Педагогическое обследование уровня сформированности речевых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
В документе описана методика М. П. Злобенко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_obsledovanie_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое обследование уровня сформированности речевых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста
Связная речь
Цель: выявить уровень сформированности у детей связной речи; умение ребенка отвечать на вопросы взрослого, используя практически все части речи, простые предложения, предложения с однородными членами.
Задание 1. Пересказ текста из нескольких предложений.
Послушай, я расскажу тебе про девочку Катю и ее котенка, запомни мой рассказ и повтори.
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Оценка:
3 балла - пересказ ребёнок составил самостоятельно, без нарушения последовательности.
2 балла - пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы).
1 балл - пересказ составлен по наводящим вопросам.
0 баллов - пересказ недоступен ребёнку.
Задание 2. Рассматривание и описание игрушки.
Перед ребёнком ставится игрушка (кукла, медведь). - Что это? (Это кукла.) - Какая она по размеру? (Большая.) - Какие части есть у куклы? - Во что одета кукла? - Что еще ты можешь рассказать о ней? - Как можно с ней играть? • Игрушка берется на выбор.
Оценка:
3 балла - ответы ребёнка четко соответствуют поставленным вопросам.
2 балла - описание ребёнок составляет с помощью педагога (наводящие вопросы), отвечает не всегда.
1 балл - описание составлено по подсказкам педагога (ребёнок договаривает начатую педагогом фразу).
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Задание 3. Рассматривание и описание сюжетной картинки.
• Используется картинка «Игры на свежем воздухе». Ребёнку предлагается сюжетная картинка.
Рассмотри внимательно картинку и составь по ней рассказ. - Кто нарисован на картинке? - В какое время года это происходит? Почему ты так думаешь? - Что делают ребята? - Что делает мальчик, девочка, другие ребята? - Как ты думаешь, какое у них настроение?
Оценка:
3 балла - рассказ по картинке ребёнок составил самостоятельно, без нарушения лексико-грамматических норм (не нарушен порядок слов в предложении, использованы правильные грамматические конструкции).
2 балла - рассказ составлен с помощью педагога (акцентирование внимания на элементах сюжета; подсказки, наводящие вопросы).
1 балл - рассказ составлен по наводящим вопросам с помощью педагога. Наблюдается бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Словарный запас
Цель: выявить уровень сформированности у детей словаря, владение обобщающими понятиями; умение называть части и детали предметов; умение употреблять в активной речи различные части речи: существительные, прилагательные (качественные, относительные), глаголы, наречия.
Задание 1. Обобщающие понятия. Номинативный словарь.
Называние предметов одним словом (по картинкам). - Мяч, машина, кукла, что это? (Игрушки.)
- А какие игрушки ты знаешь ещё? (Кубики, пирамидка, посуда и т. д.) - Тарелка, чашка, вилка, что это? (Посуда.) - Какую посуду ты ещё знаешь? - Рубашка, шорты, платье, что это? - Какую одежду ты можешь ещё назвать? - Сапоги, туфли, ботинки, что это? - Какую ты ещё знаешь обувь?
На усмотрение педагога проверяются обобщающие понятия «мебель», «овощи», «фрукты».
Оценка:
3 балла - ребёнок самостоятельно называет обобщающие слова и добавляет к названной группе 2-3 предмета.
2 балла - ребёнок при ответе пользуется помощью взрослого, обобщающие понятия называет не все.
1 балл - отвечает только с помощью взрослого, договаривает начатое им слово.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Задание 2. Называние деталей и частей предмета (с наглядной опорой).
Педагог показывает ребёнку машину, стул (картинка или игрушка). - Что это? (Машина.) - Из каких частей состоит машина? (Кузов, кабина, колёса.) Педагог называет несколько деталей. (Фары, руль, сиденье и т. д.) - На чем ты сидишь? (На стуле.) - Что есть у стула? (Сиденье, спинка, ножки.)
Оценка:
3 балла - ребёнок самостоятельно называет части предъявляемых предметов.
2 балла - называет частично, заменяя сходными по значению (сиденье - сидушка).
1 балл - называет только с помощью взрослого, затрудняется.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Задание 3. Предикативный словарь, «Кто, что делает?».
Ребёнку предъявляется поочерёдно набор картинок. Педагог предлагает ответить на вопросы:
- Кто нарисован на картинке и что делает? Девочка спит. Мальчик ест. Птица летит. Утка плывет. Дети идут.
Оценка:
3 балла - ребёнок самостоятельно называет действия.
2 балла - называет действия частично, заменяет сходными по значению (спит - отдыхает).
1 балл - называет только с помощью взрослого, затрудняется.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Задание 4. Качественный словарь.
Ребёнку предъявляется группа предметов (мяч, кубик, стакан) и предметные картинки (лимон, арбуз)
- Посмотри, это мяч. Мяч, какой? (Круглый, красный.)
- Он сделан из резины, значит, он... резиновый.
- Кубик, какой? (Деревянный.)
- Он сделан из дерева, значит, он... деревянный.
- Стакан, какой? (Дополнительный вопрос.) Он сделан из стекла, значит, он... (Стеклянный.)
-Лимон, какой? Какой он по вкусу? (Кислый.)
- Арбуз, какой? Какой арбуз по вкусу? (Сладкий.)
Оценка:
3 балла - ребёнок самостоятельно и правильно называет и образует прилагательные.
2 балла - называет частично и образует не всегда (только цвет или только размер).
1 балл - постоянно использует помощь взрослого, образует прилагательные неправильно.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Грамматический строй речи
Задание 1. Употребление существительных в и. п. ед. и мн. числа.
Ребёнку предъявляются картинки.
- Здесь маленький утенок, а здесь... утята.
- Здесь медвежонок, а здесь... медвежата.
- Здесь слон, а здесь... слоны.
Задание 2. Употребление существительных в Р. п. мн. числа.
Ребёнку предъявляются картинки.
- На картинке много чего? (Матрешек, книг, груш, слив.)
Задание 3. Употребление предложно-падежных конструкций (в, на, под, за, около) по показу на предмете.
- Давай поиграем? (Педагог показывает мяч, коробку и зайчика.)
- Где лежит мяч? (На столе.) В чем лежит мяч? (В коробке.)
- Под чем лежит мяч? (Под столом.)
- Куда спрятался зайчик? (За коробку.)
- Около чего лежит мяч? (Около коробки.)
Задание 4. Согласование.
Согласование числительного с существительным в роде.
Ребёнку предъявляются соответствующие картинки.
- Что это? (Мяч). Сколько их здесь, а здесь?
- Здесь один мяч, а здесь... два мяча.
- Здесь одна груша, а здесь... две груши.
- Здесь одно яблоко, а здесь... два яблока.
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе (по картинкам).
- Посмотри, здесь нарисована красная чашка, а что нарисовано здесь? (Красные чашки.)
- Зеленый карандаш - зеленые карандаши.
- Желтое яблоко - желтые яблоки.
Оценка:
3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно согласует существительные с прилагательными, в рамках программных требований, правильно употребляет все перечисленные предложно-падежные конструкции.
2 балла - затрудняется в согласовании, допускает единичные ошибки.
1 балл - затрудняется в самостоятельном согласовании, допускает множество ошибок.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребенку.
Задание 5. Словообразование.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Давай представим, что мы попали в страну Лилипутию.
- Если у нас это стол, то у лилипутиков... столик.
Нос - носик; кукла – куколка; кот- котенок; чашка - чашечка.
Оценка:
3 балла - ребёнок справляется, самостоятельно и правильно образует уменьшительно-ласкательную форму существительных.
2 балла - допускает единичные ошибки.
1 балл - допускает множество ошибок при словообразовании.
0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.
Педагогическое обследование уровня сформированности речевых умений и навыков
у детей среднего дошкольного возраста
№ | Фамилия, имя ребенка | Использование вербальных и невербальных средств общения | Связная речь | Словарный запас | Грамматический строй речи | Владение культурой общения | Кол-во баллов | Уровень | ||||||||
Зад.1 | Зад.2 | Зад.3 | Зад.1 | Зад.2 | Зад.3 | Зад.4 | Зад.1 | Зад.2 | Зад.3 | Зад.4 | ||||||
Высокий уровень развития: 29-33 баллов
Средний уровень развития: 22-28 баллов
Низкий уровень развития: ниже 21 баллов
Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню
Высокий уровень (29 до 33 баллов) ребенок самостоятельно употребляет в речи слова обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики. Понимает и употребляет слова- антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами; выделяет первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. Умеет повторять образцы описания игрушки.
Средний уровень (22 до 28 баллов): Ребенок употребляет в речи некоторые слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, допускает ошибки в употреблении слов- антонимов, затрудняется образовывать новые слова по аналогии, выделять первый звук в слове; с помощью взрослого рассказывает о содержании сюжетной картинки.
Низкий уровень (ниже 21балла): - Ребенок не употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, допускает ошибки в употреблении слов- антонимов, не может образовать новые слова по аналогии, выделять первый звук в слове; не принимает помощь взрослого при рассказывании по сюжетной картинке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для развития речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предложенная подборка дидактических игр и упражнений поможет воспитателям и родителям в формировании у детей грамматически правильной речи, умению говорить грамотно, ясно и красиво излагать свои мысли...
Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста
Статья посвящена методике определения уровня сформированности связной монологической речи детей дошкольного возраста...
Выступление на педагогическом совете Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста
Текст выстпуления на педагогическом совете по теме "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"...
Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста
Методика оценки эффективности коррекционной работы в логопедической группе...
Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педагогическое обследование каждого ребенка. ...
Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста.
Коррекционно- логопедическая работа с детьми по определению уровня сформированности и особенностей связной монологической речи дошкольников....
Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста...