Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме:"Звук и буква С"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: "Звук и буква С"
Скачать:
Предварительный просмотр:
- МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида»
- Тема:« Звук [С] и буква С»
- ( занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе детей с ОНР.)
- Беляева Н.А.
- Учитель – логопед
- Саранск, 2018 г.
- Занятие по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» в подготовительной группе детей с ОНР
Цели
Коррекционно- образовательные:
1. Знакомство со звуком и буквой С.
2. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, зрительной памяти и мелкой моторики. Формирование умения определять позицию звука в слове
3. Обучение чтению прямых и обратных слогов, слов (типа СОК, СОВА, СУМКА)
4. Закрепление произношения звука С в слогах, словах и предложениях.
Воспитательные:
Воспитание организованного поведения и интереса к занятиям.
Оборудование
Демонстрационный материал: предметные картинки со звуком С в названии;
Картинки-обозначения упражнений артикуляционной гимнастики;
Касса букв, плакат со слогами и словами для чтения;
Иллюстрация солнца, картинка для запоминания буквы С, маркер для обозначения твердого глухого согласного;
Магнитная доска.
Раздаточный материал: зеркала, звуковые линейки, синие кружки для обозначения твердых согласных.
Ход занятия
I. 1. Организация деятельности детей: уточнение дня недели и даты.
Произнесение на выдохе: сегодня, (день недели, число, месяц)
2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.
Упражнения:
«Лягушка» - Подражаем мы лягушкам
Тянем губки прямо к ушкам.
Улыбнулись губки –
Вот и наши зубки.
«Лопатка» - Язычок наш как лопатка –
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой и копать приятно.
«Кошка» - Выгляни в окошко
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула
Мяукнула и прыгнула.
3. Выделение звука С из стихотворения:
Ананасы на сосне
Света видела во сне.
II. 1. Сообщение темы и цели занятия:
Сегодня мы будем работать со звуком С, стараться его слышать, правильно говорить и познакомимся с буквой С.
2. Характеристика звука С
Произнесение перед зеркалом, уточнение артикуляции (кончик языка прячется за нижние передние зубки, определение (согласный, глухой, твердый) – маркер.
На что похож звук С? («песенка» насоса, водички). Свистит, как насос – свистящий.
3. Игра «Хлопни – топни»
Хлопни, когда услышишь звук С: п, м, к, С, и, в, С, у, э, С, г, ф, д, а, С, л, С, м, и, б, к, С.
Топни, когда услышишь слог с С: мы, та, СЫ, ну, АС, пэ, от, СО, бы, УС, ка, ит, ЕС, ну, па, ок, СА, фо, им, ЯС.
4. Звуковая линейка.
Называние картинок, «чтение» слов-названий по полоске (слева направо, обозначение кружком синего цвета места звука С. Слова: соловей, суп, носки, лес, скамейка, автобус, салат.
5. Физминутка:
Ветер осенний щеки надул (надувают щеки)
И на деревья сильно подул (сильный выдох)
Ветки качнулись и затрещали (качают поднятыми вверх руками)
Листья давно все на землю упали (приседают на корточки, ладони кладут на пол)
Медведи в берлогах скоро уснут (руки под щеку)
Снежинки, кружась, легко упадут (поднимаются, кружатся и приседают на корточки)
6. «Вспомни и назови»:
а) имена детей (и в вашей группе) со звуком С;
б) названия картинок – смотри «звуковая линейка»
7. «Подружи и запомни»
Будем учиться, как можно подружить и запомнить побольше слов (донести до сознания детей, что это легче сделать, если объединить слова общим сюжетом; по ходу, добавляя слова, наращивать предложение)
Например, Соня и Саша съели салат, суп, выпили сок и поехали на автобусе к бабушке Свете. Вместе пошли гулять в лес, сели на скамейку и услышали песню соловья. Примечание: Желательно добавить картинки девочки, мальчика, бабушки, сока.
Далее попросить детей называть единичные (а затем и все) перевернутые картинки.
8. «Минутка отдыха»
Реснички опускаем, глазки закрываем.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
9. Знакомство с буквой С
Как называется домик для звука С? (буква С)
В школе вы будете называть её «ЭС», а мы на занятиях будем называть как звук – С
10. Анализ буквенного символа
На что похожа буква С? (месяц, кусок бублика). Стихотворение с опорой на иллюстрацию: Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
В какую сторону смотрит буква С?
Сделать букву С, округлив пальцы левой руки, выложить с помощью веревки.
11. Чтение слогов и слов
Подружи букву С с гласными.
Она направила солнечные лучи на гласные
(обратные и прямые слоги, слоги со стечением согласных типа СКА, СМО)
Слова: сон у-сы сум-ка с объяснением значения каждого слова
Сок со-ва сан-ки
III. Вывод по занятию
Что делали? Что новое узнали? Что понравилось?
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звук ж. Буквы Ж,ж"
Целью данного занятия является знакомство со звуком [ж] , буквами Ж, ж....
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе
Данное занятие помогает:-закреплять знания детей об изученных звуках и буквах (гласных и согласных), о понятиях «звук», «буква»;-развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонемати...
План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"
План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему: "Поможем Жучке научиться писать своё имя" (Рабочая тема: "Звук и буква Ж")
Данный конспект будет интересен и полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических и обычных групп, которые ведут обучение грамоте в подготовительной к школе группе. Можно использовать для отк...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Буква Ёё"
Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенст...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Звук [ш] и буква «Шш»
На этом занятии дети будут тренироваться произносить звук [ш]. Упражняться в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука ...