Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме:"Звук и буква С"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Беляева Наталья Анатольевна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: "Звук и буква С"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида»
  2. Тема:« Звук [С] и буква С»
  3. (  занятие по   обучению грамоте в  подготовительной к школе    логопедической группе детей с ОНР.)
  4.                                                      
  5.                                
  6.                                       Беляева Н.А.
  7.                                                Учитель – логопед
  8.  
  9. Саранск, 2018 г.
  10. Занятие по  обучению грамоте «Звук [С] и буква С»   в подготовительной группе детей с ОНР

 

Цели

Коррекционно- образовательные:

1. Знакомство со звуком и буквой С.

2. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, зрительной памяти и мелкой моторики. Формирование умения определять позицию звука в слове

3. Обучение чтению прямых и обратных слогов, слов (типа СОК, СОВА, СУМКА)

4. Закрепление произношения звука С в слогах, словах и предложениях.

Воспитательные:

Воспитание организованного поведения и интереса к занятиям.

Оборудование

Демонстрационный материал: предметные картинки со звуком С в названии;

Картинки-обозначения упражнений артикуляционной гимнастики;

Касса букв, плакат со слогами и словами для чтения;

Иллюстрация солнца, картинка для запоминания буквы С, маркер для обозначения твердого глухого согласного;

Магнитная доска.

Раздаточный материал: зеркала, звуковые линейки, синие кружки для обозначения твердых согласных.

Ход занятия

I. 1. Организация деятельности детей: уточнение дня недели и даты.

Произнесение на выдохе: сегодня, (день недели, число, месяц)

2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

Упражнения:

«Лягушка» - Подражаем мы лягушкам

Тянем губки прямо к ушкам.

Улыбнулись губки –

Вот и наши зубки.

«Лопатка» - Язычок наш как лопатка –

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой и копать приятно.

«Кошка» - Выгляни в окошко

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула

Мяукнула и прыгнула.

3. Выделение звука С из стихотворения:

Ананасы на сосне

Света видела во сне.

II. 1. Сообщение темы и цели занятия:

Сегодня мы будем работать со звуком С, стараться его слышать, правильно говорить и познакомимся с буквой С.

2. Характеристика звука С

Произнесение перед зеркалом, уточнение артикуляции (кончик языка прячется за нижние передние зубки, определение (согласный, глухой, твердый) – маркер.

На что похож звук С? («песенка» насоса, водички). Свистит, как насос – свистящий.

3. Игра «Хлопни – топни»

Хлопни, когда услышишь звук С: п, м, к, С, и, в, С, у, э, С, г, ф, д, а, С, л, С, м, и, б, к, С.

Топни, когда услышишь слог с С: мы, та, СЫ, ну, АС, пэ, от, СО, бы, УС, ка, ит, ЕС, ну, па, ок, СА, фо, им, ЯС.

4. Звуковая линейка.

Называние картинок, «чтение» слов-названий по полоске (слева направо, обозначение кружком синего цвета места звука С. Слова: соловей, суп, носки, лес, скамейка, автобус, салат.

5. Физминутка:

Ветер осенний щеки надул (надувают щеки)

И на деревья сильно подул (сильный выдох)

Ветки качнулись и затрещали (качают поднятыми вверх руками)

Листья давно все на землю упали (приседают на корточки, ладони кладут на пол)

Медведи в берлогах скоро уснут (руки под щеку)

Снежинки, кружась, легко упадут (поднимаются, кружатся и приседают на корточки)

6. «Вспомни и назови»:

а) имена детей (и в вашей группе) со звуком С;

б) названия картинок – смотри «звуковая линейка»

7. «Подружи и запомни»

Будем учиться, как можно подружить и запомнить побольше слов (донести до сознания детей, что это легче сделать, если объединить слова общим сюжетом; по ходу, добавляя слова, наращивать предложение)

Например, Соня и Саша съели салат, суп, выпили сок и поехали на автобусе к бабушке Свете. Вместе пошли гулять в лес, сели на скамейку и услышали песню соловья. Примечание: Желательно добавить картинки девочки, мальчика, бабушки, сока.

Далее попросить детей называть единичные (а затем и все) перевернутые картинки.

8. «Минутка отдыха»

Реснички опускаем, глазки закрываем.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

9. Знакомство с буквой С

Как называется домик для звука С? (буква С)

В школе вы будете называть её «ЭС», а мы на занятиях будем называть как звук – С

10. Анализ буквенного символа

На что похожа буква С? (месяц, кусок бублика). Стихотворение с опорой на иллюстрацию: Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

В какую сторону смотрит буква С?

Сделать букву С, округлив пальцы левой руки, выложить с помощью веревки.

11. Чтение слогов и слов

Подружи букву С с гласными.

Она направила солнечные лучи на гласные

(обратные и прямые слоги, слоги со стечением согласных типа СКА, СМО)

Слова: сон у-сы сум-ка с объяснением значения каждого слова

Сок со-ва сан-ки

III. Вывод по занятию

Что делали? Что новое узнали? Что понравилось?

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звук ж. Буквы Ж,ж"

Целью данного занятия является знакомство  со звуком  [ж] , буквами Ж, ж....

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе

Данное занятие помогает:-закреплять знания детей об изученных звуках и буквах (гласных и согласных), о понятиях «звук», «буква»;-развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонемати...

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему: "Поможем Жучке научиться писать своё имя" (Рабочая тема: "Звук и буква Ж")

Данный конспект будет интересен и полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических и обычных групп, которые ведут обучение грамоте в подготовительной к школе группе. Можно использовать для отк...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Буква Ёё"

                           Ознакомление с буквой Ёё. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ёё. Совершенст...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Звук [ш] и буква «Шш»

На  этом занятии дети будут тренироваться   произносить звук  [ш]. Упражняться в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука ...