План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального
образования Выселковский район
План-конспект
коррекционно-образовательной деятельности
по развитию фонетических средств языка
в подготовительной группе
компенсирующей направленности
по теме: «Дифференциация звуков Р – Л»
(Путешествие на Марс)
Подготовила: учитель-логопед
Дудкина О.В.
Выселки, 2016 г.
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе обучения детей умению различать согласные звуки Р и Л по акустическим и артикуляционным признакам.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- активизировать словарь по лексической теме «Космос»;
- учить детей правильному произношению и различению звуков;
- упражнять в произнесении слов со звуками Р и Л различной трудности.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематические процессы;
- закреплять умение детей делить слова на слоги;
- развивать внимание, память;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;
- воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование:
- игрушка Марсианин;
- зеркала;
- мяч;
- предметные картинки;
- разрезные азбуки, карандаши;
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Сегодня мне доставили странное письмо.
Рычанки, лычанки,
Беда!
Земляне помогите!
Марсик.
Логопед: Как вы думаете, для кого это письмо? Кто такие ЗЕМЛЯНЕ? (жители Земли) Так это же мы с вами. Интересно, а с какой планеты этот МАРСИК? (если дети затрудняются ответить, уточняются названия планет считалкой:
Жил на свете звездочет.
Он планетам вел подсчет:
Венера – раз, Меркурий – два,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять — дальше всех Плутон,
Кто не верит, выйдет вон.)
Перечисляя планеты, дети загибают пальцы.
Логопед: Ребята, вы догадались, с какой планеты МАРСИК? (дети дают ответы) Правильно, и я думаю, что с Марса. Теперь мы можем отправиться на Марс и узнать, что случилось.
II. Введение в тему
- Упражнение на координацию речи и движения:
Ракета
А сейчас мы с вами дети (дети маршируют на месте)
Улетаем на ракете.
На носки поднялись, (выполняют описываемые движения)
А потом руки вниз.
Раз, два, три подтянись
Все, летит ракета ввысь!!!
Логопед: Внимание! Внимание! Зона перегрузки (все присели). Наша ракета покинула атмосферу Земли и вышла в открытый космос. На борту нашего космического корабля невесомость. Дети изображают космонавтов в невесомости.
Молодцы, но пора занять места. Сядет тот, кто назовет «космическое» слово (звездолет, луноход, прилуниться и др.). Все дети садятся за столы.
- Артикуляционная гимнастика
Чтобы наш полёт прошёл нормально, и мы справились со всеми заданиями, нам нужно сделать гимнастику для язычка. (с зеркалом)
«Улыбка» - «Хоботок» - 5 р.
«Лопаточка» - 5 р.
«Лошадки» - 5-6 р.
«Маляр» - 5-6 р.
«Качели» - 5 р.
«Индюк» - 5 р.
- Загадки о космосе
Логопед: Наш полет продолжается, а космические загадки начинаются!
Крыльев нет, но это птица,
Полетит и прилунится! (ракета)
Угли пылают—
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать. (звезды)
Блин в окошке виден Тане
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел…
Поделиться не хотел! (луна)
Мы обязаны ему –
Оно дарует жизнь всему!
На букву С оно зовется,
Вы догадались, это…. (солнце)
На небе происходит это –
Огромный хвост, сиянье света!
Да это, ясно же ….(комета)
Дети отгадывают загадки, а после вспоминают отгадки и называют их в той же последовательности.
- Пальчиковая гимнастика
Логопед: Наш полет продолжается, приготовили пальчики:
В темном небе звезды светят (поочередное соединение большого пальца
Космонавт летит в ракете с мизинцем, безымянным, средним и
День летит, два летит указательным пальцем на ударные
И на землю не глядит. слоги)
Логопед: Да и зачем ему смотреть на Землю, если в иллюминаторе показался огненный Марс!!!
Появляется игрушка Марсик.
Марсик: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что вы прилетели. У нас беда!Звуки Л и Р перессорились, обижаются друг на друга и говорят, что никто не может их различить. А у нас на Марсе нет таких специалистов!
Логопед: Марсик, тебе очень повезло. Наши ребята, как раз такие специалисты. Поможем ребята! Давайте сначала расскажем, что мы знаем об этих звуках. Дети дают характеристику звуков Р и Л, при этом особое внимание они обращают на то, что при произнесении звука Р кончик языка дрожит, а при произнесении звука Л кончик языка упирается в основание верхних зубов.
- Дифференциация на слух звуков Л и Р
Игра: «Хлопни, услышав звук Р»
В слогах: ра, ла, ро, то, лу, ал, ар, аж и др.
В словах: рыба , лодка, балкон, корова, дракон, платок, фиалка, корка, колко и др.
- Упражнения для формирования правильного произношения звуков Л и Р
а) Игра: «Марсианские языколомки»
Дети повторяют за логопедом слоги, следя за правильным произношением звуков Л и Р.
Ла-ра ла-ра-ла ал-ар-ар-ал
Ло-ро ло-ро-ло тра-тла-тла-тра и т.д.
б) Игра с мячом «Продолжи словечко»
Ра (ракета, работа, радуга, рама, рак)
Ру ( рубашка, руки , рубль, рукав)
Ла ( ласточка, ладонь, лампа, ласка).
- Развитие психических процессов (память, внимание)
Игры с картинками:
а) Назови картинку, которая стоит МЕЖДУ (например, барабаном и лодкой)
б) «Чего не стало?»
в) «Что изменилось?»
г) Выбрать картинки со звуком Л и Р. Дети определяют количество слогов в словах и выставляют их на панно.
- Упражнение в звуко-слоговом анализе
Дети выкладывают схему слова РОМАШКА
Слово записывается на доске, и дети составляют из его букв слова, которые выкладывают в разрезной азбуке.
Рома, Маша, ком, мошка, каша, мак, рак и др.
III. Итог занятия, оценка работы детей
Логопед: Думаю, ребята, мы справились, и теперь уже никто на Марсе не будет путать звуки Р и Л. Давайте попрощаемся с нашим новым другом Марсиком. Дети занимают места в «Ракете» (выполняется упражнение «Ракета»). Мы благополучно приземлились, на этом наше путешествие подошло к концу.
А сейчас подведём итог нашего занятия.
Что нового вы для себя узнали?
Что было особенно интересно?
Понравилось ли вам наше путешествие?
Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков [л] - [л\']"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Дифференцитиация звуков Л-Ль"...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Дифференциация звуков [c] - [з]"
На занятии проводится работа по дифференциации звуков [с-з]по лексической теме "Обувь" и словообразованию (составлению уменьшительно-ласкательных форм существительных)....
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cлова...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...
Конспект занятия по развитию грамматических средств языка в подготовительной к школе компенсирующей группе на тему «Любопытная ворона»
Цель: совершенствование грамматического строя речи.Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильному согласованию числительных и существительных; образовывать имена прилагательные от имен сущест...
Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме:" Дифференциация звуков [к-т]"
План-конспект подгруппового логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме: "Дифференциация звуков [к-т...