Использование познавательно-исследовательской деятельности в преодолении тяжелых нарушений речи (ОНР 2-3 уровня) у детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) на тему
Развитие ребенка дошкольного возраста с ОНР как личности во многом зависит от эффективности речевого развития и тесной связи с другими видами детской деятельности. Конечно, ребёнок познает мир в процессе любой деятельности, но именно в исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование познавательно-исследовательской деятельности в преодолении тяжелых нарушений речи (ОНР 2-3 уровня) у детей старшего дошкольного возраста.
Дорохова Е.И.,воспитатель
МДОУ №2 г.Железногорск, Курская обл.
Деятельностный подход - концептуальная основа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),целью которого является повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Ребенок должен овладеть универсальными учебными действиями: личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными. Отсюда следует, что на дошкольном этапе образования для успешного обучения в школе ребёнок должен овладеть: способностью к обучению и саморазвитию; должна быть сформирована мотивация к обучению и познанию; развита познавательная деятельность и развиты предпосылки для формирования учебной деятельности; ребёнок должен обладать навыками самостоятельности; и умением оценивать свою работу. Все эти обязательные требования, предъявляемые к дошкольникам, служат для успешного перехода его на следующую ступень образования и самого развития. [9]
В настоящее время многими специалистами отмечается рост количества детей с различными видами речевой патологий, которые приводят к возникновению проблем школьного обучения.
Общее недоразвитие речи составляет самую многочисленную группу речевой патологи.Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстаёт от возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям, оказывается недоразвитой связная речь (В. К. Воробьёва, Б. М. Гриншпун, В. П. Глухов, Р. Е. Левина, и др.) [4]
Практика работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР показала, что большинство выпускников умеют читать, считать, владеют развернутой фразовой речью, знаниями и навыками и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть детей уже впервые месяцы учебы обнаруживает трудности в общении со взрослыми и детьми, в формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей, в решении и объяснении математических задач.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
По мнению Волковой Л.С., связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается очень низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; значительное смущение, страх перед собеседником, скованность, напряженность, односложные ответы, паралингвистические средства общения, отсутствие инициативного высказывания. В целом эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к педагогу и сверстникам.[7]
По мнению Выготского Л.С., одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Перед педагогами групп компенсирующей направленности для детей с ОНР стоит остро вопрос своевременного использования потенциальных возможностей детей данной категории, максимально скорректировать недостатки в их развитии, преодолеть возможные трудности в дальнейшем школьном обучении. Синхронное выравнивание речевого и психического развития детей с ОНР обеспечивает овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.[6]
В последнее время в сфере образования начинает распространяться идея личностно-ориентированного подхода. Суть его состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности. В процессе образования на соответствующих возрастных этапах у человека должны формироваться определенные виды деятельности и соответствующие им способности. Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности.
Идея личностно-ориентированного подхода в сфере образования помогает пересмотретьвлияние познавательно-исследовательской деятельности на преодоление ОНР у детей дошкольного возраста.
Развитие ребенка дошкольного возраста с ОНР как личности во многом зависит от эффективности речевого развития и тесной связи с другими видами детской деятельности. Конечно, ребёнок познает мир в процессе любой деятельности, но именно в исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития любознательности, а в конечном итоге будет способствовать развитие познавательных и речевых возможностей детей.
Одним из эффективных приемов познавательно-исследовательской деятельности является проблемное обучение, когда ребенок систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблемных вопросов и проблемных ситуаций, причем вопросы и ситуации со временем все более и более усложняются. Однимиз способов введения в педагогическую деятельность проблемного обучения является. Метод экспериментирования относится к познавательно-речевому развитию и имеет огромный развивающий потенциал, так как даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.[8]
Н.Н. Подъяков в 1997 году сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности служит не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже экспериментирования.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности –наблюдением, развитием речи (умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировали так: ребенок совместно с взрослым учится видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и связи, сопоставлять различные факторы, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент и, следовательно, делать вывод.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемыми сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается словарь, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.[2]
Грамотно организованная, экспериментальной деятельности позволяет воспитателю научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни (грамматический строй речи).Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами: «Как это сделать?»,«Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-рассуждение.
В процессе экспериментирования развиваются навыки межличностного общения и сотрудничества: умение договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми, умение слушать друг друга, прислушиваться к мнению других.
Экспериментальная деятельность дает возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми,так и со сверстниками
Дошкольники расспрашивают своих родителей и педагогов об интересующем их вопросе, они с удовольствием рассказывают о своих открытиях, тем самым обмениваются знаниями и опытом, что в свою очередь способствует формированию связной речи. Также обращаются к художественной и энциклопедической литературе как источнику информации, просят прочитать взрослых. Им нравятся занятия, где вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи создаёт у детей положительную мотивацию в различных видах деятельности, способствует повышению уровня самооценки, позволяет варьировать методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР, обеспечивает успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.
Литература
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1997.
- Дмитриева Е.А.,Зайцева О.Ю.,Калиниченко С.А.Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками:Метод.пособие.-М.:ТЦ Сфера,2017
- Дыбина О.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М.: ТЦ «Сфера»,2005.
- Жукова Н.С.и др. Догопедия .-Екатеринбург:АРТ ЛТД,1999
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.-М: ТЦ Сфера, 2007
- Нищева Н.В.Примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет,САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014
- Особенности формирования коммуникативно-деятельностного взаимодействия у дошкольников с общим недоразвитием речи в игре // Гуманитарные и социально-экономические науки 2006. - №4.)
- Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч,1997.-№2
- Тарасова Н.В. Программа «Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы преодоления общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста
Представлен опвт работы как и какими методами преодолеть дефект речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь есть как теоретическая часть так и практическая. Использованы требования: научно...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...
Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста
Проблема трудновоспитываемости и труднообучаемости очень актуальнв в настоящее время. Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено именно проблеме трудных деталей или, как их...
Перспективное планирование фронтальных (подгрупповых) занятий по преодолению ОНР II уровня у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Представлено перспективное планирование фронтальных занятий для детей с тяжелыми нарушениями речи ( 2 уровень речевого развития), разработанное для работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного обра...
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством использования ребусов и головоломок»
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во м...
Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста
В последние годы неуклонно растёт число детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают общеобразовательные группы ДОУ. Логопедическая помощь таким детям оказывается на логопедическ...
«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....