НОД "Путешествие в страну Грамматики".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие -путешествие | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: Рудикова Надежда Васильевна
Форма работы с детьми: Занятие-путешествие.
Тема: Путешествие в страну Грамматики.
Образовательная область: речевое развитие
Возраст детей: 6 лет
Программные задачи: Коррекционно – образовательные:
- актуализация знаний по теме «Звуки. Буквы. Слова. Предложения».
- совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов.
- совершенствование умения делить слова на слоги.
-Закрепление навыка чтения и печатания слов.
-Совершенствование навыка анализа предложений.
-Закрепление умения различать единицы языка: звук-слово-слоги-предложения.
-Закрепление умения различать слова предметы, признаки, действия.
-Предупреждение оптической дисграфии.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие диалогической речи
- Развитие внимания, мышления, памяти.
- Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
- Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
- Развитие слухового внимания
Воспитательные цели:
-Воспитание дружелюбия, ответственности, взаимопомощи.
Этапы занятия | Содержание занятия |
1.Оргмомент | Цель: активизация внимания, создание атмосферы дружелюбия, развитие диалогической речи, совершенствование умения делить слова на слоги, выделять первый звук в словах. Приветствие: Л: - Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Что говорят радушные хозяева, когда встречают гостей? Д:- Здравствуйте! Л: - Молодцы! Вы очень вежливые ребята, потому что пожелали всем здоровья. Давайте подарим нашим гостям и друг другу хорошее настроение: -Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, Гостям и друг другу улыбнёмся. Л: - Ну и, конечно же, нам нужно представиться нашим гостям. А поможет нам Весёлый бубен, поэтому и знакомство наше пройдёт весело. Называйте своё имя, отстукивая ритм на бубне. Если оно начинается с гласного звука будем хлопать, если с согласного – топать. Д: Ма-ша, Ар-тём, Да-ша….. Л: - Вот как здорово у нас получилось, наверное, потому что вы очень дружные! Мы не только представились, но и потанцевать успели. |
2. Мотивационно ориентировочный | Цель: создание мотивационного поля. Формулировка цели занятия. Выявление трудностей и поиск путей решения постав-ленной задачи. Развитие диалогической речи. Воспитатель вносит конверт, на котором изображена царица Грам-матика. Логопед совместно с детьми рассматривает его, происхо-дит диалог: Л: - Ребята, как вы думаете, что это такое? Д: - Письмо. Л: - А от кого оно? Как вы думаете? Д: - Наверное, от царицы Грамматики. Л: - Посмотрим, что в нём? Д: - Да. Логопед открывает конверт и зачитывает письмо. «Я царица Грамматика, хозяйка звукового царства, Буквенного государства. У нас случилась большая беда. Злой волшебник Буквоед пробрался в мою страну и поссорил всех жителей. И теперь у нас царит полный беспорядок. Где Звуки, где Буквы, Слова, где Предложения? Ничего не понятно! Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Тот, кто соберёт лепестки и выполнит все задания Буквоеда, сможет узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут и в моём государстве опять наступит порядок». Л: - Что же делать, ребята, как нам быть? Кто поможет царице Грамматики? Д: - Мы поможем. Л: - А справитесь? Может отнести это письмо в другую группу? Д: - Нет, мы старше и умнее всех в детском саду и обязательно справимся и поможем Грамматике. |
3. Поисковый | Цель: выявление путей достижения цели. Актуализация знаний. Л: - Путь нам предстоит неблизкий, но волшебный клубочек нам поможет. (логопед бросает клубочек). - Он привёл нас к сундучку. Посмотрим, что в нём? Д: - Да. Л: - Здесь какая -то записка…. Д: - Нужно прочитать её. Л: читает записку: «Кто загадки разгадает, тот жителей Звукового царства Буквенного государства узнает. А не сможете их разгадать – во век вам цветка не сыскать!» - Ребята, а вот и загадки. ( достаёт из сундучка карточки с написа-нными загадками). Давайте их скорее прочитаем и попробуем раз-гадать. Д:- читают загадки: 1) Один мягкий и свистит, Д: - Гласными, согласными, твёрдыми, мягкими, глухими, звон-кими. Подружите звуки П, А. Что получится? Д: - Па Л: - Д, И Д: - Ди Л: -Вот какие вы молодцы! И загадку разгадали и звуки подру-жили. Прочитаем вторую загадку? Д: -Да. (читают вторую загадку). 2) «Черные птички на белой страничке Л: - Что же это за чёрные птички? Д: - Буквы. Л: - А мы можем услышать буквы? Д: - Нет, мы их только видим Л: (достаёт из сундучка буквы). Посмотрите, а вот и буквы спешат к нам на помощь. - а вот и следующая загадка. Кто её прочитает? 3) «Сначала я никак не мог Л: - А что такое «слог»? Д: - Это звуки, которые подружились. Д: - Да
Л: - Что же это такое? Д: - Слова. Л: - Какими бывают слова? Посмотрите, какие они все разные. (достаёт из сундучка картинки- символы слов предметов, признаков, действий) Д: - Слова – предметы, слова – признаки, слова-действия. Д: (читают загадку): 5) «Много слов я соберу, Л: - А что это такое «предложение»? Д: - Когда слова подружились и встали по порядку. Л: - А вот и предложение (достаёт схему предложения). - Мы не только разгадали все загадки Буквоеда, нашли серединку цветка, но и нашли себе помощников. |
Практический Практический Практический | Цель: самостоятельное применение знаний на практике. а) Закрепление умения различать звуки-буквы-слова-слоги-предложения. Развитие слухового внимания. Л: - Давайте поиграем с ними в игру «Чей это голосок?» (дети получают карточки с символами звуков, букв, слогов, слов, пред-ложений). - ДОМ, И, ТУ, «Дети гуляют в парке» , БИ…» Д: называют и показывают на карточке символы произносимых логопедом основных единиц языка. Л: - Отлично, а вот и лепесток с буквой «Д» от нашего цветка. Так что можем отправляться дальше. б) Профилактика оптической дисграфии, развитие зрительного гнозиса и праксиса. Развитие графомоторных навыков. Совершенствование умения подбирать и печатать слова на заданный звук. Л: - Куда же нам идти? Посмотрите, а вот какая - то дорожка? Давайте посмотрим. Что это такое? (на полу лежат элементы букв) Д: - Буквы. Л: - Да, но, по-моему, их обидел Буквоед. Как же нам им помочь? Д: - Нужно их дорисовать. Л: - Да, но нужно сначала отгадать, какая это была буква? Под-ходите к столу и помогите бедным буквам. (дети берут элемент буквы, обводят на листе, а потом дорисовывают) Игра «Помоги буквам». Л: - Какие же это были буквы? Д: - А, З, Б…. Л: - Я думаю, буквам будет очень приятно, если вы придумаете и напечатаете слова с этими буквами. Д: (придумывают и печатают на листе слова с буквой, которую дорисовывали). Л: - Буквы дарят нам за это лепесток с буквой «Р» от цветка с магическим словом Буквоеда. Отправляемся дальше, за следующим лепестком. (логопед бросает клубочек).
в) Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Совершенствование умения давать характеристику звукам, соотносить звуковую схему со словом. Игра «Открой замок». (логопед с детьми подходит к картинкам с изображением замков, под которыми нарисована звуковая схема слов). Л: - Посмотрите, ребята, дорогу нам преграждают замки. Но они непростые, а звуковые. Чтобы их открыть, нужно подобрать нуж-ное слово с определёнными звуками. (подаёт коробочку с кар-тинками-словами.) Д: ( выбирают картинки, которые подходят к звуковой схеме, изображённой на замке и характеризуют звуки в слове, изображён-ном на картинке.) -В слове «рыба» 4 звука: «р» - твёрдый согласный, «ы» - гласный, «б» - твёрдый согласный, «а» - гласный. Л: - Молодцы, пока вы открывали замки, я нашла лепесток с буквой «У» от цветка.
г) Совершенствование умения делить слова на слоги. Игра «Слоговой поезд». Л: - Вот мы попали с вами в Звуковое царство, Буквенное государство. Посмотрите, слова собрались куда-то ехать на поезде, но не знают, в какой вагон им садиться? Давайте поможем им. В вагон с 1 окошком сядут слова с 1 слогом, в вагон с двумя окошками – с 2 слогами. Чтобы не ошибиться, вспомните, как мы узнаем, сколько в слове слогов? Д: - Сколько в слове гласных, столько и слогов. (называют слова по слогам и раскладывают картинки по вагонам). Л: - Молодцы, вы отлично справились и получаете за это лепесток с буквой «Ж». д) Закрепление понятий «слово», «предложение». Совершенствование умения классифицировать слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Развитие общей моторики. Игра «Слова». (Логопед с детьми подходит к дорожке, выложенной из схемы предложения.) Л: - Ребята, посмотрите, куда ведёт нас эта дорожка? Д: - К предложению. Л: - Но, чтобы к нему попасть, нам нужны слова. Давайте их поищем. Посмотрите вокруг, ведь слова могут быть везде – и на полу, и за окном, и на потолке. Поищите слова-предметы «Кто»? Д: - Дети, воспитатели… Л: - Слова-предметы «Что»? Д: - Стол, игрушки…, Л: - Слова – признаки. Д: - Красивый, умный, зелёный… Л: - Назовите и изобразите слова - действия. Д: (изображают и называют слова-действия) - Идти, стоять, прыгать…. Л: -Молодцы! Пока вы искали слова, я нашла лепесток с буквой«Б» е) Совершенствование умения составлять предложение по схеме с заданным количеством слов. Закрепление навыка анализа предло-жения. Совершенствование умения читать слова, понимать их смысл. Л: - Чтобы пройти по этой дорожке дальше, нужно подобрать такие слова, которые смогут подружиться и встанут по порядку. Но будьте внимательны, их должно быть столько же, сколько и на дорожке. Д: - Наступила ранняя весна. В этом предложении 3 слова, как и на дорожке. Л: - Молодцы, предложения у вас получились замечательные, потому что все слова стояли по порядку. Но вот беда, Буквоед поссорил слова в этом предложении (логопед и дети подходят к словам, разбросанным в беспорядке на столе). Давайте прочитаем их и попробуем помирить. Д: читают слова. -В, поле, воин, один, не. (складывают слова по порядку) -Один в поле не воин. Л: - Как вы понимаете это предложение? Д: - Это значит, что все должны друг другу помогать. Л: - Верно. Кому вы сегодня помогли подружиться? Д: - Звукам, словам… Л: - И нам помогали искать лепестки жители Звукового царства Буквенного государства. Поэтому мы все их и нашли. (Логопед достаёт последний лепесток с буквой «А») |
Рефлексивно-оценочный | Цель: подведение итогов. Обобщение полученных знаний. Формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности. Л: - Ну что же, мы готовы разгадать магическое слово? Мы справились со всеми заданиями? Д: - Да. (дети складывают лепестки и читают получившееся слово) «Дружба» Л: - Вот, оказывается какое магическое слово было у Буквоеда! Как вы думаете, почему именно «Дружба»? Д: - Потому что легче всего справиться с теми, кто не дружит. Л: - Могут появиться слоги, если звуки поссорятся? Д: - Нет. Л: - Могут появиться слова, если слоги поссорятся? Д: - Нет, они должны дружить. Л: - А можно составить предложение из слов, которые не дружат? Д: - Нет. Л: - Вы совершили очень полезное дело, наведя порядок в царстве Грамматики. Берегите дружбу и своих друзей! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиада по русскому языку среди 1 – 4 классов «Страна грамматики»
Задания для 2 класса 1. Выбери предложения: 1) На улица стоят ужасный жара2) Кошкой3) Зазвенели птичьи голоса4) Бабушка встречать внуки5) Любите книгу — источник знаний! 2. Постав...
Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Грамматики » (применение пособий по обучению грамоте в подготовительной группе)
В данном конспекте раскрывается опыт работы на занятиях по обучению грамоте - именно применение дидактического наглядного, раздаточного материала, сделанного своими руками. Материал подготовила Крулик...
НОД "Путешествие по стране Грамматика" в подготовительной группе
Организация непосредственно организованнойобразовательной деятельностипо разделу «Обучение грамоте»«Путешествие по стране Грамматика»подготовительная логопедическая группа НОД "...
НОД "Путешествие в страну грамматику"
Образовательная область "Коммуникация"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»
Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....
Конспект по речевому развитию в старшей группе для детей с ОНР на тему: "Путешествие с Гномом в страну Грамматика"
В данном конспекте представлены методические приёмы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....