НОД "Путешествие в страну Грамматики".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рудикова Надежда Васильевна

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие -путешествие32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки: Рудикова Надежда Васильевна

Форма работы с детьми: Занятие-путешествие.

Тема: Путешествие в страну Грамматики.

Образовательная область: речевое развитие

Возраст детей: 6 лет

Программные задачи:      Коррекционно – образовательные:

- актуализация знаний по теме «Звуки. Буквы. Слова. Предложения».

- совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов.

- совершенствование умения  делить слова на слоги.

-Закрепление навыка чтения и печатания слов.

-Совершенствование навыка анализа предложений.

-Закрепление умения различать единицы языка: звук-слово-слоги-предложения.

-Закрепление умения различать слова предметы, признаки, действия.

-Предупреждение оптической дисграфии.

                                                Коррекционно-развивающие цели:

- Развитие диалогической речи

- Развитие внимания, мышления, памяти.

- Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

 - Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук

 - Развитие слухового внимания

                                                           

Воспитательные цели:

-Воспитание дружелюбия, ответственности, взаимопомощи.

Этапы занятия

Содержание занятия

1.Оргмомент

Цель: активизация внимания, создание атмосферы дружелюбия, развитие диалогической речи, совершенствование умения делить слова на слоги, выделять первый звук в словах.

Приветствие:

Л: - Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Что говорят радушные хозяева, когда встречают гостей?

Д:- Здравствуйте!

Л: - Молодцы! Вы очень вежливые ребята, потому что  пожелали всем здоровья.  Давайте  подарим нашим гостям и друг другу хорошее настроение:

-Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

Гостям и друг другу улыбнёмся.

Л: - Ну и, конечно же, нам нужно представиться нашим гостям. А поможет нам Весёлый бубен, поэтому и знакомство наше пройдёт весело. Называйте своё имя, отстукивая ритм на бубне. Если оно начинается с гласного звука будем хлопать, если с согласного – топать.

Д: Ма-ша, Ар-тём, Да-ша…..

Л: - Вот как здорово у нас получилось, наверное, потому что вы очень дружные! Мы не только представились, но и потанцевать успели.

2. Мотивационно

ориентировочный

Цель: создание мотивационного поля. Формулировка цели занятия. Выявление трудностей и поиск путей решения постав-ленной задачи. Развитие диалогической речи.

Воспитатель вносит конверт, на котором изображена царица Грам-матика. Логопед совместно с детьми рассматривает его, происхо-дит диалог:

Л: - Ребята, как вы думаете, что это такое?

Д: - Письмо.

Л: - А от кого оно? Как вы думаете?

Д:  - Наверное, от царицы Грамматики.

Л: - Посмотрим, что в нём?

Д: - Да.

Логопед открывает конверт и зачитывает письмо.

«Я царица Грамматика, хозяйка звукового царства, Буквенного государства. У нас случилась большая беда. Злой волшебник Буквоед пробрался в мою страну и поссорил всех жителей. И теперь у нас царит полный беспорядок. Где Звуки, где Буквы, Слова, где Предложения?  Ничего не понятно! Своё заклинание он хранит  в волшебном цветке. Тот, кто соберёт лепестки и выполнит все задания Буквоеда,  сможет узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут и в моём государстве опять наступит порядок».

Л: - Что же делать, ребята, как нам быть?  Кто поможет царице Грамматики?

Д: - Мы поможем.

Л: - А справитесь? Может отнести это письмо в другую группу?

Д: - Нет, мы старше и умнее всех  в детском саду и обязательно справимся и поможем Грамматике.

3. Поисковый

Цель: выявление путей достижения цели. Актуализация знаний.

Л: - Путь нам предстоит неблизкий, но волшебный клубочек нам  поможет.  (логопед бросает клубочек).

- Он привёл нас к сундучку. Посмотрим, что в нём?

Д: - Да.

Л: - Здесь какая -то записка….

Д: - Нужно прочитать её.

Л: читает записку:

«Кто загадки разгадает, тот жителей Звукового царства Буквенного государства узнает. А не сможете их разгадать – во век вам цветка не сыскать!»

- Ребята, а вот и загадки. ( достаёт из сундучка карточки с написа-нными загадками). Давайте их скорее прочитаем и попробуем раз-гадать.

Д:- читают загадки:

1)  Один мягкий и свистит,
Другой твёрдый и шипит,
Третий вовсе запоёт,
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Л: - А вот и Звуковички. (достаёт из сундучка Звуковичков).   Ре-бята, а какими бывают звуки?

Д: - Гласными, согласными, твёрдыми, мягкими, глухими, звон-кими.  Подружите звуки П, А. Что получится?

Д: - Па

Л: - Д, И

Д: - Ди

Л: -Вот какие вы молодцы! И загадку разгадали и звуки подру-жили. Прочитаем вторую загадку?

Д: -Да. (читают вторую загадку).

 2) «Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает…»

Л: - Что же это за чёрные птички?

Д: - Буквы.

Л: - А мы можем услышать буквы?

Д: - Нет, мы их только видим

Л: (достаёт из сундучка буквы). Посмотрите, а вот и буквы спешат к нам на помощь.

- а вот и следующая загадка. Кто её прочитает?
Д: (читают загадку)

 3) «Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый…» (слог).

Л: - А что такое «слог»?

Д: - Это звуки, которые подружились.
Л: - Вы уже смогли подружить звуки (достаёт из сундучка слоги). И они пришли, чтобы помочь нам. Читаем следующую загадку?

Д: - Да


4)  «Звук я к звуку подберу,
И его произнесу,
Если буквы в ряд сложу,
То его потом прочту…» (слово).

Л: - Что же это такое?

Д: - Слова.

Л: - Какими бывают слова? Посмотрите,  какие они все разные. (достаёт из сундучка картинки- символы слов предметов, признаков, действий)

Д: - Слова – предметы, слова – признаки, слова-действия.
Л: - А вот и следующая загадка. Прочитаем?

Д:  (читают загадку):

5) «Много слов я соберу,
Меж собой их подружу,
Понятным будет изложение,
И получу я …»  (предложение).

Л: - А что это такое «предложение»?

Д: - Когда  слова подружились и встали по порядку.

Л: - А  вот и предложение (достаёт схему предложения).

- Мы не только разгадали все загадки Буквоеда, нашли серединку цветка, но и нашли себе помощников.

Практический

Практический

Практический

Цель: самостоятельное применение знаний на практике.

а) Закрепление умения различать звуки-буквы-слова-слоги-предложения. Развитие слухового внимания.

Л: - Давайте поиграем с ними в игру «Чей это голосок?» (дети получают карточки с символами звуков,  букв, слогов, слов, пред-ложений).

 - ДОМ,  И,  ТУ, «Дети гуляют в парке» , БИ…»

Д: называют и показывают на карточке символы произносимых логопедом основных единиц языка.

Л: - Отлично, а вот и лепесток с буквой «Д» от нашего цветка. Так что можем  отправляться дальше.

б) Профилактика оптической дисграфии, развитие зрительного гнозиса и праксиса. Развитие графомоторных навыков. Совершенствование умения подбирать и печатать слова на заданный звук.

Л: - Куда же нам идти? Посмотрите, а вот какая - то дорожка? Давайте посмотрим. Что это такое? (на полу лежат элементы букв)

Д: - Буквы.

Л: - Да, но, по-моему, их обидел Буквоед. Как же нам им помочь? Д: - Нужно их дорисовать.

Л: - Да, но нужно сначала отгадать, какая это была буква? Под-ходите к столу и помогите бедным буквам.

(дети берут элемент буквы, обводят на листе, а потом дорисовывают)

Игра «Помоги буквам».

Л: - Какие же это были буквы?

Д: - А, З, Б….

Л: - Я думаю, буквам будет очень приятно, если вы придумаете и напечатаете слова с этими буквами.

Д: (придумывают и печатают на листе слова с буквой, которую дорисовывали).

Л: - Буквы дарят нам за это лепесток с буквой «Р» от цветка с магическим словом Буквоеда. Отправляемся дальше, за следующим лепестком. (логопед бросает клубочек).

 

в) Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Совершенствование умения давать характеристику звукам, соотносить звуковую схему со словом.

 Игра «Открой замок». (логопед с детьми подходит к картинкам с изображением замков, под которыми нарисована звуковая схема слов).

Л: - Посмотрите, ребята, дорогу нам преграждают замки. Но они непростые, а звуковые. Чтобы их открыть, нужно подобрать нуж-ное слово с определёнными звуками.  (подаёт коробочку с кар-тинками-словами.)

Д: ( выбирают картинки, которые подходят к звуковой схеме, изображённой на замке и характеризуют звуки в слове, изображён-ном на картинке.)

-В слове «рыба» 4 звука: «р» - твёрдый согласный, «ы» - гласный, «б» - твёрдый согласный, «а» - гласный.

Л: - Молодцы, пока вы открывали  замки, я нашла лепесток с буквой «У» от цветка.

 

г) Совершенствование умения делить слова на слоги.

Игра «Слоговой поезд».

Л: - Вот мы попали с вами  в Звуковое царство, Буквенное государство. Посмотрите, слова собрались куда-то ехать на поезде, но не знают, в какой вагон им садиться?  Давайте поможем им. В вагон с 1 окошком сядут слова с 1 слогом, в вагон с двумя окошками – с 2 слогами. Чтобы не ошибиться, вспомните, как мы узнаем, сколько в слове слогов?  

Д: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.

(называют слова по слогам и раскладывают картинки по вагонам).

Л: - Молодцы, вы отлично справились и получаете за это  лепесток с буквой «Ж».

д) Закрепление понятий «слово», «предложение». Совершенствование умения классифицировать  слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Развитие общей моторики.

Игра «Слова».

(Логопед с детьми подходит к дорожке, выложенной из схемы предложения.)

Л: - Ребята, посмотрите, куда ведёт нас эта дорожка?

Д: - К предложению.

Л: - Но, чтобы к нему попасть, нам нужны слова. Давайте их поищем. Посмотрите вокруг, ведь слова могут быть везде – и на полу, и за окном, и на потолке. Поищите слова-предметы «Кто»?

Д: - Дети, воспитатели…

Л: - Слова-предметы «Что»?

Д: - Стол, игрушки…,

Л: -  Слова – признаки.

Д: - Красивый, умный, зелёный…

Л: - Назовите и изобразите слова - действия.

Д:  (изображают и называют слова-действия)

- Идти, стоять, прыгать….

Л: -Молодцы! Пока вы искали слова, я нашла лепесток с буквой«Б»

е) Совершенствование умения составлять предложение по схеме с заданным количеством слов. Закрепление навыка анализа предло-жения. Совершенствование умения читать слова, понимать их смысл.

Л: - Чтобы пройти по этой дорожке дальше, нужно подобрать такие слова, которые смогут подружиться и встанут по порядку. Но будьте внимательны, их должно быть столько же, сколько и на дорожке.

Д:  - Наступила ранняя весна. В этом предложении 3 слова, как и на дорожке.

Л: - Молодцы, предложения у вас получились замечательные, потому что все слова стояли по порядку. Но вот беда, Буквоед поссорил слова в этом предложении (логопед и дети подходят к словам, разбросанным в беспорядке на столе). Давайте прочитаем их и попробуем помирить.

Д: читают слова.

-В, поле, воин, один, не. (складывают слова по порядку)

-Один в поле не воин.

Л: - Как вы понимаете это предложение?

Д: - Это значит, что все должны друг другу помогать.

Л: - Верно. Кому вы сегодня помогли подружиться?

Д: - Звукам, словам…        

Л: - И нам помогали искать лепестки жители Звукового царства Буквенного государства. Поэтому мы все их и нашли. (Логопед достаёт последний лепесток с буквой «А»)

Рефлексивно-оценочный

Цель: подведение итогов. Обобщение полученных знаний. Формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности.

Л:    - Ну что же, мы готовы разгадать магическое слово? Мы справились со всеми заданиями?

Д: - Да. (дети складывают лепестки и читают получившееся слово)

«Дружба»

Л: - Вот, оказывается какое магическое слово было у Буквоеда! Как вы думаете, почему именно «Дружба»?

Д: - Потому что легче всего справиться с теми, кто не дружит.

Л: - Могут появиться слоги, если звуки поссорятся?

Д: - Нет.

Л: - Могут появиться слова, если слоги поссорятся?

Д: - Нет, они должны дружить.

Л: - А можно составить предложение из слов, которые не дружат?

Д: - Нет.

Л:  - Вы совершили очень полезное  дело, наведя порядок в царстве Грамматики. Берегите дружбу и своих друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиада по русскому языку среди 1 – 4 классов «Страна грамматики»

Задания для 2 класса 1. Выбери предложения: 1) На улица стоят ужасный жара2) Кошкой3) Зазвенели птичьи голоса4) Бабушка встречать внуки5) Любите книгу — источник знаний! 2. Постав...

Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Грамматики » (применение пособий по обучению грамоте в подготовительной группе)

В данном конспекте раскрывается опыт работы на занятиях по обучению грамоте - именно применение дидактического наглядного, раздаточного материала, сделанного своими руками. Материал подготовила Крулик...

НОД "Путешествие по стране Грамматика" в подготовительной группе

Организация непосредственно организованнойобразовательной деятельностипо разделу «Обучение грамоте»«Путешествие по стране Грамматика»подготовительная логопедическая группа НОД    "...

НОД "Путешествие в страну грамматику"

Образовательная область "Коммуникация"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект по речевому развитию в старшей группе для детей с ОНР на тему: "Путешествие с Гномом в страну Грамматика"

В данном конспекте представлены  методические приёмы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....