, слуховая, моторная)
  4. Формирование операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
  5. Развитие воображения

Ход.

Приветствие [2].

Дети, передавая друг другу «волшебную палочку говорения», называют ласковым именем рядом стоящего (например, Танюша, Танечка, Аленушка, Димуля и т. д.). При этом надо посмотреть в глаза партнеру справа и сказать ему что-то хорошее. Необходимо обратить внимание детей на ласковую интонацию. Слушающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

1.        «Что одинаковое?»

Картинки с изображением снеговиков размещены на доске. Задание: найти в картинках общее.

2.        «Кто спрятался в картинке?»

Картинка размещена на доске. Психолог предлагает детям посмотреть и назвать, кто спрятался в картинке. (Картинка по выбору психолога, либо см. приложение.)

3.        «Говори наоборот».

Задание: назвать противоположные по значению слова: толстый — тонкий, пустой — полный, легкий — тяжелый, чистый — грязный, горячий — холодный, здоровый — больной.

4.        «Четвертый лишний?»

Психолог называет группы предметов, а дети называют, что, по их мнению, лишнее в этой группе.

1-я группа: щука, карась, окунь, ерш, рак.

2-я группа: воробей, гусь, ворона, синица, аист.

3-я группа: повар, шофер, электрик, дедушка, врач.

 4-я группа: тигр, медведь, слон, бегемот, жираф.

5.        «Запомни картинки».

Картинки (8—10) с изображением зимней и летней одежды размещены на доске. Задание: сгруппировать картинки; назвать картинки по группам; назвать все картинки, которые запомнили.

6.        Игра «Танграм»

У каждого из детей набор фигур к игре «Танграм» и образец «Чайник» с частичным расчленением. Задание: выложить фигуру, глядя на образец.

7.        Игра «Крутые виражи».

Задание: вначале обвести трафарет простым карандашом; провести вдоль обведенной линии зеленым, красным, синим карандашом.

8.        «Добавь рифму».

Задание: послушать стихотворение и добавить слово, которое подходит по смыслу и рифме.

Хитрый след плести стараясь,                        Голосок твой так хорош,

По сугробам прыгал... {заяц).                        Очень сладко ты... (поешь).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот).

9.        «Какие картинки запомнили?» (см. задание 5)

Психолог предлагает детям вспомнить и назвать предметы одежды, которые запомнили.

10.        «Мыши»

Психолог предлагает детям послушать стихотворение и выполнить движения:

Раз, два, три, четыре,                        Хлопки в ладоши.

Мышки дернули за гири.                        Подскоки на месте.
Тут раздался страшный звон —                        Наклоны в стороны.

Убежали мышки вон.                        Бег на месте

Ритуал прощания 

Резюмирование.

Цель: обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся.

Психолог подводит итоги занятия, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

Психолог говорит: «А сейчас мы с вами соберем все важное, что было сегодня на занятии, и построим из ладошек большую «пирамиду», которая будет вас радовать и поддерживать, когда вам будет трудно».

Дети протягивают руки в круг и кладут последовательно ладошки друг на друга.  Затем детям предлагается встать в круг, взяться за руки и улыбнуться друг другу и громко сказать: «Всем-всем до свиданья».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Хитрый след плести стараясь, По сугробам прыгал … Голосок твой так хорош, Очень сладко ты … Лежебока рыжий кот Отлежал себе …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие совместной деятельности по развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Данный материал помогает закрепить у детей пяти - шести лет понятие состава числа "пять", знание основных геометрических фигур и их свойств (форма, цвет, размер), умение читать схемы - символы....

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР НА ТЕМУ "ПОМОЖЕМ КОЛОБКУ"

ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕННОМ И ПОРЯДКОВОМ СЧЕТЕ, ОБОЗНАЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЦИФРОЙ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЦИФРЫ 5, ПРОФИЛАКТИКА ВСЕХ ВИДОВ ДИСКАЛЬКУЛИИ....

Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

Конспекты образовательной деятельности   по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...

Развитие зрительного восприятия и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на занятиях по ФЭМП.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:" Развитие зрительного восприятия и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по Формированию Элементарных Математичес...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...