Логопедическое занятие "Путешествие в Буквоград" для детей 5-6 лет.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Абдусаламова Галина Геннадьевна

В конспекте занятия задания по обучению детей грамоте, дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_2013_god.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 103»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте

«Путешествие в Буквоград»

для детей 5 – 6 лет

                                                            Учитель – логопед

                                    Абдусаламова Г.Г.

       

Курск 2013

Коррекционно-образовательные цели:

  • Совершенствовать фонематический слух, навыки звукобуквенного, слогового  анализа. Закреплять умение давать характеристику звуков.
  • Формировать умение дифференцировать звуки [Ж],[Ш].
  • Совершенствовать навыки слогового чтения и «печатания».
  • Закреплять зрительный образ изученных букв, учить узнавать буквы русского алфавита.
  • Совершенствовать умение отгадывать загадки.

           

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости.
  • Развивать мелкую моторику рук.

           

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
  • Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.

Оборудование: танграм на каждого ребёнка, схема машины, звуковые линейки, предмегные картинки на каждого ребёнка содержащие звуки [Ж],[Ш], домики для картинок, шифровки, простые и цветные карандаши.

Ход непосредственно образовательной деятедьности:

I Оргмомент:

Логопед вместе с детьми входит в группу, проходят на ковёр, останавливаются полукругом, здороваются, выполняют пальчиковую гимнастику, повернувшись лицом друг к другу парами.

Желаю                                      соприкасаются большими  пальцами;

Успеха                                      соприкасаются указательными пальцами;

Большого                                  соприкасаются средними пальцами;

Во всём                                     соприкасаются безымянными пальцами;

И везде                                     соприкасаются мизинцами;

Удачи тебе на занятии            соприкасаются  ладонями.

Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Логопед: Мне сегодня пришло такое СМС- сообщение на телефон.

Ребята, приглашшшшшаем в нашшшш город, ужжжжжжасно жжжждём.

Как вы думаете, какие звуки нас приглашают гости?

Дети: Звуки  [ж] и [ш]

Логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки.

Дети: Звук [ш] – согласный твёрдый глухой;

          Звук [ж] – согласный твёрдый звонкий.

Логопед: Чем эти звуки похожи?

Дети: Они оба согласные твёрдые.

Логопед: А чем они отличаются?

Дети: Звук [ш]– глухой, а звук [ж]– звонкий.

Логопед: Чтобы отправиться в гости, нам нужен транспорт. Давайте пройдём на свои места и построим машины.

II Основная часть

Ребята садятся за столы и собирают танграм «Машина».

Логопед: Машины наши готовы, отправляемся. А пока мы в дороге поиграем в игру «Сигнальщики». Вы поднимете синий квадрат, если услышите звук  ш, и синий квадрат с колокольчиком, если услышите звук ж.

Логопед называет слоги и слова со звуками [ш] и [ж].

Ши жа жу аш ош уж

Шайба,  жизнь, вишня, лепёшка, шум, крыжовник, жасмин, машина, желток,шёпот, жадина, джинсы, башмак.

Логопед: Здесь наша первая остановка. Звуки [ж] и [ш]  прислали нам картинки. Они просят расселить их по домикам. Давайте поможем звукам. Дети расселяют картинки по домикам.

Логопед: Нам снова пора в дорогу. Пока едем, давайте соберём Семейки слов». Дети собирают  родственные слова к словам ЁЖ и МЫШЬ.

Логопед: А теперь снова остановка. Наши звуки опять запутались. Они могут стоять  в начале слова, в середине  и в конце. Но они запутались в каком слове , где им стоять. Давайте им поможем.

Работа с карточками. Логопед называет слово. Дети определяют, какой звук и в каком месте слова находится.

Шиповник, жёлудь, мышонок, мышь, шанс, кожура, жара.

Логопед: Едем дальше. Поиграем в игру «4-й лишний».

Проводится игра « 4-й лишний».

Примерные ряды слов:

Жаба, живот, шапка, журавль;

Шум, школа, шоколад, жук;

Жасмин, ножи, жадина, жало;

Шиповник, шаг, шёлк, шишка.

III Физкультминутка

Логопед: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Измени слово» с мячом.

 Вам нужно изменить звук [ж] на [ш] и наоборот в словах.

 • У печки – САША, а в печке – САЖА.

 • От костра – ЖАР, над костром – ШАР.

 • Маленькая ЛУША и большая ЛУЖА.

 • Потеряна ШАЛЬ, ее мне не ЖАЛЬ.

 • Легче ЖИТЬ, когда умеешь ШИТЬ.

 • Какое ШИТЬЕ, такое и ЖИТЬЕ.

 • На рукаве НАШИВКА, у рыбака НАЖИВКА.

 • Платье надо ОБШИТЬ, а квартиру ОБЖИТЬ.

 • Пожар ТУШИТЬ – потом ТУЖИТЬ.

 • Шов можно ПРОШИТЬ, жизнь нужно ПРОЖИТЬ.

 • Руками МАШУТ, а масло на хлеб МАЖУТ.

 • Платье можно ПЕРЕШИТЬ, жизнь нужно ПЕРЕЖИТЬ.

 Поиграли, отдохнули, пора спешить.

Логопед: Ребята, нам совсем немного осталось до города звуков. Вот ещё одно задание прислали звуки.

Задание «Шифровки» Дети расшифровывают слова, читают, затем делают звукобуквенный анализ.

Ы И Ш М К

2   5   3   1   4

Ж И У Н

2   3  1  4

Двое детей выполняют звукобуквенный анализ на доске.

IVРефлексия

Логопед: Что было трудно выполнять во время путешествия?

Что понравилось?

Ответы детей.

Логопед хвалит детей и говорит, что звуки передали детям угощение, в названии которого есть один из звуков. Дети отгадывают, что это шоколад. Логопед угощает детей.

«Сигнальщики»

Ши жа жу аш ош уж

Шайба,  жизнь, вишня, лепёшка, шум, крыжовник, жасмин, машина, желток,

шёпот, жадина, джинсы, башмак.

Место звука.

Шиповник, жёлудь, мышонок, мышь, шанс, кожура, жара.

4 –й лишний

Железо, жаворонок, шарф, жёлудь

Жар, шерсть, шоколад, шуба

Жалоба, жир, дежурный, журнал

Шорты, шея, школа, шашки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое домашнее задание для детей 5 - 7 лет с ОНР. Упражнение "Угадай профессию".

Закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений, навыков...

Логопедическое домашнее задание для детей 5 - 7 лет с ОНР. Упражнение "Четвертый лишний"

Закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков...

Логопедическое домашнее задание для детей 5 - 7 лет с ОНР. Упражнение "Вставь пропущенную картинку"

Закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков....

Конспект логопедического занятия «Транспорт» для детей с задержкой речевого развития 2-3 лет

Данный конспект логопедического занятия включает упражнения по развитию речевых навыков, развитию слухового внимания.  Предложенные игры помогают преодолевать темповые задержки речевого развития ...

Конспект НОД по обучению грамоте в логопедической группе ДОУ (для детей с общим недоразвитием речи)

Конспект  НОД  по  обучению  грамоте  в  логопедической (подготовительной к школе) группе  ДОУ  (для  детей  с  общим  недоразвитием  р...

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

Логопедический досуг с участием детей старшей логопедической группы и родителей "Наш семейный КВН"

Логопедический досуг позволяет:Вызвать живой интерес у детей и родителей;Раскрепоститься и преодолеть барьер в общении со взрослыми;Развивать творческие возможности, познавательную активность, коммуни...