Конспект занятия в подготовительной логопедической группе ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Живайкина Наталья Васильевна

"Путешествие на остров Чудес. Дифференциация звуков Ш-С."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zanyatiya_s-sh.rar17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие на остров Чудес. Дифференциация звуков ш-с»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения и различения звуков ш-с.

               2.Звуко-слоговой анализ слова сушки.

               3. Согласование числительного со словосочетанием.

               4. Спряжение глаголов настоящего времени.

               5. Словообразование существительных с суффиксом – ист-, 

                   обозначающих лиц по их занятиям.

               6. Упражнение в употреблении сложноподчинённых предложений с  

                   придаточными причины.

               7. Развитие связной речи.

               8. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления.

Оборудование: предметные картинки ( усы, уши, миска, мишка, каска, кашка,

                                   крыса, крыша, слон, шашки, шишка, сабля, самокат, машина,

                                   шарик), дерево, дом, гномики Смешной и Шустрый, цветовые

                                   символы, карточки для чтения (слова на с-ш), картина-панно

                                    «река», картина-панно «шалаш» с кармашками, индивидуаль-

                                     ные карточки , магнитофон, карандаши.

                           

Ход занятия.

I. Организационный момент.

     Дети входят в группу, останавливаются, образуя полукруг.

              Психогимнастика

Какой сегодня чудесный день!

Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Как хорошо, что мы сегодня вместе!

Мы спокойны и добры,

 Мы приветливы и ласковы,

Мы здоровы, веселы!

А вот появилось и солнышко.

Выполняем упражнение «Солнышко»

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках,

А большое солнце

Вижу из окошка.

Маленькое солнышко

 Я беру руками,

А большое солнце

Высоко над облаками.

Маленькое солнышко

Мне в ладоши светит,

А большое солнце

Светит всей планете!

Сели на свои места. Спинка прямая, ноги вместе, руки положите правильно.

II. Основная часть.

Послушайте меня внимательно.

1. Сообщение темы занятия.

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

- Какие звуки я произносила громко? (звуки «ш-с»)

- Правильно.

- Сегодня на занятии мы будем повторять звуки « ш-с».

 2. Сравнение звуков « ш, с» по артикуляционным и акустическим признакам.

- Какие это звуки? (Звуки «с» – согл., твердый, глухой; звук « ш»- соглас., твёрдый, глухой)

- Чем отличаются? (звук с – свистящий, звук ш-шипящий; в расположении губ и языка).

3. Произношение звуков « ш, с» в слогах.

- Ребята, звуки «ш-с» приглашают нас в путешествие, на остров Чудес. Согласны? (Да).

Но чтобы туда попасть, надо повторить волшебные слова.

ши-сы-ши - мы не малыши

са-ша-са – на острове чудеса

шо – со –шо – там очень хорошо.

- Вот мы и на острове Чудес. Нас встречают гномики. Этого гномика зовут Смешной, а этого гномика зовут Шустрый.

-Почему их так назвали? Как вы думаете? (ответы детей).

- Правильно ответили.

4.Произношение звуков «с-ш» в слова

Гномик Шустрый предлагает выполнить задание.

1-ое задание. «Заменить звук « с» на « ш» . Какое слово получится?»

(работа с картинками)

усы - уши

крыса – крыша

миска – мишка

каска – кашка

Проводится словарная работа со словом каска.

- Для чего нужна каска?

- Кому нужна каска?

(Повторяем все слова хором)

- С этим заданием вы справились.

2 -ое задание. Дидактическая игра «Подарим картинки Смешному гному и Шустрому гному». Упражнение в употреблении сложноподчинённых предложений причины.

Гномик Смешной перепутал игрушки. Помогите гномикам.

- Какие игрушки надо отдать Смешному гному? Как вы думаете?

- Какие игрушки отдадим Шустрому гному? Почему?

( картинки: слон, машина, шишка, сабля, самокат, шашки, сова, шарик)

( Я подарю «шишку» Шустрому гному, потому что в слове «шишки» есть звук «ш», «сову» подарю Смешному гному, потому что есть звук «с» и т.д.)

- По ходу задаю вопросы: Чей? Чья? Чьи?.

-Чей слон? (Слон Смешного гнома) и т.д.

- Молодцы. Справились и с этим заданием.

Продолжаем наше путешествие по острову Чудес.

3 – е задание. Спряжение глаголов настоящего времени.

Я шагаю, Саша ты шагаешь, он шагает, мы шагаем, вы шагаете, они шагают.

- Хорошо.

- Ребята, посмотрите мы дошли до необычного дерева.

- Как вы думаете, что растет на нём?

(На дереве растут сушки)

- Гномики очень любят сушки и просят вас составить схему слова сушки.

4 – ое задание. Звуко – слоговой анализ слова сушки

- Сколько звуков в слове сушки? (пять  звуков)

- Назовите все звуки по порядку. (с,у,ш,к,и)

- Составьте схему слова сушки.

- Сколько согласных звуков в слове сушки? (три звука)

- Сколько гласных звуков? (два звука)

- Сколько слогов в слове сушки? (два слога)

- Как вы узнали? Какое правило вы знаете?

(Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

- Назовите  первый слог и дайте характеристику звукам.

- Назовите второй слог и дайте характеристику звукам.

(ответы детей)

- Молодцы. С заданием справились.

5 – ое. Физкультминутка

- А сейчас мы отдохнём. Выполним физкультминутку про лягушек.

На болоте две лягушки, две зелёные подружки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Ша-ша-ша- шагаем не спеша,

Са-са-са- голубые небеса

Ши- ши-ши –ох, лягушки хороши

Сы – сы – сы – немного слов.

Всем желаем будь здоров!

Сели тихо.

6 – ое задание. «Сосчитай».

Согласование числительных со словосочетанием.

- Дети, посмотрите какие красивые кувшины у гномиков.

- Как вы думаете, для чего они нужны?

( Ответы детей)

- Давайте их посчитаем.

- А считать будем так: один красивый кувшин, два …, три…, четыре…, пять…, шесть красивых кувшинов.

- Сколько всего кувшинов? (Всего шесть кувшинов).

- Правильно посчитали.

7 – ое задание. Дидактическая игра «Кто это? Закрепление словообразования существительных, обозначающих лица по их занятиям.

Гномики предлагают вам задание. Отгадайте.

Смешной гном любит играть в баскетбол. Кто он? – Баскетболист.

Шустрый гном любит играть в шахматы. Как назовём одним словом? – Шахматист.

- Поднимает штангу? – Штангист.

- Водит электровоз? – Машинист.

- Водит такси? – Таксист.

- Молодцы. С заданием справились.

Продолжаем наше путешествие.

8 – ое задание

- Ребята, чем на письме обозначаем звуки? (Звуки обозначаем буквами).

Что за чудо дом?

Поселились буквы в нём?

- Какие буквы спрятались здесь? («ш», «с»)

- Правильно. (Вставляю буквы «ш», «с»).

Хорошо. И с этим заданием справились.

9 – ое задание. Дидактическая игра «Отгадай слово»

Отгадывание слов с пропущенными «ш – с».

- Допишите пропущенную букву «ш» или «с» в слове и прочитайте слово.

… уба, …умка, …апка, …апоги.

(Один выполняет у доски, остальные индивидуально).

- Молодцы. Хорошо выполнили задание.

10 – ое задание. Чтение слов.

- Вот мы и на берегу реки, перебраться можно только на плоту, но чтобы на нём переплыть, надо составить слова.

Мас – ка, кас-ка, мыш-ка, суш-ка, сум-ка, каш-ка, миш-ка,

шиш-ка.

- Хорошо. Задание выполнили.

11- ое задание. Произношение звуков «ш», «с» в связной речи.

- Мы переплыли через речку. Продолжаем прогулку по острову Чудес.

Ше-ши-ше-ждут нас гномы в шалаше!

- Ребята давайте прочитаем, что здесь написано.

Тут Си-ма и Са-ша.

У Си-мы шиш – ки.

У Са – ши шаш – ки.

- Данил, что ты прочитал? (Это предложение).

- С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы).

- Как пишутся слова в предложении, вместе или отдельно? (Отдельно).

- Что ставим в конце предложения? (Точку).

- Молодцы. Это вы прочитали маленький рассказ.

- Как его можно назвать? ( «Сима и Саша», «У шалаша»)

-Правильно. Выполнили и это задание.

 III. Итог занятия.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Гномам вы очень понравились. Пора возвращаться в детский сад.

Опустили глазки.

1,2,3 – глазки подними!

- Вот мы и в детском саду.

- Кому, какое задание понравилось больше всего? (Ответы детей).

- Ребята, вы выполнили все задания, гномики дарят вам свои портреты.

- Саше за то, что заменял звук «с» на «ш» и т.д.

- Спасибо. Отдыхайте.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект-занятия в подготовительной логопедической группе "Весенние цветы"

Конспект-занятия в подготовительной логопедической группеТема: «Весенние цветы» Программные задачи:Уточнить и расширить представления о весенних цветах. Расширить словарь детей через речевые игры...

"Поможем ежонку" конспект занятия в подготовительной логопедической группе

Конспект открытого мероприятия:непосредственная образовательная,коррекционная деятельность (фронтальное занятие в подготовительной группе)  "Поможем ежонку" (интеграция образовательных областей "...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Волшебная кухня"

Программное содержание:Закрепление представлений о правилах поведения, нравтсвенных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков.Развивать зрительное, слуховое воспириятие, память, произво...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе ДОУ по теме "Семья"

    Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе ДОУ направлено на актуализацию словаря и грамматических категорий по теме "Семья" у старших дошкольников, формирование...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К.

Закрепление пройденного материала. Дифференциация звуков [к] и [к\']...