Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе " На поиски сокровищ!"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

 В конспекте в увлекательной игровой форме дети закрепляют и упражняют свои знания: умение определять буквы наощупь, чтение слогов и слов, умение  ориентироваться на плане группы. Совершенствуют навыки звукового анализа и синтеза, фонематический слух, слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику, память, сообразительность. В ходе занятия у детей формируется чувство сотрудничества, умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для  детей с общим недоразвитием речи существуют характерные особенности словарного запаса: активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика; пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме; понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей присутствуют простые нераспространенные предложения. Также отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций и грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков), а также отставание в моторной сфере.

Комплексно решить проблему устранения нарушений в развитии ребенка с общим недоразвитием речи позволяют игровые упражнения с цветными ниточками.

Ниткография – изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных по контуру на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, изображающих картину.

Эта  технология заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи,  лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм  и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.

Упражнения данного профиля открывают детям широкие возможности для проявления творчества. Эта одна из  важных  проблем в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, так как творческое развитие у них на очень низком уровне.

Игровые задания и упражнения с помощью ниткографии можно использовать как часть занятий – и фронтальных, и индивидуальных.

В качестве "волшебной нити" можно использоваться толстую (не более 2 мм толщиной) хлопчатобумажную или шерстяную нитку. В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность (бархатная бумага, фланелевая ткань, ковролин).

Формирование навыка выкладывания на фланелеграфе из цветных нитей схематичных изображений предметов и форм происходит постепенно, по мере изучения лексических тем. Сначала мы знакомим детей со схематическим изображением конкретного предмета, обращая внимание на детали, пропорции, соотношение частей предмета, его цвет. Затем в занимательной форме, вовлекая ребенка в игровые и речевые ситуации, помогаем освоить способы изображения предметов и форм с помощью ниткографии.

На первых занятиях все игровые задания выполняются в медленном темпе. Педагог следит за точностью изображения предметов с помощью разноцветных нитей. Постепенно дети учатся сочетать речь с движениями рук в процессе изображения предметов и форм. Далее, по мере накопления детьми опыта, задания усложняются. Последующая форма проведения упражнений предполагает изображение серии предметов и «рисование» нитками целых сказок. Основной целью таких приемов является развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей.

Когда дети хорошо осваивали технику ниткографии, мы предлагали выкладывать сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов. Задача ребенка – выложить  нитку по контуру на бархатной бумаге. Педагог наносит контур рисунка (позднее это делают сами дети), а ребенок прикладывает к бумаге ниточку и придавливает пальчиком. Для такой аппликации мы используем нитки-мулине разных цветов. Дети сами решают, какие цвета они выберут для своей картины.

В процессе подобных упражнений ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. В процессе работы над составлением картин с использованием техники ниткографии дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.

Занятия с цветными ниточками открывают для ребенка возможность выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

    Использование таких приемов работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать интерес детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала. 

     

Варианты использования технологии  ниткографии на занятиях:

Лексическая тема  «Фрукты».

Диктант для ниточки.

Цель: создание условий для воспитания интереса к занятиям с цветными ниточками; обогащение и систематизация словаря по теме «Фрукты»; развитие слухового, зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

У детей на столах наборы цветных нитей, экраны (формата А - 4) с наклеенной бархатной бумагой, карточки со схемами изображения предметов по теме «Фрукты».

Педагог. Ребята, слушайте слова и подбирайте подходящую карту – схему. А теперь уберите схемы и под диктовку изобразите «рисующими ниточками» предметы: яблоко, грушу, банан, лимон.

Дети изображают фрукты на своих экранах.

Игровое упражнение

«Угадай, что это?»

Цель: создание условий для воспитания навыков взаимодействия и сотрудничества;  расширение активного словаря, развитие понимания значения слов; развитие знаний и представлений об окружающем мире.

           Педагог. Ребята, отгадайте название предмета по описанию:

 - Это фрукт, круглый, красный, вкусный. Что это?

Дети отгадывают название фрукта и выкладывают цветными нитями на экране его схематичное изображение.

Аналогично проводится работа со словами других лексических тем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников Воронина Наталья Владимировна учитель-логопед МАДОУ №398

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Слайд 3

Основные коррекционные задачи развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений; совершенствование зрительно-пространственного восприятия; формирование навыков чтения и работа над техникой чтения; развитие восприятия.

Слайд 4

Упражнения, игры и приемы для предупреждения ошибок чтения и письма. Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв : выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики; вырезание из цветной бумаги; выжигание на дощечках; вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»); рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает )

Слайд 5

выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке лепка букв из пластилина узнавание буквы наощупь (игра «Чудесный мешочек»);

Слайд 6

Игра «Необычный конструктор» Цель: вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв; начать классификацию букв алфавита по количеству элементов - Упражнение «Кто внимательнее?» Перепечатать буквы, состоящие: - из одного элемента (О, С); - из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.); - из трех элементов и т.д. - «открыты» (А, Б, Г и т.д.); - «закрыты» (В, О).

Слайд 7

буквы, которые «смотрят»: - прямо (А,Н,Х,Ж,М,Т,И и др.) - вправо (Е,К,Г,Б,Ь,Р,С,В и др.) - влево (Я,У, З,Ч,Э) Игра «Угадай, какая буква?» Упражнение «Найди правильные (неправильные) буквы»

Слайд 8

Игры и упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия Игра «Разноцветное путешествие» «Нарисуй дорожку» «Угадай словечко» «Слово рассыпалось» «Перепутанные буквы»

Слайд 9

Итоги профилактической работы В результате целенаправленной работы у детей: повышается обучаемость , улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Слайд 2

Актуальность В совершенствовании речевых навыков детей при подготовке их к школе значительное место отводится формированию грамматического строя устной речи. Так как именно грамматический строй является тем организующим началом, которое обеспечивает использование других языковых средств (лексических и фонетических). Нарушения развития грамматического строя речи затрудняет процесс общения детей, а в школьном возрасте и овладения ими учебным материалом. Недостаточная сформированность грамматического строя речи является одним из наиболее ярких проявлений общего недоразвития речи. В настоящее время эта проблема становится более актуальной, так как именно дети с общим недоразвитием речи составляют основной контингент школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Отсюда следует, что необходимо больше уделять внимание формированию грамматического строя речи еще в дошкольном возрасте. У дошкольников необходимо развивать языковое чутье, воспитывать прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться как бы отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком языковыми нормами.

Слайд 3

Цель: Формирование и развитие грамматического строя речи у старших дошкольников ( ОНР 3 уровень)

Слайд 4

Основные задачи 1 ) Обогащение речи детей грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем м ире и звучащей речи. 2) Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения . 3) Развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка игр.

Слайд 5

Ф О Р М Ы Р А Б О Т ы Фронтальные занятия Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия Специально организованные дидактические игры

Слайд 6

Дидактические игры, направленные на развитие грамматического строя речи

Слайд 7

Используемая литература

Слайд 8

Индивидуальные тетради по закреплению лексико-грамматических категорий

Слайд 9

Богатый картинный материал по лексическим темам

Слайд 10

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможно, у ребенка есть проблемы с речью. Тогда мы можем дать практический совет: Решение вопроса обеспечит Лишь только профессиональный ЛОГОПЕД.

Слайд 2

На уроки к логопеду Аж вприпрыжку я бегу : Ведь учительнице строгой Показать язык смогу!

Слайд 3

Чтобы звуки все сказать, пальцы нужно развивать

Слайд 4

Звуки, буквы изучать, Слоги, предложения Нам совсем не тяжело, Ведь нужные умения . Скоро в школу мы пойдем, Нужно нам стараться И поэтому на пять Мы будем заниматься

Слайд 5

Обязательно дыханье нужно детям развивать, Потому что без дыханья трудно правильно сказать

Слайд 6

Вот в театр мы играем, речь свою мы развиваем



Предварительный просмотр:

  Программные задачи:

Автоматизировать звук Р в слогах, словах, упражнять в умении  делить слова на слоги, развивать фонематический слух, умение выделять звук Р в словах;

способствовать развитию мыслительных способностей, закреплять умение классифицировать овощи и фрукты, развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук

Методы и приемы:  игровой момент,  использование наглядного материала, проговаривание новых слов, сюрпризный момент

Материал и оборудование:  картинка девочки Раи, панно «Магазин», игра «Соедини правильно», машинка, панно «Заведи мотор», картинки для деления слов на слоги,  магнитная доска, стол. пирамидка

Организация:  Ребенок сидит за столом, перед ним магнитная доска.

Ход занятия.

1 часть

Макар, у нас сегодня с тобой не простое занятие, нас пригласила к себе на день рождения девочка Рая. Ты хочешь побывать у нее на празднике? Я тоже с удовольствием. Тогда отправляемся.

2 часть

Путь у нас неблизкий, я думаю, что удобнее всего нам будет поехать на машине. Потому что с пустыми руками на день рождения не ходят, нам надо будет заехать в магазин за подарками. Бери машинку, заводи мотор, и в путь!  

Вот и приехали. Рая по секрету мне призналась, что ей очень нравятся подарки, в названии которых есть звук «Р» - это ее любимый звук, потому что это первый звук ее имени. Давай купим ей подарки со звуком «р».

Ну что, теперь можно и в гости. Поехали на машине. Только теперь мы будем  ехать с песнями: «РА-РО-РУ-РЫ-РЭ»

Ой, посмотри-ка, как много гостей спешит к Рае. Только что-то непонятно, кто это? Все стоят так близко, я не могу рассмотреть, кто же это? А ты можешь?

Какой ты внимательный, да глазастый, всех разглядел.

Рая готовилась к своему празднику, она наготовила очень много разных блюд, но вот только не смогла приготовить суп и компот. А знаешь почему? Потому, что когда она шла с рынка и несла овощи и фрукты, пакет порвался и все, что в нем было, перепуталось. Ты такой умненький мальчик, что я думаю, ты справишься с такой трудной задачей. Помоги, пожалуйста, провести дорожки от овощей к кастрюле – для супа, а от фруктов и ягод – к графину, для компота.

Ты знаешь, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Рае будет очень приятно получить подарок из твоих рук. У меня есть заготовки для пирамидки, тебе нужно только ее собрать и подарить Рае.

Замечательно у тебя получилось.

Ну вот, как всегда, все хорошее быстро заканчивается, праздник подошел к концу. Но гости решили остаться переночевать у Раи. Ведь у нее есть домики для гостей. Только Рая опять в затруднении: кого куда расселить. Придется нам ее снова выручать. Давай мы с тобой определим, сколько слогов в названии каждого гостя и поселим его в домик с таким же количеством окон.

Ребенок на макете  «Заведи мотор», движется с помощью игрушечной машинки по дорожке, произнося на длительном выдохе звук «р-р-р»

Ребенок называет предметы, определяет на слух, есть ли в слове звук «р»

Ребенок движется с помощью машинки, проговаривая громко слоги.

Ребенок называет животных, обводит их силуэт пальчиком.

Ребенок называет фрукт или овощ и рисует дорожку или к кастрюле, или к графину, проговаривая свои действия.

Ребенок собирает колечки пирамидки, выкладывает их в нужном порядке.

Ребенок делит слова на слоги, выставляет их под нужными домиками

3 часть

Что бы Рая без нас делала? Ты ей так сегодня помог, был такой умный, рассудительный, внимательный. Она решила тебя отблагодарить и подарить тебе на память угощение: киндер-сюрприз.



Предварительный просмотр:

Цель:  закрепление и систематизация знаний, умений и навыков, полученных ранее на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: развивать умение детей ориентироваться на плане группы, учить узнавать буквы наощупь, обучать слоговому чтению

Коррекционно-развивающие: совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Способствовать развитию фонематического слуха, слухового внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти, сообразительности

Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе, вызвать у детей  положительное эмоциональное состояние

Оборудование:

2 магнитные доски, силуэты рыбок(с написанными на них слогами), веревка с прищепками, «волшебный мешочек» с буквами, 2 цветка с 5 лепестками (на одном слова, на другом – картинки), портрет Джека Воробья,  карточки с картинками, схемы слов, кубики по количеству детей, карта-план группы, сундучок с сюрпризами, маркер.

- Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, мы будем играть в искателей сокровищ.  Что такое сокровища? Я приготовила сундучок с сокровищами для вас и  хорошенько его спрятала. Обычно искатели сокровищ проходят очень долгий и нелегкий путь, преодолевают какие-то испытания и трудности, вам тоже это предстоит. Нужно будет приложить максимум усилий, вспомнить все, чему мы с вами научились на занятиях – и тогда сокровища обязательно попадут вам в руки.  За сокровищами мы отправимся  по морю. Задания нас ждут на разных островах, мы будем делать остановки, выполнять задания и ехать к следующему острову. Как вы думаете, на чем мы сможем отправиться в это нелегкое, но очень увлекательное путешествие? Конечно, у нас уже построен корабль,  остается занять свои места. Но уже здесь вам нужно подумать и занять то место, на котором написана первая буква вашего имени. (дети рассаживаются на стульчики). Ну все, отправляемся, а чтобы все у нас получилось, давайте соберем все свои силы и знания, дадим друг другу руки, и проговорим наши волшебные слова с закрытыми глазами:

Говорим всегда красиво,

 Смело и неторопливо,

 Ясно, четко говорим,

 Потому что не спешим.

Открывайте глаза, посмотрите в бинокль, а вот и первый остров. Ребята, я вот подумала, путешествие у нас долгое, трудное, а подкрепиться нам нечем, продукты никто не взял.  Но посмотрите, в воде около берега очень много рыбы и она совсем не боится нас, потому что остров необитаемый, рыбам незнакомы люди. Да и рыбы, посмотрите, какие-то необычные, на их спинах написаны слоги. Давайте отправим 4 детей, которые лучше всех умеют ловить рыбу, причем прямо руками, т.к.удочек у нас тоже нет. Нужно поймать рыбу, прочитать слоги, составить слова, которые обозначают  пищу и развесить рыбу на прищепки, чтобы высохла на солнце (дети «ловят рыбу», составляют слова и вывешивают  рыбу на веревку) Давайте посмотрим, какие слова получились у наших рыболовов (читаем получившиеся слова).

Ну хорошо, первое задание выполнили, запасы приготовили, едем дальше. Посмотрите, следующий остров – и новое задание.  Пойду посмотрю, что там. Ребята, здесь игра «Волшебный мешочек». В нем буквы, из которых нужно будет составить слово на магнитной доске. Буквы надо узнать наощупь. Кто будет участвовать в этом конкурсе? (дети наощупь определяют буквы, выкладывают их на доске, складывают слово, читают его). Молодцы, с этим заданием справились, поехали дальше.

Что-то солнце сильно стало припекать, жарко становится на корабле, не хотите освежиться, искупаться в море? А вы все умеете плавать? Если нет, берите волшебные кубики у себя под сиденьями, они помогут вам удержаться на плаву. Поиграем в игру «Будь внимательным». Поставьте кубики на коврик  и плывите друг за другом, пока я называю разные известные вам звуки. Как только я назову наш звук, с которым мы знакомились на этой неделе – Е – вы должны быстро схватить кубик. Кому не достанется – занимает свое место на корабле. Вот и посмотрим, кто из вас самый внимательный и ловкий. Плыть можно разными стилями: брассом, кролем и стилем баттерфляй  (показываю различные стили плавания).  (пока дети «плывут», убираю несколько кубиков).

Ну вот, отдохнули, освежились, поиграли, повеселились, пора плыть дальше.

Подъезжаем к следующему острову – посмотрите, весь остров покрыт цветами, какая красота, давайте посмотрим, что нам этот остров предлагает сделать?

Игра называется  «Цветик-пятицветик». Надо оторвать лепесток с цветка, прочитать слово, которое  на нем  написано, и найти соответствующую картинку на другом цветке.  (дети выполняют задание, держат в руках по 2 лепестка – слово и картинка). Ребята, а у меня еще одно задание есть: надо найти среди этих слов одно лишнее. Кто догадался? (ребенок с «корабля» определяет лишнее слово и  объясняет свой выбор)

Молодцы, отлично справились,  едем дальше!

Мы приближаемся к острову Джека Воробья, он тоже приготовил для вас интересное задание-игру «Проведи дорожки».  Надо соединить картинки и схемы слова, которые к ним подходят. Будьте внимательны!

Джек Воробей благодарен вам за прекрасно выполненное задание и передает вам карту сокровищ.  Давайте развернем ее и посмотрим, что там нарисовано. Это же план нашей группы, посмотрите, а вот и крестик, которым обозначено место, где спрятаны сокровища. Посмотрите внимательно, где это? (дети по карте находят место, где спрятан сундучок, достают «сокровища»)

 Ребята, мы с вами достигли  цели нашего путешествия – нашли сокровища, пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? А что понравилось больше всего?(ответы детей).Мне тоже очень понравилось наше путешествие, и вы меня очень порадовали своими знаниями и умениями. Я вам обещаю, что мы обязательно отправимся с вами на поиск сокровищ или клада еще когда-нибудь..

Занимайте свои места на корабле и в добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе

Данное занятие помогает:-закреплять знания детей об изученных звуках и буквах (гласных и согласных), о понятиях «звук», «буква»;-развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонемати...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Буква Ёё"

                           Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенст...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме:"Звук и буква С"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: "Звук и буква С"...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе : " Путешествие по стране знаний"

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе : "Путешествие по стране знаний"...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Звук [ш] и буква «Шш»

На  этом занятии дети будут тренироваться   произносить звук  [ш]. Упражняться в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука ...