Педагогическое обследование уровня сформированности экологических представлений детей 6 - 7 лет
методическая разработка по окружающему миру
Материаллы для проведения диагностического обследования уровня развития экологических представлений детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_podgotovitelnaya_gr.docx | 43.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое обследование уровня сформированности экологических представлений детей 6 - 7 лет
Задания, вопросы | Материалы | Знания, умения, навыки | ||
Сформированы | На стадии формирования | Не сформированы | ||
Неживая природа | ||||
Задание 1 Цель: Выявить уровень сформированности представлений ребенка о неживой природе. 1.Какие свойства имеет вода? Для чего человеку нужна вода? 2.Какие свойства имеет воздух? Для чего человеку воздух? 3. Какие свойства имеет почва? Для чего человеку нужна почва? 4.Какие свойства имеет свет? Для чего человеку свет? | Ребенок справляется с заданием. Отвечает на все вопросы правильно, дает развернутый ответ. Помощь взрослого не требуется. | Ребенок справляется с заданием, допуская неточности, дает не развернутые ответы. Требуется незначительная помощь взрослого. | Ребенок часто допускает ошибки. Путается в ответах, отвечает кратко, без объяснений. Постоянно требуется помощь взрослого. | |
Задание 2 Цель: Выявить знания ребенка о свойствах и качествах воды. Выявить устойчивость интереса к экспериментированию. Проблемная ситуация Незнайка отправился в поход, но запас воды, который он взял с собой закончился. Рядом есть озеро, но вода в нем грязная и Незнайка не знает, как можно ее очистить. Ты можешь помочь Незнайке? Попросить ребенка рассказать, из чего можно сделать фильтр для воды? | Емкость с водой, в которой видны песчинки, соринки. Баночки, воронки, вата, марля. | Ребенок проявляет интерес к экспериментированию. Самостоятельно решает проблему. Ребенок рассуждает, аргументирует свои ответы. | Ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя. Ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя. | Ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия. Затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. |
Растительный мир | ||||
Задание 1 Цель: Выявить уровень сформированности представлений ребенка о разнообразии растительного мира, умение производить группировку. 1.Посмотри на картинки, разбери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы. 2. Посмотри на картинки и разбери по группам: растения, листья и плоды. 3.Назови органы растения и их функции. 4.Назови стадии развития и роста растения. 5.Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни? 6.Почему нужно охранять исчезающие растения? Что такое «Красная книга»? | Картинки с изображением деревьев, кустарников, растений цветника, дикорастущих и сорных растений. Картинки с изображением растений, их листьев и плодов. Картинки стадий роста и развития одуванчика. | Ребенок самостоятельно справляется с заданием. Объясняет свой ответ. Правильно раскладывает картинки. Задание выполняет за короткое время. | Ребенок справляется с заданием, допуская незначительные ошибки. Может ошибиться с определением условий для роста растений, путает последовательность стадий развития и роста. Объясняет свой ответ. На задание уходит более длительное время. | Ребенок с трудом справляется с заданием, постоянно требуется помощь взрослого. Называет растения, но не может определить его вид. Определяет условия для роста растений неправильно. Объяснить свой ответ не может. Задание выполняет за длительное время. |
Задание 2 Цель: Выявить способность ребенка принимать цель и подбирать оборудование для деятельности. Владеет ли практическими умениями в уходе, выращиваниями растений. Умеет ли соотносить результат с целью. Проблемная ситуация Педагог просит ребенка помочь Незнайке обеспечить уход за комнатными растениями в уголке природы. Необходимо выбрать два комнатных растения, которые нуждаются в уходе, необходимое оборудование, показать Незнайке последовательность своих действий. Далее предлагается рассказать, что нужно было сделать по уходу за растениями и что получилось. | Несколько комнатных растений, лейка, опрыскиватель, ножницы, тряпочки, губки, лопатки. | У ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. Рассуждает, аргументирует свои выводы. | У ребенка сформированы некоторые умения в ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс, но не нацелен на результат. | Для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществлять за ними уход. |
Животный мир | ||||
Цель: Выявить уровень сформированности представлений ребенка о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни. 1.Какие звери живут в лесу? Как они кормятся? Объясни понятие «маскировка». 2. Почему некоторые птицы улетают на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь? Назови зимующих у нас птиц. 3. Выбери из предложенных картинок речных и морских обитателей. Почему рыбы могут жить только в воде? 4.Чем насекомые отличаются других животных? 5.Разложи картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом? 6.Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил? 7.Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «Красная книга»? | Картинки с изображением морских и речных обитателей. Картинки стадий роста и развития птицы, рыбы, насекомого. | Ребенок справляется с заданием. Отвечает на все вопросы правильно. Ребенок рассуждает, аргументирует свои ответы. Правильно раскладывает картинки с изображением стадий развития и роста животных. Помощь взрослого не требуется. | Ребенок справляется с заданием, допуская неточности, дает не развернутые ответы. Характерные признаки животных знает и называет, но путает последовательность стадий развития и роста животных. Требуется незначительная помощь взрослого. | Ребенок часто допускает ошибки. Путается в ответах, отвечает кратко, без объяснений. Постоянно требуется помощь взрослого. |
Рукотворный мир | ||||
Задание 1 Цель: Выявить уровень сформированности представлений ребенка о рукотворном мире, экологических представлений. 1.Сравни бумагу и ткань. Расскажи, чем похожи, чем отличаются, как производятся? 2.Сравни стекло и пластмассу. Расскажи, чем похожи, чем отличаются, как производятся? 3.Сравни древесину и железо. Расскажи, чем похожи, чем отличаются, как производятся? 4. Расскажи, по какому принципу сортируется мусор, для чего это нужно и что с ним происходит дальше? | Образцы бумаги, ткани, дерева, пластмассы, стекла, железа, резины. | Ребенок справляется с заданием. Отвечает на все вопросы правильно. Ребенок рассуждает, аргументирует свои ответы. | Ребенок справляется с заданием, допуская неточности, дает не развернутые ответы. Требуется незначительная помощь взрослого. | Ребенок часто допускает ошибки. Путается в ответах, отвечает кратко, без объяснений. Постоянно требуется помощь взрослого. |
Задание 2 Цель: Выявить знания ребенка о свойствах и качествах разных материалов. Выявить устойчивость интереса к экспериментированию. Проблемная ситуация Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что же ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда, он не знает из чего делать плот. На берегу лежат бумага, ткань, дерево, пластмасса, стекло, железо, резина. Ты можешь помочь Незнайке? Попросить ребенка рассказать, из чего нужно сделать плот и почему? | Образцы бумаги, ткани, дерева, пластмассы, стекла, железа, резины. | Ребенок проявляет интерес к экспериментированию. Самостоятельно решает проблему. Ребенок рассуждает, аргументирует свои ответы. | Ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя. Ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя. | Ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия. Затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. |
Знания, умения, навыки сформированы – 2 балла.
Знания, умения, навыки на стадии формирования - 1 балла.
Знания, умения, навыки не сформированы – 0балл.
Начало учебного года – н.г.
Конец учебного года – к.г.
Имя, фамилия ребенка | Неживая природа | Растительный мир | Животный мир | Рукотворный мир | ||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
1.Ян А. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
2.Сережа А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3.Сережа Б. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
4.Матвей Г. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5.Стеша Г. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
6.Василиса Г. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
7.Саша Г. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
8.Стеша К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
9.Артем К. | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
10.Леша К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
11.Глеб К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
12.Давид К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
13.Маша М. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
14.Савелий Н. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
15.Матвей О. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
16.Маша О. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
17.Алиса К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
18.Дима П. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
19.Ева С. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
20.Аня С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
21.Лиза С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
22.Влад Т. | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
23.Варя Т. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
24.Катя Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
25.Максим Т. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
26.Никита Т. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
27.Ева Ч. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
28.Соня Ч. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
29. Вика Ш. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
30. Артем Ф. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Прослеживается положительная динамика:
- уровень знания и умения не сформированы отсутствует;
- уровень знания и умения сформированы повысился и составил 84%.
У детей повысился уровень представлений о растительном и животном мире. Формируются представления детей об объектах не живой природы (солнце, почва, вода, воздух), о производстве разных материалов (древесина, бумага, ткань, пластмасса, стекло, резина, металл) их свойствах и значении в жизни человека. Дошкольники приобрели первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Все это свидетельствует об эффективной работе по формированию экологических представлений детей подготовительной к школе группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое обследование уровня сформированности речевых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста
В документе описана методика М. П. Злобенко...
Схема обследования уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков
Автором методики обследования является доктор психологических наук Т.Г.Визель...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...
Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением сп...
Мониторинг по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста
Мониторинг по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста...
Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей группы
Диагностическая карта обследования уровня сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей второй младшей группы...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)
Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....