Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данное занятие помогает:
-закреплять знания детей об изученных звуках и буквах (гласных и согласных), о понятиях «звук», «буква»;
-развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
- воспитывать интерес к обучению в школе, умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_k_shkole_logopedicheskoy_gruppe.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе
Тема: «Путешествие по городу звуков и букв»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять знания детей об изученных звуках и буквах (гласных и согласных), о понятиях «звук», «буква»;
- упражнять в выделении начального звука в словах;
-формировать умение анализировать звуковой ряд, состоящий из 2-3 гласных и согласных звуков;
- закреплять зрительные образы изученных букв;
- упражнять в анализе и синтезе, чтении прямых и обратных слогов с изученными буквами.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
- развивать общую и мелкую моторику, силу голоса;
Развивать слуховое внимание и зрительное восприятие, логическое мышление.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать интерес к обучению в школе, умение работать в коллективе.
Оборудование: домики звуков и букв( гласных, согласных), демонстрационные буквы, загадки, предметные картинки с изображениями отгадок на загадки, набор счетнывх палочек( на каждого ребенка), подносы с различными материалами для выкладывания букв, изображение дома с окнами, в которых видна часть буквы, карточки с написанными звукосочетаниями, карточки- паззлы «Карандаш», кассы букв( на каждого ребенка), сумочка для паззлов.
Ход занятия:
I.Оргмомент.
- Ребята, давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло наших рук и отправимся в путешествие. Мы возьмем с собой нашу дружбу, ведь путешествовать интересней и веселей с друзьями.
- А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей: на самолете, машине…). Сегодня мы с вами попадем в необычный город - Звуков и букв. А поможет нам туда долететь самолет. Отправляемся в путешествие.
Упражнение с речевым сопровождением «Самолет»:
Вот стоит наш самолет Ходьба на месте
Он заводит мотор,
Др-др-др Вращательные движения руками
Др-др-др!
Разогнался самолет,
Др-др-др! Вращательные движения руками
Др-др-др!
Шасси убрали Расправить руки, плавные наклоны вбок
Полетели сами.
Вот и лес, мы тут
Приготовим парашют. Прыжки на месте
Приготовились, прыжок
Мы летим с тобой дружок. Приседания, руки в стороны
Над лесами, над полями
Приземлимся на поляне. Присесть на корточки, встать.
II. Основная часть.
1)-Ребята, сегодня мы будем путешествовать по городу Звуков и букв. Я вижу его вдали. А зачем нужно учить звуки и буквы? (чтобы научиться читать и писать, быть грамотным, хорошо учиться в школе, узнавать много нового и интересного…) Вы все верно сказали. Мы с вами уже успели подружиться с некоторыми звуками и буквами, но все-таки город сказочный и чтобы войти в него, надо отгадать загадки, а картинки- отгадки найти среди других картинок на столе. Затем определите, на какой звук начинается слово-отгадка, и выберите нужную букву.(Дети отгадывают загадки, находят картинку-отгадку, определяют первый звук в этом слове и находят карточку с этой буквой, накладывают букву на картинку-отгадку).
Загадки:
-Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы- все умелые пловцы (Аквариум).
- Не куст, а с листочками
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает (Книга)
- Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять, как его родная мать (Утка, утенок)
- Всех на свете обшивает, а сама не надевает (Иголка)
- Золотое решето черных домиков полно (Подсолнух)
- Золотая голова велика, тяжела,
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка (Тыква)
- Молодцы, все правильно отгадали. Сегодня за каждое выполненное задание в этом городе вы будете получать по одной части- фишке. Собрав их все, вы узнаете что-то интересное в конце нашего путешествия. Вот сумочка для фишек. И вот первая фишка.
- Посмотрите, мы с вами оказались в городе звуков и букв. А вот и домики жителей. Это домик каких звуков? (гласных). Как узнали? (красные квартирки). Что вы знаете о гласных звуках? А это домик каких звуков? (согласных). Как узнали? (синие и зеленые квартирки). Что вы знаете о согласных звуках? Все верно. (вручить фишку)
2) Ребята, а звуки любят принимать гостей и петь для них свои песенки. Вот и для нас с вами они сейчас тоже споют. А вы внимательно их послушаете и определите, сколько звуков пели свои песенки. ( Дети садятся за столы) Учитель-логопед берет экран, чтобы дети не видели его губ при произнесении звуков.
- Нужно выложить столько палочек, сколько звуков услышали. ( ау, уаи, иуао, оауи)
- Сколько палочек ты выложил? Почему? Сколько звуков услышал? Какие? Какой перовый звук? Второй? Третий?
- Все справились с заданием. Получите фишку.
3) А кто из вас знает, что нужно сделать, чтобы увидеть звук? ( превратить его в букву- написать, выгнуть из проволоки, выложить из палочек…)
Давайте расскажем стихотворение о звуках и буквах, которое мы знаем:
Звуки мы слышим и их повторяем,
При письме буквами изображаем.
Звуки мы можем услышать, сказать,
Буквы- увидеть и написать.
- А вы хотите сделать так, чтобы звуки стали видимыми? (ответы детей).
Выберите себе любой звук и превратите его в букву каждый по-своему. ( Дети садятся за столы и берут подносы с необходимыми материалами, выкладывают буквы)- проводит логопед совместно с воспитателем.
-Какую букву выкладываешь? Из чего выкладываешь? Из каких частей состоит твоя буква?
- Вот какие умелые у вас руки и пальчики - ваши помощники - сделали так, чтобы звуки стали видимыми. Возьмите еще одну фишку.
Физкультминутка
- Но наши руки могут делать еще очень многое. Давайте покажем, что же еще умеют делать руки?
Упражнение с речевым сопровождением «Правая, левая».
- Сначала будем говорить шепотом, потом - обычным голосом, а затем - громко.
- Вот как много полезного, оказывается, умеют делать наши руки.
4) –Посмотрите, я вижу вдали еще один домик с буквами. Давайте подойдем поближе (подходят к домику с буквами). Посмотрите, буквы спрятались за окошками и видно только их части. Постарайтесь угадать, какая же буква живет в каждой квартире.
Игровое упражнение «Какая буква выглянула в окошко?»
Получите фишку за выполнение задания.
5)- Ребята, я вижу, что некоторые буквы вышли погулять, но не по одной, а со своими друзьями, давайте их сфотографируем на память, ведь у путешественников всегда с собой фотоаппарат. Садитесь за столы.
Игровое упражнение «Зоркий фотограф»
Дети выкладывают увиденные сочетания из букв азбуки, читают.
-Что ты выложил? Почему? Прочитай. Какая буква первая? Вторая? Третья? Что получится вместе?
-Молодцы! Получите последнюю фишку.
6) Рефлексия.
-Сегодня в городе звуков и букв вы выполнили много интересных заданий. Какое задание вам понравилось больше всего?
- Вы не забыли, что у вас есть части- фишки? Давайте их соберем и посмотрим, что же получится? ( Дети собирают из частей изображение карандаша). Что получилось? Как вы думаете, зачем жители города звуков и букв подарили вам карандаш? (ответы детей - чтобы мы научились красиво и грамотно писать, подготовились к школе)
-Звуки и буквы приглашают нас к себе в гости еще. Вы готовы? Будем с ними знакомиться и дружить дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)
Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе " На поиски сокровищ!"
В конспекте в увлекательной игровой форме дети закрепляют и упражняют свои знания: умение определять буквы наощупь, чтение слогов и слов, умение ориентироваться на плане группы. Совер...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Буква Ёё"
Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенст...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме:"Звук и буква С"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: "Звук и буква С"...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе : " Путешествие по стране знаний"
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе : "Путешествие по стране знаний"...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Звук [ш] и буква «Шш»
На этом занятии дети будут тренироваться произносить звук [ш]. Упражняться в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука ...