Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Звук [ш] и буква «Шш»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
На этом занятии дети будут тренироваться произносить звук [ш]. Упражняться в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Закреплять навыки звукового анализа и синтеза. Познакомится с буквой Ш.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Звук [ш] и буква «Шш»
Цель:
Закрепление правильного произношения звука [ш], знакомство с буквой;
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Закреплять навыки звукового анализа и синтеза. Познакомить с буквой Ш.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематический слух, слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности.
Ход занятия.
Организационный момент.
Вход детей под песню «Дорогою добра», 1 куплет (30 с)
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки,
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал. (Подошли к избушке Бабы – Яги)
Логопед. Вот избушка страшной старушки. Она часто сидит возле окошка со своей пушистой кошкой. А кошке не страшны ни шаловливые мышки, ни мишки-шалунишки, ни малыши, которые к избушке подошли. (Текст автора)
- Дети, какой звук вы услышали чаще других звуков? (звук [ш])
Правильно! Ребята. Но Б.Я. спрятала этот звук вместе с буквой где-то далеко в лесу. И чтобы нам их обнаружить, надо пройти нелёгкий путь. Вы согласны отправиться на выручку звука и буквы «Ш»?
Тогда отправляемся в волшебное путешествие.
Основная часть
Психогимнастика.
Ребята, попробуем оживить сказочных персонажей. Передать настроение при помощи маски. Баба - Яга хочет нам навредить в пути. Покажите злую Бабу - Ягу.
Кошка - хитрит. Она знает, как спастись от Яги.
Мишка – испугался.
А чтобы нам легче было преодолевать препятствия, превратимся в мишек: (Волшебная палочка) Можно включить волшебную музыку.
(25 с)
«Ну-ка, глазки, закрывайтесь,
Дети в мишек превращайтесь.
Раз, два, три, четыре, пять –
Буду в мишек превращать!»
-Путь неблизкий. Идти далеко. (Картинки с видами транспорта). Чтоб нам не устать, выберем транспорт, в названии которого есть звук [ш].
(Это машина). Верно, мишки.
-Чтобы было не скучно, будем говорить:
«Мы едем на машине. Мы ищем букву «Ш»!» (На экране змея, листва, камыши, деревья по очереди)
- Нам повстречалась змея. Как она шипит? (Ш- ш - ш)
- Шумит листва - (Ш- ш - ш)
- Шуршат камыши - (Ш- ш - ш)
- Шелестят ветви деревьев, подул лёгкий ветерок - (Ш- ш - ш)
(Губы округлены и выдвинуты вперёд, как «окошко». Язычок во рту в форме «чашечки». Струя воздуха тёплая.)
4. Развитие фонематического восприятия.
Ехали мы, ехали. Приехали к какой-то странной постройке.
- АЛА -
-Мишки, вы не догадываетесь, что это может быть?
- Посмотрите, что-то под ёлочкой лежит? (Волшебный мешочек).
Посмотрим, что в нём. А в нём волшебные горошины. Кто из вас, мишки, смелый может поискать, что спряталось в волшебных горошинах?
-Нужно назвать этот предмет и определить, если звук [Ш], и где мы его слышим – в начале слова. В середине слова или в конце слова. (Внутри мелкие игрушки со звуком [Ш] и без него). Шрек, машина, лосяш, мишка, мишутка и другие…
Дети находят нужные игрушки и определяют место расположения звука в слове. – Ну, теперь, догадались, что на картинке? (Шалаш).
ШАЛАШ
И в этом слове есть звук [ш]. И не один, а два. Вот и вернулись буквы в слово. Кто мне поможет прочитать? (ШАЛАШ).
Физкультминутка.
-Смотрите, пока мы были возле шалаша, Старушка вызвала снежную бурю и засыпала машину снегом. (На машине белая простынь). Сейчас мы её расчистим и заодно разомнём наши ладошки. Убираем снежки. Играем в них. Машину расчистили, а дорогу засыпали. Быстро складываем снежки в сугроб. Молодцы! Мишки. Отправляемся дальше в путь.
5. Остановка. Волшебные звуковые домики.
Мы едем на машине. Мы ищем букву «Ш». (Картинки мышки и мишки). В нашем сугробе конверт. Опять Б. – Я. Подкинула нам задание. Сможете ли вы, мишки, поселить звуки в волшебные домики. Первое слово «мышка». (Повторяю несколько раз).
Составляют в звуковом домике сначала слово «мышка».
- Сколько слогов в слове? Почему? Поставим ударение в слове.
-Сколько слогов в слове «Мишка»? Почему? Поставим ударение в слове. Молодцы, мишки! И с этим заданием справились.
6. Остановка «Путаница».
Мы едем на машине. Мы ищем букву «Ш». И тут Б.- Я. Хочет нас запутать. Попробуем распутаться. Здесь странные записи. Б.- Я. испортила предложения.
НОРКА, МЫШКА, В, ЖИВЁТ
СПИТ, В, БЕРЛОГЕ, МИШКА, БУРЫЙ
Дети составляют предложения сначала устно. Затем составляют схему. Считаем, сколько слов? Первое, … . Молодцы, мишки, освободили предложения и нашли букву «Ш»! (Показываю) На что похожа буква? Какой звук обозначает? Дайте характеристику звуку. Вот и закончилось наше волшебное путешествие. Мы выполнили все задания страшной старушки.
«Ну-ка, глазки закрывайтесь,
Мишки в деток превращайтесь.
Раз, два, три, четыре, пять.
Буду в детей вас превращать».
Итог занятия.
На листочках нарисовать букву «Ш». На верхней ступеньке – очень понравилось занятие. На нижней ступеньке – было интересно. Почему? Что запомнилось больше всего?
Вручение подарков.
Сказку нам пора кончать
Надо в группу всем шагать!
Уходим под музыку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки В, В\'. Буква В....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки Н-Нь и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Звук и буква Ч в формате «сидим дома с пользой дела» ( 27.04 - 30.04)
Цель: Познакомить детей со звуком [ч] и буквой ЧОбразовательные задачи: 1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;2) упражнять в определении места звука в слове (начало,...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Звук и буква Ч в формате «сидим дома с пользой дела»
Цель: Познакомить детей со звуком [ч] и буквой ЧОбразовательные задачи: 1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;2) упражнять в определении места звука в слове (начало,...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г], .[Гь] и буква Г»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звук [Г], .[Гь] и буква Г»...