Конспект логопедического занятия "В гости в Буквоград"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тюкавкина Ольга Владимировна

Ребята старшего дошкольного возраста, при помощи игр, закрепляют ранее изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvograd.doc354 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  компенсирующего вида  № 49»

муниципального образования города Братска

Конспект логопедического

занятия «В гости к Буквоградику»

Подготовила :

Учитель-логопед

Бусыгина Анна Фоминична
воспитатель
Тюкавкина Ольга Владимировна

ЦЕЛЬ:

- Закрепление знаний “Звукопроизношение”, “Обучение элементам  грамоты”, “Лексико-грамматические категории”, “Связная речь”.

Коррекционно - образовательные задачи

- закреплять умение определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыки звукового и слогового анализа слов; навыки составлять из слогов слова;

- совершенствовать грамматический строй речи (навыки словообразования);

- совершенствовать навыки и умения работать со схемой, моделью;

Коррекционно - развивающие задачи:

- развивать фонематические процессы, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

- автоматизировать правильное произношение и дифференциацию всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

- развивать общую и мелкую моторику; общие речевые навыки (голоса, выразительности речи); развивать двигательную активность, интонационной и мимической выразительности;

Коррекционно - воспитательные задачи:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

- воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии;

- воспитывать ответственность, сотрудничество на занятии.

Коррекционно - оздоровительные задачи:

- применять артикуляционную гимнастику для выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти), необходимых для правильного произношения звуков;

- закреплять упражнения  дыхательной  гимнастики, которая играет важную роль в кровоснабжении и улучшает дренажную функцию бронхов;
-  использовать гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение, расслабить мышцы глаз,  укреплять мышцы глаз и в целях профилактики нарушений зрения.

Методы и приемы: - Наглядный  (пособия, картинки); – Словесный (совместная речевая деятельность);  - Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);

- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:  письмо, компьютер, проектор, экран, магнитная доска, столы, ленточки, модели звуков, карточки с картинками и схемами, карандаши, ручки.

 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов.

 Ход занятия:

Дети получают письмо от героя Буквограда, Буквоградик приглашает ребят в гости вместе с родителями 10 мая.

11 мая в каждой кабинке индивидуальное приглашение ребенку и его семье. Каждый ребёнок получает наклейку на грудь синего, красного или зеленого цвета это «пропуск» в Буквоград. (это принято для распределения детей в команды).

Дети и родители в спортивном зале на экране ноутбука начинают своё знакомство с Буквоградиком, выполняют артикуляционную гимнастику. Внезапно появляется вирус и Буквоградик пропадает с экрана.

  На полу раскиданы буквы гласные-красный фон, согласные твердые - синий фон, согласные мягкие - зеленый фон.

Собрав буквы соответственно своим наклейкам на груди, дети рассаживаются за три стола. За столами стоят под углом скамейки, для родителей.

Я ваш друг Буквоградик, хочу познакомится с вами поближе и поиграть. Вы уже знаете в Буквограде очень интересно и я приглашаю вас к себе.

Все ребята по утрам выполняют гимнастику традиционную, амы в буквограде выполняем артикуляционную.

(Идет выполнение артикуляционной гимнастики)

(2 слайд)

1. «Улыбка»

 Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.   

 Буквоградик  – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!

  2. «Трубочка»

 Губы кладываем в трубочку и вытягиваем.

 Кто играет на гитаре,

Буквоградик  на дудочке,

Губы вытянул вперед

Узкой-узкой трубочкой.

 3. «Часики»

 Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.  

 У Буквоградика  часы –

Удивительной красы!

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

 4. «Вкусное варенье»

 Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).  

 Если у Буквоградика плохое настроение,
Ест буквоградик наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.

 5. «Грибок»       

  Рот открыт. Язык присосать к нёбу.    

 Буквоградик в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.

(3 слайд)  - тревожная музыка из компьютера, визг вируса, появляется вирус.

 

Логопед: Ребята, нам нужно освободить Буквоградика и очистить компьютер от вируса. А что такое компьютерный вирус?

Ответы детей:

Логопед: Вирусы бывают разные, есть вирусы которые проникают в организм людей и люди начинают болеть. А есть вирус компьютерный, который разрушает программы компьютера, как человека, так и компьютер можно защитить от вируса, а если уж пришлось с ним встретиться, то с ним нужно бороться. Всем вместе дружно! И мы сейчас с вами дружно приступим!

На полу раскиданы буквы. Нужно быстро собрать их (здесь и происходит деление детей, дети собирают буквы соответственно наклейкам) и сесть за столики по цвету.

Вопрос логопеда: Почему буквы разделены на три цвета.

Ответы детей: гласные красные, синие твердые согласные, зеленые мягкие согласные.

Вопрос логопеда: А почему  синим цветом и зеленым обозначены одинаковые звуки?

Ответ детей: Эти звуки могут быть и мягкими и твердыми. (к,н,г,з,х,ф.в.п,р,л,д,с,м,т,б)

Вопрос логопеда: Ребята А вы запомнили каким был Буквоградик: вспомните все части человека – 1-2-3 все в кружок ко мне беги!

(4 слайд) Дети встают и выполняют движения называя и показывая части тела вместе с логопедом:

Всем известно - части тела предназначены для дела.

Быть у каждого должна - очень умной голова.

Мы ей вертим,  как умеем, голова сидит на шее.

Есть на пальцах наших – ногти. На руках- запястья, локти

Темя, плечи, лоб и грудь и лопатки не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.

Есть колени и спина, но она всего одна.

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Это человек такой!

 (5 слайд)

Логопед: Ребята появилась голова, а значит мы на правильном пути.

Буквоградик: Я теперь вас вижу ребята,  давайте сделаем все вместе гимнастику для глаз.

С 7  по 15 слайд – гимнастика для глаз.

Лгопед: Следующее задание на экране- каждая команда должна найти четвертый лишний предмет и назвать обобщающее слово.

(14 слайд)  Общее овощи, лишняя ягода вишня.

(15 слайд)  Общее насекомые, лишняя птица воробей

(16 слайд)  Общее рыбы, лишнее животное – заяц.

(17 слайд)

(напоминание о вирусе и дыхательная гимнастика).

Логопед: 1-2-3 вставай!

Вирус дружно прогоняй!

Чтобы вирус нам спугнуть  нужно сильно - сильно дуть,

Дуйте прямо на экран и еще по сторонам.

Дуйте правильно ребята, носом вдох, а выдох ртом.

Буквоградик к нам  вернется, если вирус уберём!

(18 слайд)

Логопед:У Буквоградика появилось еще одна часть тела – Как она называется? Туловище.

А следующее задание в конвертах на столе сложить разрезанные картинки, назвать количество слогов.

(19 слайд)

Проверка на экране.

Синие: машина, самолет, пароход.

Зеленые: корова, котёнок, собака.

Красные: ворона, попугай, воробей.

Логопед: у Буквоградика уже появились руки и он предлагает нам сделать разминку.(20 - 21 слайд) – разминка.

Крепче за руки держитесь!

В круг скорее становитесь!

Жил да был Буквоградик

С круглыми ушами.

Он в книжке Буквоград

Повстречался с нами.

Вдруг, откуда ни возьмись,

Вирус появился!!!

Буквоградика он съел

И очень удивился!

У буквоградика друзья,

Мы из  «Лукоморья»!

Все решения найдем,

Буквоградика спасём!

(22 слайд)

(определить родственное слово).

Логопед я прочитаю вам стих а вы мне поможете закончить строчки

Жил да был весёлый гном. Он в лесу построил … (ДОМ).

 Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал  …(ДОМИК)

 Самый маленький гномишко под грибом сложил … (ДОМИШКО).

 Старый, мудрый гном-гномище выстроил большой … (ДОМИЩЕ).

 Был он стар и был он сед и большой был … (ДОМОСЕД).

А за печкой, за трубой жил у гнома … (ДОМОВОЙ)

 Очень строгий, деловитый, аккуратный … (ДОМОВИТЫЙ),

 Мох, калину, зверобой – всё из леса нёс … (ДОМОЙ),

 Есть любил он суп вчерашний, пил он только квас  (ДОМАШНИЙ).

 Вечером привык встречаться гном с любимым  (ДОМОЧАДЦЕМ) –

 Каждый день соседи-гномы навещали деда … (ДОМА).

 Всех встречал радушно гном, все любили этот … (ДОМ).

Логопед: Повторите слова, которые вы мне подсказали,,,,,

Ответы детей:  дом, домик, домище..

Логопед: А какая общая часть в этих словах?

Ответы детей: дом

(18 слайд)

Логопед: Правильно слово дом

(19 слайд)

Кто назовет, сколько звуков в этом слове? Какой первый звук? Какой последний звук? А какой звук в середине слова?

Дом большой, а маленький?- домик.

А теперь нужно на магнитной доске выложить схему слова ДОМИК.

Логопед: 1-2-3-4-5 – ты со мной пойдешь играть!

По считалке выбирает ребёнка, который на магнитной доске выложит схему слова. А ребята выложат схему на столиках.

Приглашается по одному игроку от команды, каждому дается магнитная доска и квадратики для составления схемы слова.

(20 слайд)

Логопед у Буквоградика появилась только одна часть тела. Скорее за стол! у нас самое сложное задание!

(21 слайд)

На столе лежат пустые схемы, каждая команда слушает свою скороговорку запоминает, повторяет и рисует свою скороговорку в клетках.

 (22 слайд)

В борьбу вступают родители, они помогают детям запомнить и повторить скороговорку.

А затем нарисовать скороговорку схемой. (мнемотехника)

Идет работа с родителями и и детьми, прослушивание скороговорки и показ схемы к ней.

Логопед: Ну вот появился на Буквоградик!

(23 слайд)

 Все дружно скажем 1-2-3 вирус – уходи!

Буквоградик прощается с ребятами и звучит песенка Дружба.

Логопед раздает раскраски букв: «Портреты жителей Буквограда».

Логопед: Что сегодня помогало вам ребята в победе? – дружба!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"

Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме  дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Логопедическое занятие "Путешествие в Буквоград" для детей 5-6 лет.

В конспекте занятия задания по обучению детей грамоте, дидактические игры....

Конспект логопедического занятия «В гостях у белочки» (занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах)

В занятии решаются следующие задачи:Ø автоматизировать произношение звука «Р» в слогах, словах;Ø развивать фонематический слух;Ø развивать навыки фонематического анализа;Ø развивать движения тонкой мо...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «В гостях у тетушки Совы».

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе  «В гостях у тетушки Совы».Закрепление правильного произношения звука [С] в словах, фразовой речи....

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....