Схема обследования уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Карнаева Миляуша Минасхатовна

Автором методики обследования является доктор психологических наук  Т.Г.Визель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovaniya_urovnya_sformirovannosti.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Схема обследования уровня сформированности

      двигательных кистевых  и пальцевых навыков

   (Автором методики обследования является доктор психологических наук  Т.Г.Визель)

Задача1. Выявить состояние способности  воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом

Задача 2. Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.

Тест 1. Манипуляции с предметом (для детей 3-4 лет).
1. Для детей 2-3 лет. Ребенка просят  поймать мяч (с близкого расстояния).

2. Для детей 4-6 лет – те же действия, но с более далекого расстояния.

Оценка в баллах:

Легко ловит мяч      –                                               3 балла

Ловит мяч не всегда, но движения правильные –2 балла

Пытается ловить мяч, но движения неловкие –    1 балл

Отказывается ловить мяч –                                      0 баллов

Тест 2.  Манипуляции без предмета (для детей, начиная с 3,5-4 - летнего возраста)

Просят показать жестами: 1) ряд символических действий, а именно как: хмурят брови, улыбаются, здороваются, прощаются, едят, пьют, рубят дрова, водят машину, посылают воздушный поцелуй; 2) ряд описательных действий, а именно, какой  формы яблоко, арбуз, мяч какой формы огурец, палочка.; как показать, что человек высокий, низкий, худой и пр.

Оценка в баллах: Здесь и далее в данном разделе  - принцип оценки тот же, что и в задании поймать мяч.

 Методы коррекционной работы:

  • Игры с предметами, фиксирующими те или иные позы; предметно-практическая деятельность, имеющая ту же цель.
  • Упражнения  по формированию кистевого, пальцевого, жестово-мимического праксиса (те же, задания, что и при обследовании, только в тренинговом варианте, пальчиковая гимнастика).
  • Выполнение под музыку отрабатываемых движений кистью и пальцами.

Закрепление правильных кистевых и пальцевых поз в действиях со спортивными снарядами (мячом, веревкой, пальчиковая гимнастика и пр.)

Сформированность кистевых и  пальцевых  двигательных навыков

Тест. Воспроизведение кистевых и пальцевых поз
Дается задание повторить ряд  поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.п. привести кисть в положение вверх, вниз, повернуть вправо, влево, поднести к подбородку, к уху с монолатеральной и контрлатеральной стороны, ко лбу ("отдать честь"), воспроизвести позу «козы» (вытянуть вперед два пальчика  - указательный и средний).

Методы коррекционной работы: 

  • Проведение игр, состоящих из ряда действий, например, поймай мяч, брось его мне, а сам отбеги в кружок, нарисованный на полу.
  • Выполнение под музыку отрабатываемых праксических действий, требующих переключения с одной позы на другую. .
  • Выработка умения правильно держать карандаш,  класть его в коробку, закрывать коробку и пр.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Выполнение правильных  переключений в действиях со спортивными снарядами (мячом, веревкой и пр.).

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Хорошо зарекомендовала себя предметная разнообразная деятельность, которая также спосрбствует развитию мелкой моторики:

  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • шнурование ботинок;            
  • шнуровка на специальных рамках;
  • нанизывание колец на тесьму;
  • игры с мозаикой;
  • сортировка мозаики по ячейкам;
  • игры с конструкторами;
  • перебирание круп, зерен ( например, фасоль

                           отделить от гороха, поделки из риса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование уровня развития различных видов игры и сформированности игровых действий в них.

Приведена подробная характеристика обследования различных видов игр детей старшей группы, Дан перспективный план развития сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста. Показаны методы руководства...

изучение уровня сформированности навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение ответственности дошкольного учреждения за создание условий для полноценного всестороннего развития каждого ребенка и подготовки его к систематическому обучению требует периодически осуществл...

изучение уровня сформированности навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение ответственности дошкольного учреждения за создание условий для полноценного всестороннего развития каждого ребенка и подготовки его к систематическому обучению требует периодически осуществл...

изучение уровня сформированности навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение ответственности дошкольного учреждения за создание условий для полноценного всестороннего развития каждого ребенка и подготовки его к систематическому обучению требует периодически осуществл...

Методика изучения уровня сформированности речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Методика изучения уровня сформированности речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Данный материал представляет собой ряд заданий для дошкольников с нарушением слуха четвертого...

Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей группы

Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей  группы...