Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рыцарева Ольга Павловна

Данное занятие помогает:

-закреплять знания детей об изученных звуках и буквах (гласных и согласных), о понятиях «звук», «буква»;

-развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

- воспитывать интерес к обучению в школе, умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе

Тема: «Путешествие по городу звуков и букв»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-закреплять знания детей об изученных звуках и буквах (гласных и согласных), о понятиях «звук», «буква»;

- упражнять в выделении начального звука в словах;

-формировать умение анализировать звуковой ряд, состоящий из 2-3 гласных и согласных звуков;

- закреплять зрительные образы изученных букв;

- упражнять в анализе и синтезе, чтении прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;

- развивать общую и мелкую моторику, силу голоса;

Развивать слуховое внимание и зрительное восприятие, логическое мышление.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать интерес к обучению в школе, умение работать в коллективе.

Оборудование: домики звуков и букв( гласных, согласных), демонстрационные буквы, загадки, предметные картинки с изображениями отгадок на загадки, набор счетнывх палочек( на каждого ребенка), подносы с различными материалами для выкладывания букв, изображение дома с окнами, в которых видна часть буквы, карточки с написанными звукосочетаниями, карточки- паззлы «Карандаш», кассы букв( на каждого ребенка), сумочка для паззлов.

Ход занятия:

I.Оргмомент.

- Ребята, давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло наших рук и отправимся в путешествие. Мы возьмем с собой нашу дружбу, ведь путешествовать интересней и веселей с друзьями.

- А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей: на самолете, машине…). Сегодня мы с вами попадем в необычный город - Звуков и букв. А поможет нам туда долететь самолет. Отправляемся в путешествие.

Упражнение с речевым сопровождением «Самолет»:

Вот стоит наш самолет                                 Ходьба на месте

Он заводит мотор,

Др-др-др                                                         Вращательные движения руками

Др-др-др!

Разогнался самолет,

Др-др-др!                                                        Вращательные движения руками

Др-др-др!

Шасси убрали                                                Расправить руки, плавные наклоны вбок

Полетели сами.

Вот и лес, мы тут

Приготовим парашют.                                  Прыжки на месте

Приготовились, прыжок

Мы летим с тобой дружок.                           Приседания, руки в стороны

Над лесами, над полями

Приземлимся на поляне.                               Присесть на корточки, встать.

II. Основная часть.

1)-Ребята, сегодня мы будем путешествовать по городу Звуков и букв. Я вижу его вдали. А зачем нужно учить звуки и буквы? (чтобы научиться читать и писать, быть грамотным, хорошо учиться в школе, узнавать много нового и интересного…) Вы все верно сказали. Мы с вами уже успели подружиться с некоторыми звуками и буквами, но все-таки город сказочный и чтобы войти в него, надо отгадать загадки, а  картинки- отгадки найти  среди других картинок на столе. Затем определите, на какой звук начинается слово-отгадка, и выберите нужную букву.(Дети отгадывают загадки, находят картинку-отгадку, определяют первый звук в этом слове и находят карточку с этой буквой, накладывают букву на картинку-отгадку).

Загадки:

-Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы- все умелые пловцы (Аквариум).

- Не куст, а с листочками

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает (Книга)

- Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять, как его родная мать (Утка, утенок)

- Всех на свете обшивает, а сама не надевает (Иголка)

- Золотое решето черных домиков полно (Подсолнух)

- Золотая голова велика, тяжела,

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка (Тыква)

- Молодцы, все правильно отгадали. Сегодня за каждое выполненное задание в этом городе вы будете получать по одной части- фишке. Собрав их все, вы узнаете что-то интересное в конце нашего путешествия. Вот сумочка для фишек. И вот первая фишка.

- Посмотрите, мы с вами оказались в городе звуков и букв. А вот и домики жителей. Это домик каких звуков? (гласных). Как узнали? (красные квартирки). Что вы знаете о гласных звуках? А это домик каких звуков? (согласных). Как узнали? (синие и зеленые квартирки). Что вы знаете о согласных звуках? Все верно. (вручить фишку)

2) Ребята, а звуки любят принимать гостей и петь для них свои  песенки. Вот и для нас с вами они сейчас тоже споют. А вы внимательно их послушаете и определите, сколько звуков пели свои песенки. ( Дети садятся за столы) Учитель-логопед берет экран, чтобы дети не видели его губ при  произнесении звуков.

- Нужно  выложить столько палочек, сколько звуков услышали. ( ау, уаи, иуао, оауи)

- Сколько палочек ты выложил? Почему? Сколько звуков услышал? Какие? Какой перовый звук? Второй? Третий?

- Все справились с заданием. Получите фишку.

3) А кто из вас знает, что нужно сделать, чтобы увидеть звук? ( превратить его в букву- написать, выгнуть из проволоки, выложить из палочек…)

Давайте расскажем стихотворение о звуках и буквах, которое мы знаем:

Звуки мы слышим и их повторяем,

При письме буквами изображаем.

Звуки мы можем услышать, сказать,

Буквы- увидеть и написать.

- А вы хотите сделать так, чтобы звуки стали видимыми? (ответы детей).

Выберите себе любой звук и превратите его в букву каждый по-своему. ( Дети садятся за столы и берут подносы с необходимыми материалами, выкладывают буквы)- проводит логопед совместно с воспитателем.

-Какую букву выкладываешь? Из чего выкладываешь? Из каких частей состоит твоя буква?

- Вот какие умелые у вас руки и пальчики - ваши помощники - сделали так, чтобы звуки стали видимыми. Возьмите еще одну фишку.

Физкультминутка

- Но наши руки могут делать еще очень многое. Давайте покажем, что же еще умеют делать руки?

Упражнение с речевым сопровождением «Правая, левая».

- Сначала будем говорить шепотом, потом - обычным голосом, а затем - громко.

- Вот как много полезного, оказывается, умеют делать наши руки.

4) –Посмотрите, я вижу вдали еще один домик с буквами. Давайте подойдем поближе (подходят к домику с буквами). Посмотрите, буквы спрятались за окошками и видно только их части. Постарайтесь угадать, какая же буква живет в каждой квартире.

Игровое упражнение «Какая буква выглянула в окошко?»

Получите фишку за выполнение задания.

5)- Ребята, я вижу, что некоторые буквы вышли погулять, но не по одной, а со своими друзьями, давайте их сфотографируем на память, ведь у путешественников всегда с собой фотоаппарат. Садитесь за столы.

Игровое упражнение «Зоркий фотограф»

 Дети выкладывают увиденные сочетания  из букв азбуки, читают.

-Что ты выложил? Почему? Прочитай. Какая  буква первая? Вторая? Третья? Что получится вместе?

-Молодцы! Получите последнюю фишку.

6) Рефлексия.

-Сегодня в городе звуков и букв вы выполнили много интересных заданий. Какое задание вам понравилось больше всего?

- Вы не забыли, что у вас есть части- фишки? Давайте их соберем и посмотрим, что же получится? ( Дети собирают из частей изображение карандаша). Что получилось? Как вы думаете, зачем жители города звуков и букв подарили вам карандаш? (ответы детей - чтобы мы научились красиво и грамотно писать, подготовились к школе)

-Звуки и буквы приглашают нас к себе в гости еще. Вы готовы? Будем с ними знакомиться и дружить дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе " На поиски сокровищ!"

В конспекте в увлекательной игровой форме дети закрепляют и упражняют свои знания: умение определять буквы наощупь, чтение слогов и слов, умение  ориентироваться на плане группы. Совер...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Буква Ёё"

                           Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенст...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме:"Звук и буква С"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: "Звук и буква С"...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе : " Путешествие по стране знаний"

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе : "Путешествие по стране знаний"...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Звук [ш] и буква «Шш»

На  этом занятии дети будут тренироваться   произносить звук  [ш]. Упражняться в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука ...